Путешествие в картину
Клеонова И.В.,учитель-логопед;Константинова Л.А, воспитатель
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В связи с модернизацией образования, введением ФГОС, система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников. Во многом от нас, взрослых, зависит, каким будет ребенок в ближайшем будущем, каких он сможет добиться успехов в жизни и внести свой вклад в дела общества, свою страну.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешают ребенку учиться, не могут в полной мере раскрыть его природные и интеллектуальные возможности.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью системы образования, которые способствуют реализации возможностей каждого ребенка в интеллектуальном, эмоционально-волевом, нравственно-духовном развитии.
Одним из таких учреждений является наше дошкольное бюджетное образовательное учреждение компенсирующего вида. Коррекционная работа в ДОУ проводится в тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, психолога.
По данным литературы и собственных наблюдений, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Им очень сложно построить и удержать в памяти грамотную фразу, не говоря о рассказе. От уровня овладения связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажным картинам. Для дошкольников с ОНР этот вид рассказа особенно сложный, он зависит от особенностей психического и познавательного развития детей.
Эту проблему вот уже несколько лет педагоги нашей речевой группы успешно решают через ознакомление детей с картинами и творчеством известных русских художников - пейзажистов, таких как: Левитан, Саврасов, Волков, Кустодиев, что помогает развивать у детей чувства любви к прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, любовь к своему краю.
В своей работе мы используем как традиционные так и нетрадиционные методики.
Используя традиционные методики знакомства с картинами художников мы не получали желаемых результатов. Детям было трудно сосредоточиться, сложно выделить главные объекты в пестром калейдоскопе картины.
Из-за скудного пассивного и активного словаря дети не могли построить даже ответ на наводящий вопрос взрослого.
Одной из нетрадиционных форм работы является методика И.Н.Мурашковска, Н.П.Валюмс «Картинки без запинки», разработанная с использованием ТРИЗ. Такая методика дает большие возможности в работе над пополнением активного словарного запаса детей и развитием связной речи, стимулирует индивидуальное восприятие картины каждым ребенком.
Поскольку слухоречевая память детей развита хуже, чем зрительная, работа над картиной проходит с опорой на наглядность.
Для поддержания интереса у детей мы придумали игровой персонаж -Тюбик и игровой предмет – видеокамеру. Все это повышает мотивацию, заинтересованность в выполнении заданий, помогает разделить радость от увиденного.
Учитывая особенности наших детей, нам пришлось немного адаптировать методику.
Работа строится следующим образом:
1 этап – Знакомство с картиной.
Рассказ педагога о художнике и его картине в сопровождении музыкального произведения известных композиторов и стихов русских поэтов, созвучных данной картине, беседа о настроении картины, о времени года, погоде (это позволяет развить художественный вкус, любовь к родной земле, краю).
2 этап – Учить детей выделять объекты из картины
Приходит в гости Тюбик с волшебным предметом «видеокамерой» и предлагает каждому из детей выделить объекты картины. Волшебный предмет нужно навести так на картину, чтобы в ней был виден только один объект. В этом случае дети мотивированы и становятся более наблюдательными, что позволяет им выделять четко каждый объект, а впоследствии и детали объекта. Возрастает познавательный интерес и дети с увлечением соревнуются в поисках чего - то такого, что другие еще не заметили.
С детьми договариваемся, что все объекты будем зарисовывать на листе бумаги схематично в виде моделей (модели предлагают дети), обводя их в кружочек или квадратик. Объекты зарисовываются в соответствии с расположением их на картине (ориентировка в пространстве). Сначала объекты зарисовывает педагог, в дальнейшем, когда дети овладеют этим методом, они самостоятельно зарисовывают объекты.
3 этап – Учить объединять объекты картины между собой.
Для этого наш Тюбик предлагает навести порядок в картине – соединить части в целое. Рассматривая зарисованные объекты, нужно найти два, которые могут быть связаны между собой по смыслу, и соединить их линией. Свой выбор нужно постараться обосновать, т.е. составить короткое, возможно нераспространенное, предложение.
4 этап – Учить детей «раскрашивать» объекты картины яркими характеристиками:
- подобрать «красивые слова» - признаки, свойства к выделенным объектам;
- подобрать «слова-действия» к объектам.
Тюбик предлагает отправиться в путешествие и «войти» в картину, что позволяет детям усилить ощущения, используя каждый орган чувств.
Дети подбирают характеристики к объектам, опираясь на свой собственный опыт. Это способствует развитию воображения, памяти. На этом этапе возможно использование соревновательного элемента «Кто больше?» подберет слов.
5 этап – Учить детей составлять распространенные предложения, соединяя объекты между собой, используя ранее подобранные «красивые слова» и «слова-действия», с последующей зарисовкой получившихся предложений пиктограммами.
6 этап - Проговаривание получившихся предложений с опорой на наглядность (репродукция картины и зарисовки предложений).
7 этап - Пересказ коллективно составленного рассказа по картине.
Такая кропотливая работа по одной картине может проводиться на протяжении целой недели, а то и двух, в зависимости от уровня подготовки детей.
Методика позволяет решать следующие задачи:
- учить детей работать в коллективе, не бояться высказывать своё мнение;
- познакомить с творчеством художников-пейзажистов, а также поэтов и композиторов;
- развивать у детей внимание, память, творческое воображение;
- развивать ориентировку в пространстве, на листе бумаги;
- детально разобрать картину (накопить предметный словарь);
- увеличить словарь слов-признаков (с опорой на выделенные объекты картины);
- увеличить глагольный словарь (подбирая слова-действия к каждому объекту картины)
- составить предложения, соединяя между собой объекты картины;
- отрабатывать различные грамматические категории русского языка;
- составить связный рассказ по картине.
Новизной является - использование в работе мультимедийных презентаций, использование интерактивной технологии MimioStudio, которые повышают эффективность коррекционного процесса, делают его более разнообразным и выразительным, повышают активность, любознательность, реализуют индивидуальный подход в обучении.
Вот какой результат совместной работы по картине И.Левитана «Золотая осень» получился с детьми подготовительной группы.(рис.1)
Наступила золотая осень. Она раскрасила разноцветными красками деревья. Только дубы остались зелёными. Стоит тёплый солнечный денёк. По небу плывут белые, лёгкие облака. На лугу берёзовая роща. На косогоре у реки стоят молодые тонкие берёзки, и от них падают тени. Вдалеке за полем виднеется деревенька. Вдоль берега длинной узкой реки растут маленькие кустики. Впечатление от этой картины лёгкое, радостное.