Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей старшей группы детского сада (5– 6 лет)
"КУКЛА АНЯ"
Гусарова Ирина Александровна,
учитель – логопед, ГАДОУ детский сад № 125
комбинированного вида Выборгского района
города Санкт-Петербурга
Коррекционные задачи:
- закреплять артикуляцию и правильное произношение звука [А]
- совершенствовать фонематическое восприятие звука [А]
- учить определять на слух позицию звука [А] в словах
- формировать длительность ротового выдоха
- Формировать интонационную выразительность речи
Образовательные задачи:
- обогащать словарный запас детей при помощи использования предметных картинок
Развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание
- развивать интонационную выразительность
- развивать мелкую моторику рук
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к играм с куклой
Использование современных образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика «Пальчики» (кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия)
- технология музыкального воздействия - колыбельная «Спи, моя радость, усни»
- артикуляционные упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Надуй шарики», «Часики»
Материалы и оборудование
- Музыкальный центр и фонограмма колыбельной
- Демонстрационная кукла Аня
- Предметные картинки (звук А)
- Иллюстрация «Паровозик с вагончиками»
Ход логопедического занятия
1. Организационная часть:
Логопед: К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук [А]. Это ее любимый звук. Какой звук любит Аня?
Дети протяжно повторяют звук [А]
Логопед: Посмотрите, Аня принесла нам целую коробочку с картинками. Хотите посмотреть?
1. Основная часть:
Логопед: На картинках нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.
Логопед произносит слова, начинающиеся на звук [А], выставляя предметные картинки: Айболит, апельсин, аист, абрикос, выделяя звук [А] голосом. Дети хором повторяют.
Логопед: Вы слышите в этих словах звук [А]?
Логопед: Эти слова начинаются на звук [А], как имя нашей гостьи. Как её зовут?
Дети: Ааааааааня!
Логопед: Какой красивый звук [А] у вас получился! Давайте вспомним, что мы знаем про этот звук?
Логопед: Горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь). Воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает. Рот широко открыт, «большие ворота». Звук можно тянуть, петь, громко крикнуть.
Дети проверяют: тянут звук, поют звук тихо и громко.
Логопед: Ой, как громко вы пели, даже пальчики испугались, стали прятаться!
Проводится пальчиковая гимнастика «Пальчики» - кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом одновременно двумя руками вместе.
В прятки пальчики играли и головки убирали.
Вот так, вот так, вот так, вот так, вот так они головки убирали.
Поочередно сгибаем каждый пальчик, начиная с мизинчика.
А потом они плясали.
Разогнуть пальцы и пошевелить всеми одновременно.
Логопед: Аня предлагает вам поиграть. Хлопните в ладошки, когда услышите звук [А]
А, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
Ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок
Сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.
Логопед: Посмотрите, Аня принесла для вас паровозик с вагончиками.
Логопед: Я буду показывать вам картинку. Если там нарисовано то, что начинается на звук [А], мы повезём это в первом вагончике, в розовом. Если звук [А] спрятался в середине слова, эта картинка для второго вагончика, зелйного. А, если звук [А] в конце слова, это – пассажир для третьего вагона, голубого.
Показываются картинки: шар, мышка, кошка, мак, арбуз, автомобиль, труба, автобус, тапки. Дети вставляют картинки в нужные окошки вагончиков.
Логопед: Устала наша Аня, давайте уложим её спать. Помогите мне, споём ей колыбельную. Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем.
Дети произносят звук [А] хором вместе с логопедом, с разной силой голоса – тише, громче.
Логопед: Помните, рот широко открыт. Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик язычка находится у нижнего заборчика, язычок плоский.
Технология музыкального воздействия - колыбельная «Спи, моя радость, усни»
Дети под музыку качают на руках воображаемого малыша и поют ласково: АаАаАаАаАаАаАаА… .
Логопед: отдохнула Аня, проснулась, стала зарядку делать, да не простую зарядку, а для язычка и губок. И мы тоже такую зарядку сделаем! Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Надуй шарики», «Часики»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем («Заборчик»)
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи («Трубочка»)
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем («Надуй шарики»)
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов? («Часики»)
3. Заключительная часть:
Логопед: Кто пришел к нам сегодня на занятие? Какой звук любит Аня? Какое слово ты запомнил со звуком [А]? А теперь Аня приглашает вас играть в кукольном уголке.