Развитие слухового восприятия
Положиенко Ольга Васильевна,
ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга
Развитие слухового восприятия
То, что ребёнок узнаёт в детстве, остаётся на всю жизнь. Очень часто родители жалуются: "Я ему говорю, говорю, а он не слышит". Можно назвать много причин такого поведения ребёнка. Одна из низ - отсутствие достаточного внимания. И число повторений не может компенсировать невнимание. Поэтому в первую очередьработу надо направить на формирование у детей слухового восприятия, внимания и развитие слуховой памяти.
Знакомство с немузыкальными звуками
Мир, который нас окружает, наполнен удивительными и разнообразными "голосами" предметов. От нас, взрослых, зависит, сможет ли маленьбкий ребёнок услышать и понять их.Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень музыкальную картинку - надо только попробовать. Например, обыкновенный лист бумаги - а сколькоразнообразных вариантов звучания. Её можно рвать, мять, шуршать - и сразу появляются образы: шелестят листья в парке, снег скрипит под ногами.
Игра "Что звучит?" Сначала изучите с детьми звуковые возможности предметов, которые будут использоваться в дальнейшей работе. Это могут быть кубики, карндаши, бумага, природные материалы и всё то, из чего можно извлечь звук. Дети садятся на стульчики, завкрывают глаза и вслушиваются в звуки, которые руководитель извлекает из предметов, определяют характер звучания, учатся сравнивать, аналилизируют. Обязательно поддержите инициативу ребёнка. Предоставьте ему возможность проявить свою индивидуальность, реализовать идеи и задумки. Такие творческие упражненния способствуют развитию духовной и эмоциональной сфер маленького человека. Помогают понять и осмыслить образный язык музыки, его средства выразительности.
Определение источника звука
На занятия дети приходят уже с запасом определённых знаний и навыков. Они могут звукоподражать, работать с предметом. Но, попадая в непривычные условия группового обучения, теряются. На помощь приходит игрушка. Ребёнку привычнее говорить и выступать от её имени. Она поможет наладить игорвой контакт между детьми.
Игра "Где живёт игрушка?" Каждый ребёнок выбирает игрушку и встаёт с нею в круг. Ребёнок-водящий - в ценнтре с закрытыми глазами. Музыкальный руководитель показывает на кого-нибудь из детей, ребёнок "поёт за свою игрушку (например, мяукает котёнок). Водящий определяет какая игрушка и в каком направлении она "живёт". Если угадал - меняется местами..
Игра "У кого бубен?" Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанимент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящийи с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должнен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребёнка не из лёгких. Надо суметь, активизируя своё слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанимента тембр бубна.
Игра "Жмурки" Водящий с завязанными глазами ловит детей, подающих различные звуковые сигналы: они ааукают, зовут по имени, кукарекают и др. кого поймает - тот водит. Игры такого типа очень нравятся детям. Для них это эмоциональная разрядка, где проявляются активность и ловкость.
Иитация замкнутого пространства для водящего вносит ожидание неожиданного, таинственного. Обостряется слуховое воссприятие, дети учатся терпению и выдержке.
Игра"Пастух" Ребёнок с закрытыми глазами идёт за водящим, играющим на дудочке. Остальные дети отвлекают его, играя на других инструментах. Только имея определённое упорство. выдержку и настойчивость, можно усешно справиться с поставленной задачей..
Игра "Пчела" Игра на звукоподражание и изменениегромкости звучания. развивает воображение, способность передавать характер образов и музыкальных впечатлений. Руководитель звукоподражает пчеле:"Ж-ж-ж".Она летит издалека, приближается, кружится над головой, улетает. Очень интересна реакция детей на воображаемый образ. Чем больше раскрепощён ребёнок, тем выразительнее его движения.Предложите роль пчелы сыграть одному из детей. Руководитель будет комменитровать действия: "Пчела приближается" и т.д. Сольные выступления повышают сасооценку ребёнка, помогают приобрести собственный музыкальный опыт.
Инструментальные вариации
Прежде чем приступить к работе с музыкальными инструментами, дайте детям возможность поиграть на них.запаситесь терпением, потомучто способы самовыражения будут самые различные. первое робкое прикосновение к инструменту превратится в прыгание и бегание с ним с пением и выкриками. И это замечательно, Так ребёнок свободно выражает всю полноту удовольствия от игрового процесса. Но некоторые дети производятзвуковые экспериенты только над одним из инструментов. как помочь ребёнку помочь решить проблему выбора?
Игра "Инструментальный хоровод". На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети образуют внешний круг, под аккомпанемент ("Вальс-шутка" Д. Шостаковича) начинают играть на инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счёт "раз,два, три" переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так, пока не обойдут весь круг.
Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. сами расставляют стулья. раскладывают инструменты. им нравится, когда руководитель варьирует аккомпанимент, изиенняя темп. регистр. громкость звука. Желательно при смене сопровождения напоминать об образах, которые дети будут создавать с помощью инструментов: птичка поёт на веточке, козлёнок прыгает. Иногда дети сами предлагают темы для музицирования: часикитикают, дождик идёт.
Игра "Музыкальный обруч" Расположите обручи по кругу. В каждом - одинаковые инструменты по количеству детей. Правила такие же. как в предыдущей игре. Но здесь дети переходят от обруча к обручу группой. Для развития слухового восприятия и внимания руководитель для сопровождения может использовать инструменты. аналогичные тем, что лежат в обручах. Тогда дети переходят к тем инструментам, звучание которых слышат.