Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника

Сонина Марина Геннадьевна,
воспитатель д/с №72 Санкт-Петербурга

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.
Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о воз­можностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их.

Особая роль принадлежит взрослому (родителю, воспитате­лю), который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий побуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивает умение спрашивать, рассуж­дать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияет на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с ма­терью не проходит бесследно. Он активно откликается на голос матери и других близких, осуществляющих уход за ним. К трем месяцам при появлении матери, восприятии ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебирать ножка­ми, гулить. Это состояние психологи образно назвали «комплек­сом оживления».

К шести месяцам под влиянием общения со взрослым у ре­бенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляцион­ная гимнастика, которая развивает фонетический слух (различе­ние звуков речи). Малыш учится координировать слух и собст­венное произнесение звуков, подстраивать произнесение звуков к тому, что он слышит от взрослого: ааа-гууу, ба-ба-ба, да-да-да. Освоение звучащей материи языка в общении со взрослым имеет для маленького человека очень большое значение. В присутствии взрослого малыш гулит, всем поведением привлекая к себе вни­мание; звучащая речь вытесняет все остальные впечатления.

В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова: мама, папа, баба, деда, биби. Но это еще не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Взрослые повторяют произнесенные ребенком звуки (фонетически исправ­ленные), привлекая внимание ребенка к соответствующему чело­веку, предмету. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. Значения слов у детей не такие, как у взрослых. Например, слово кар для ребенка может значить и воро­на, и птица, и вертолет, а слово часы — только конкретные настенные часы, которые висят в его комнате.

Понимание речи маленьким человеком опирается на понима­ние предметных отношений, знания о назначении предметов, а также на понимание мимики и жестов взрослого, интонации речи. Если малышу сказать самые приятные слова сердитым голосом, он заплачет. И наоборот, улыбнется, слыша ласковый го­лос, если даже взрослый будет произносить совсем невеселые слова. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные, специально созданные взрослыми для облег­чения общения с малышом слова: ляля, биби, коко. Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного детства он осваивает правильное звукопроиз- ношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицатель­ную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослым. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрос­лым ознакомление детей со звуковой стороной слова: его зву­ковым и слоговым составом, ударением.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное раз­витие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явле­ние, действие, качество) и фонетической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.).

Дошкольник действует с предметами, рассматривает их, рас­сказывает о них. Связывая слово с представлениями об опре­деленном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качест­ва, свойства с уже известными, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоя­тельную деятельность и чувственный опыт.

В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обо­значается названием (словом). Новые названия вводятся в систе- му уже известных слов, накопленных в детском опыте. Но само­стоятельно переключить свое внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово перед ними выступает прежде всего со стороны своего значения, смыслового содержания. Особенно трудно для них звуковое раз­личение слова на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоя­тельно произнося их и интересуясь ими, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над зву­ковым строением слова.

Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нуж­но установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо разви­та, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, ко­торые помогли бы ему научиться анализировать звуковой мате­риал и осознавать свою речевую деятельность.

В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре (звуковой, слоговой), о звучащем слове — единице языка.
Овладение ребенком речью связано с его повышенным инте­ресом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слов, смысл которых ему еще не ясен (интонация одобрения и неодоб­рения), на ритм, звучание слов. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. Малыш уже в состоянии заметить неправиль­ность произношения звуков в словах своих сверстников, делает попытки исправить их («Не «таша», а каша»), т. е. ему становится доступным фонематическое различение звуков в слове.
Учась отличать одно слово от другого, придумывая песен­ки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их соче­тание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.

В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.
Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно руководит развитием его речевой деятельности.
Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате его умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное зву- копроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппа­ратом.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии»,— подчеркивал Д. Б. Эльконин (Вопросы психоло­гии учебной деятельности младших школьников.— М., 1962).

Важность наблюдений над звуковой стороной слова (шире — речи) для овладения родным языком, развития культуры речи подчеркивают многие советские педагоги.
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языко­вой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лек­сической, грамматической) и форм речи (диалогической и моноло­гической).

Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, замечает оттенки значений слов, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в связной речи и в повседневной жизни. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние. Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой орга­низации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками. В результате он постигает больше того, что получил непосредственно на занятии. Это своеобразный эффект послед­ствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»