Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Познавательный проект

Путешествие в удивительное рядом

Добраш Елена  Михайловна,
воспитатель ГБДОУ д/с №27
Калининского района Санкт-Петербурга

«Мир, окружающий ребёнка, -это прежде
всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский.

Цель:

Расширение представлений дошкольников об окружающем мире, организация совместной детско-взрослой исследовательской деятельности в природе,формирование бережного отношения к живым объектам ближайшего окружения.

Задачи:

1.Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней .

2. Стимулировать стремление детей  добывать знания, использывать их в игре.

3. Активизировать и обогащать  словарь об окружающем мире.

4. Побуждать детей к активности в поиске смысла происходящих изменений в природе .

5. Учить детей разумно строить свою деятельность.

6. Учить детей высказывать свое мнение.

Участники проекта: дошкольники старшей группы, воспитатель,родители.

Подготовительный этап:

1. Подготовка природного материала.

2. Подготовка детской литературы.

3.Подготовка дидактических и словесных  игр по ознакомлению с окружающим миром.

4. Создание альбома родителями о жизни растительного и животного мира .

5. Экран «Всё о природе».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

 Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей –это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Проект рассчитан на 1 год.

Два раза в неделю перед занятием педагог создаёт ситуацию (неожиданное появление знакомого и любимого предмета), которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать. Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. С помощью вопросов воспитатель  побуждает детей к составлению коротких рассказов из личного опыта, например: «Что мы знаем о кошке?», «Какое дикое животное похоже на неё?»

Дети с помощью воспитателя сравнивают домашних и диких животных одного семейства: кошку и рысь; собаку и волка; корову и лося; свинью и кабана; кролика и зайца. Углубляют знания о домашних животных, добывают новые знания о диких. Находят общие и отличительные признаки. Делают выводы о том , почему одни животные живут в лесу, а другие рядом с человеком. Дети лепят из пластилина животных,  используя природный материал, выполняют рисунки животных. Работы помещаются на стенд «Окно в природу», а в дальнейшем собирают  альбом «Удивительное рядом». Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса.

Подобная работа проводится с другими группами фауны – птицами.

Педагог помогает детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым. Дети совместно с родителями заготавливают корм для птиц, мастерят кормушки, вешают их на участке и ведут  дальнейшие наблюдения за птицами. На стенд «Окно в природу» дети помещают знак «?», который означает: «Мамы и папы помогите нам заготовить корм для птиц»

Дети и родители подбирают загадки о птицах. Педагог и дети лепят птиц из пластилина и  природного материала.

Создаётся для детей проблемная ситуация: на стенде «Всё обо всём» появляется изображение клюва птицы.

Дети узнают какой птице он принадлежит. Вместе с родителями составляют рассказ о птице и поясняют, что нового узнали о пернатом друге. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы. Дети рисуют птиц. Рисунки помещаются в альбом. Ребята в творческой игровой деятельности  «проживают» события и представления из мира животных и растений. Наблюдают за ростом, созреванием растений,  собирают их семена.

О птицах написано много рассказов, сказок, стихотворений, сложены песни. Дети учат стихи о птицах, поют песенки.

Педагог учит детей чувствовать себя в природе,  заботится о своём здоровье, приспосабливаться к новым сезонным условиям, устанавливать зависимость состояния здоровья человека от питания, активного образа жизни, отношения родных, близких, друзей, от привычки есть чистые продукты тщательно вымытыми руками. Дети от воспитателя и родителей получают представления о витаминах, о вредных для организма человека микробах Педагог организует встречу с поваром, врачом. Дети слушают их советы. Ребята рисуют овощи и фрукты, в них много витаминов. Рисунками пополняют альбом.

Тематика проекта проходит через все виды деятельности посредством модульного обучения.

Первый шаг – это мотивация и целеполагание: что удивительного есть в природе, жизни животных, птиц, что хотелось бы узнать. У ребенка мало информации: подумать, к кому можно обратиться за помощью (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче(разучивание стихов, чтение рассказов и т.д.). Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями. Из чего можно сделать? (пластилин, природный материал, бумага и т.д.)   Далее – практическая часть проекта, игры.

Например, тема «Пернатые друзья» реализуется через следующие виды деятельности дошкольников:

Ознакомление с художественной литературой.

Тема.  «Воробьи – воробушки» С. Егорова.

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией характер  птицы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.

Экология.

Беседа.  «Что мы знаем о птицах?»

Цель: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Продуктивная деятельность.

Коллективная аппликация.

Тема: «Синица, воробей, снегирь».

Цель: Закрепить навыки  работы с ножницами, учить составлять облик птиц пользуясь приёмом обрывания.

Рисование.

Тема: «Снегири на ветке рябины».

Цель: Учить детей переходить на начальном этапе  рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа.

Лепка.

Тема: «Учимся  лепить птиц».

Цель: Учить лепить птиц из целого куска  по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.

 Русская народная игра «Плетень».

Подвижная игра «Птичка».

Цель: Воспитывать выдержку у детей, научить бегать по команде друг за другом, не сталкиваясь.

Наблюдение за птицами на участке детского сада: поведение воробья, вороны.

Заключительный этап – презентация работ, фотографирование, выставка, оформление альбома.

Интегративная связь разделов программы направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей и коммуникативных навыков. Серия занятий объединяется одной темой, проблемой.

Темы изучаемых  модулей в ходе проекта:

*    Дары осени.

*    Уборка рожая.

*    Золотая осень.

*    Поздняя осень.

*    Дикие животные.

*    Домашние животные.

*    Здравствуй, гостья зима.

*    Познай себя, помоги себе сам.…………

*    Нехворайка.

*    Зимние заботы.

*    Проказы матушки зимы.

*    Животные и птицы Крайнего Севера и Тундры.

*    Животные жарких стран.

*    Весна идёт.

Календарный ритм, явления природы – тема, волновавшая людей с глубокой древности. Народ наблюдая за явлениями в природе, удивительно метко давал названия месяцам года. Дети получив информацию воспитателя, используя свой жизненный опыт выполняют тематические рисунки (сентябрь –« золотая осень»; октябрь – «рябинник»;«декабрь – «стужало» и т.д.). Оформляется выставка рисунков и помещается на стенд « Окно в природу»

В реализации этого проекта не маловажную роль выполняют видеоролики «Диалоги о животных», «Дикий мир», подготовленные родителями. Их просмотр способствует расширению кругозора и представлений о окружающим мире. Дети любят видеофильмы своих родителей, с удовольствием их смотрят.

Активизируя познавательную деятельность детей воспитатель на каждом занятии проводит экологические игры: «что перепутал художник», «нарисуй берёзу», «что сначала, что потом», «живое, не живое», «какое дерево лист потеряло», «назови овощ, фрукт, ягоду», «улетают, не улетают», «узнай птицу по её части», «собери птицу», «опавший лист», «четвёртый лишний», «на что похоже?», «радуга», «тёплый – холодный», «большой, маленький», «найди пару». Игровые упражнения: «каких птиц вы знаете», «кто больше назовёт птиц», «что в природе бывает круглым», «что это такое?», «назови одним словом», «бывает или не бывает», «живая – неживая природа», «кто последний назовёт птицу», «зимующие – перелётные», «накорми птиц», чтение рассказов о природе и животных (перед дневным сном).

На основе проведенных детьми наблюдений воспитатель проводит цикл интегрированных занятий:  «Путешествие  в удивительное рядом», расширяющих представление о природе, животном и растительном мире.

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и  сверстниками, дети  приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

1. Беседы с элементами дискуссии.

2. Занятия познавательного цикла

«Путешествие в удивительное рядом»

«Путешествие колоска».

Цель: Знакомство детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и чёрный хлеб.

Задачи: Развивать умение различать растения по характерным признакам (строении колоска, цвет, количество зёрен.

Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.

Народный календарь. Познакомить детей с народными названиями осенних месяцев.

Учить доказательности суждений и речи.

«Путешествие капельки»

Цель: Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно  - следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

«Путешествие в лес»

Цель: Активное познавательное отношение к миру, формирующее чувство принадлежности к природе. Развитие творческого воображения, находчивости. Любознательности, самостоятельности, мягкой моторики рук.

3. Чтение рассказов о природе и животных; явлениях в природе.

Авторы: И.Соколов-Микитов.  А.Толстой.  И.Бунин. К.Ушинский. Н.Сладков. С.Щипачёв. Г.Ладонщиков. М.Пляцковский. Е.Серова. Я.Аким.

М.Исаковский. В.Бианки. Г.Снигирёв. И.Суриков.

4.Фенологические наблюдения: за насекомыми; за красивыми разноцветными листьями на деревьях и кустарников осенью; за луной и звёздами; за птицами; сезонные наблюдения; за распустившимися почками; за комнатными цветами; выращивание растений; за ветками деревьев или кустов; за погодными явлениями; водой, воздухом, инеем на ветках, снежинками на рукавицах, причудливыми сосульками,  зимними узорами на окнах и т.д.

5.  Экскурсии в природу.

ТЕМЫ:

«В берёзовую рощу»

«В еловый лес»

«К пруду»

6. Деятельность детей.

- Рисование иллюстраций животного и растительного мира.

- Подбор иллюстраций к народным названиям месяцев

- Лепка животных и птиц

Работа с природным материалом: создание макета леса

- Разучивание стихов

- Оформление фотовыставки «Окно в природу»

-  Наблюдения и их фиксация

7. Продукт.

- Альбом с детскими рисунками

- «Портфолио» каждого изученного животного.

- Фотовыставка о животных животных.

- Макет «Лес», преображающийся по временам года,с различными представителями животного мира.

- Папка с  фенологическими наблюдениями.

- Фотовыставка «Все о природе»

Ожидаемый результат:

•         Расширение знаний детей об окружающем мире.

•         Развитие любознательности и познавательных способностей детей

•         Развитие творческого воображения

•         Развитие коммуникативных навыков

•         Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»