Методическая разработка
История, Память, Искусство
Колчина Виктория Романовна,
воспитатель ГБДОУ № 73
Невского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 73
Невского района Санкт-Петербурга
Формирование нравственно-патриотического воспитания у дошкольников и ознакомление с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.
Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, святящийся во мгле. Это он – солдат моей державы – Охраняет мир на всей земле! Памятник. Г. Рублев. Посвящается празднованию «Великой Победы» (памятники и исторические места, связанные с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.). Проводится в рамках ГБДОУ Детский сад № 73 Невского района города Санкт-Петербург. Тип проекта: 1. По деятельности: творческий, познавательно-игровой. 2. По времени проведения: краткосрочный ( с 21 апреля 2015 года по 28 апреля 2015 года). 3. Участники проекта: старшие дошкольники, педагоги, родители. Тема проекта: «Великая победа», а так же памятники и исторические места Великой Отечественной Войны. Конечный продукт: 1. Организация и посещение выставки посвященной Великой Отечественной Войны. 2. Коллективная работа «Вечный огонь». 3. Просмотр слайд-шоу о войне и памятниках боевой славы. 4. Проведение викторины, а так же совместное написание письма ветерану Великой Отечественной Войны. Актуальность данной темы. Великая Отечественная Война – одно из самых страшных, но в то же время, и героических событий в истории нашей Родины. 70 лет назад, 9 мая 1945 года, со слезами на глазах наш народ встречал этот радостный, долгожданный день. Нет такой семьи, которой не коснулась бы война. Мы потеряли друзей, отцов, матерей, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Горе коснулось каждого! Но вот уже 70 лет мы вспоминаем тех, кто ценой своей жизни, завоевал нам мир; поздравляем ветеранов войны и тружеников тыла. Уходят в прошлое военные годы, все меньше становится свидетелей тех страшных лет, но память о героических подвигах нашего народа будет жить вечно в наших сердцах. Обелиски павшим в бою и памятники воинской славы – это запечатленная в бронзе и граните история. Это наша память. Каждый год в день Победы сюда приносят цветы и возлагают венки потомки героев и участники боевых действий. Памятники нам рассказывают о прошлых событиях, воодушевляют на подвиги. Они имеют не только историческое, но и важное политическое значение, являясь мощным средством пропаганды. Они напоминают, что наша страна непобедима, могущественна и предупреждают врагов, что будет с теми, кто приходит на нашу землю с оружием. Западные средства массовой информации хотят исказить историю, умалить подвиг русского народа в Великой Отечественной Войне, а вандалы портят и оскверняют памятники. Поэтому сегодня мы, педагоги, должны больше и чаще рассказывать детям о героической истории нашей Родины, о боевых подвигах нашего народа, о том, что необходимо заботиться и беречь памятники Великой Отечественной Войны. Если мы хотим увидеть в наших детях достойных граждан, патриотов своей страны, то это должно быть центральным направлением работы с подрастающим поколением, начиная уже с дошкольного возраста. Именно этот возраст благоприятный, здесь закладываются духовно-нравственные основы личности, эмоции, чувства. В старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и такое чувство, как любовь к Родине. Сегодня «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - это принятая государственная программа, направленная на воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, проходя «красной нитью» через все виды детской деятельности. Цели: 1. Способствовать формированию и развитию нравственно-патриотического воспитания детей, старшего дошкольного возраста через ознакомление с героическими подвигами русского народа в годы Великой Отечественной Войны и памятниками боевой славы. 2. Воспитать гражданина и патриота своей страны. 3. Создать эмоционально положительный климат в группе и привлечь внимание детей и родителей к вопросам защиты и сохранения памятников, исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. Задачи: 1. Создать условия для обогащения знаний детей о Великой Отечественной Войне. 2. Расширять и систематизировать знания о войне через знакомство с художественной литературой, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр фильмов и проведение бесед с использованием конкретных исторических фактов, доступных детям. 3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, гордость за свой народ. 4. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и к истории своего Отечества, бережное отношение к памятникам Великой Отечественной Войны. 5. Привлекать родителей к участию в оформлении группы на военную тематику, выполнять задания совместно с детьми. 6. Расширять словарный запас, развивать коммуникативные функции речи. Этапы: 1.Подготовительный этап. (Мотивационный этап). Цели: - диагностирование детей по данной теме; - составление плана по реализации данного проекта; - подбор и изучение литературы по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей; - мотивировать детей к изучению данной темы; - привлечение родителей с бору наглядного материала о Великой Отечественной Войне, в том числе памятников войны. Предполагаемый результат: собрана информация на выбранную тему. 2.Проблемно - деятельный этап. Цели: - реализация проекта в образовательную практику; - проведение совместных мероприятий с родителями; - оформление педагогами совместно с детьми уголков группы на тему Великой Отечественной Войны; - создание детьми коллективной работы «Вечный огонь»; - организация и посещение выставки посвященной Великой Отечественной Войне; - просмотр слайд-шоу «История, запечатленная в камне». Предполагаемый результат: появление познавательного интереса к истории нашего города, его боевым подвигам; формирование почтения и гордости к ветеранам Великой Отечественной Войны и людям старшего возраста; бережное отношение к памятникам Великой Отечественной Войны. 3.Заключительный этап (Творческий) Цель: - Анализ результатов проекта; - Определение перспектив; - Проведение викторины для детей; - Написание письма-ответа ветерану Великой Отечественной Войны; - Анкетирование родителей; - Обобщение опыта. Предполагаемый результат: работа будет продолжаться в других областях образовательной деятельности. Мотивационный этап. Содержание. Главная задача педагога на этом этапе – мотивировать детей, вызвать у них желание больше узнавать о Великой Отечественной Войне, повысить интерес к истории нашей страны, к подвигам ее народа. Педагог вносит в группу конверт с письмом от ветерана Великой Отечественной Войны и читает его детям. В этом письме ветеран рассказывает о своей жизни, боевом пути, о самом важном празднике его жизни. Задаёт детям вопросы, которые его беспокоят; интересуется отношением подрастающего поколения к событиям 1941-1945 годов. Письмо ветерана. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Сергей Викторович Смирнов. Мне уже 89 лет. Я ветеран Великой Отечественной Войны. Когда мне было 20 лет, я ушел сражаться на фронт. Прошел от Ленинграда от Берлина. У меня есть боевые награды: «За отвагу», «За освобождение Берлина», «За участие в Великой Отечественной Войне». Война – это страшное время, но я всегда верил, что победа будет за нами. Победу 9 мая 1945 года я встретил в Берлине. И вот уже 70 лет каждый год 9 мая для меня – Великий праздник. Знаете ли вы, что это за праздник? Как вы отмечаете этот праздник в своей семье? Несете ли вы с родителями 9 мая цветы к памятнику Советского солдата? Почему горит Вечный огонь? Напишите мне ответ, пожалуйста. Мне очень интересно знать, что сегодня дети знают и думают о тех далеких годах 1941-1945. С уважением, Сергей Викторович Смирнов. Проблемно-деятельный этап. Содержание. Организованная деятельность в разных видах деятельности Организованная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды Взаимодействие с родителями Писатели о войне. Г. Рублев «Памятник», А. Твардовский стихи 1942 года, К. Воробьев рассказы о войне. Чтение художественной литературы; рассказы и стихи о войне «Здесь похоронен красноармеец» С. Баруздин; «Шинель», «Первый ночной таран», С. Алексеев; «Шел по улице солдат» А. Митлев. Заучивание стихотворений на военную тематику. Отбор книг на военную тематику. Оформление книжной выставки на военную тематику. Рассмотрение картин о войне и памятников Великой Отечественной Войны. Художники о войне: В.М. Сибирский картина «Штурм Берлина», Н.С. Присекин картина «Битва за Киев», А.Е. Корнеев картина «Блокада Ленинграда». Трудовые поручения. Посадка цветов на клумбе детского сада в честь Дня Победы. Отбор иллюстраций военной тематики. Собирание пазл: «Самолет», «Танк» и другие. Помощь родителей в оформлении помещений группы и музыкального зала к празднику Дня Победы (рисунки, поделки, открытки выполненные совместно с детьми). «День победы» (прослушивание песен о войне, беседы о героях Великой Отечественной Войны). Сюжетно-ролевая игра «Летчики», «Пограничники»; подвижная игра «Сними часового». Дидактическая игра «Военный калейдоскоп»; подвижная игра «Самолёт». Подборка материала о Великой Отечественной Войне для организации выставки; оформление стенда «Что и как рассказать детям о войне»; рекомендации для родителей (какие исторические места и памятники посетить в нашем районе и в городе. «Вечный огонь» коллективная работа. «Боевые задания» физкультурный досуг на прогулке. Чтение стихотворения «Салют» О. Высотская. Дидактическая игра «Мы – спасатели». Информационный стенд на тему: Программа празднования Дня Победы 9 мая 2014 года в нашем городе. Рекомендации: возложение цветов к памятникам Великой Отечественной Войны. Экскурсия на выставку посвященную Великой Отечественной Войне; Слайд-шоу «История, запечатленная в камне». Дидактическая игра «В дружбе наша сила», «Один за всех и все за одного». Рисование, лепка, конструирование на военную тематику. Посещение родителей с детьми выставки организованной в детском саду. Рассказ о нашей выставке. «Никто не забыт, ничто не забыто». В преддверии 70 летия со дня Великой Победы в нашем детском саду, благодаря активной помощи родителей, была открыта выставка, посвященная Великой Отечественной Войне. На ней представлены экспонаты, фотографии, книги, ордена и медали. Благодаря этой выставке у детей возрос интерес к событиям 1941-1945 годов. Выставка организована в музыкальном зале нашего детского сада. В её оформлении большую помощь оказала семья Дианы Купуньи, которая изготовила баннер с изображением памятника «Родина - Мать зовет». Георгиевскую ленту сшила мама Ксюши Ивановой. Памятник неизвестному солдату нарисовала мама Маши Савиной. Позже добавилась созданная коллективная работа наших детей «Вечный огонь». Саша Морозов принес из коллекции своего папы точные копии моделей военной техники времен Великой Отечественной Войны. Это произвело на ребят неизгладимое впечатление. Фотографии ветеранов из фронтовых альбомов и личные вещи принесла Настя Афанасьева и Алина Волкова. Дети с большим интересом рассматривали альбомы, ордена и медали ветеранов. Старинный аккордеон, привезенный из Берлина в годы Великой Отечественной Войны прадедушкой Пети Савича, был у нас на выставке. Под аккордеон вместе с музыкальным руководителем спели песню «Катюша», а так же ребята слушали записи песен военных лет «День победы», «Священная война». Ребятам воспитатель рассказал подлинную историю участника боевых действий летчика Киселькова Ивана Ивановича. Дети читали выученные стихи ко Дню Победы. Здесь же была оформлена книжная выставка на военную тематику. Особое внимание на выставке обратили внимание на фотографии и изображения памятников Великой Отечественной Войны. В рамках проекта детям показали слайд-шоу «История, запечатленная в камне». Здесь визуально, в доступной и интересной форме ребята вспомнили события Великой Отечественной Войны, ее героев, а так же об исторических местах и знаменитых памятниках Великой Отечественной Войны. Рассказ о биографии летчика героя войны Киселькова И.И. Кисельков Иван Иванович родился 3 марта 1921 года, окончив школу поступил в лётное военное училище, после которого пошёл на войну в 1941 году. 12 августа 1942 года с целью снижения активности люфтваффе "ильюшины" 8-й ВА нанесли сосредоточенные бомбоштур-мовые удары по трем основным аэродромам противника - Ольховское, Подольховское и Обливское, на которых базировалось до 180 немецких самолетов. Первый удар был нанесен на рассвете силами 13 Ил-2 226-й и 228-й шад под прикрытием истребителей по аэродрому Обливское, на котором немцы сосредоточили до 100 Ju88 и Bf109. К аэродрому "ильюшины" вышли на самой малой высоте и с "горки" атаковали самолеты противника на стоянках, построенных, как на параде, в одну линию - промахнуться было сложно. Удар был настолько неожиданным, что немецкие зенитчики открыли огонь только после первого захода "Илов", а истребители так и не смогли взлететь для отражения атаки. Расстреляв боезапас, Ил-2 без потерь вернулись на свой аэродром. Несколько позже 8 Ил-2 686-го шап 206-й шад под прикрытием 12 Як-1 из 269-й иад и 5 ЛаГТ-З из 235-й иад нанесли бомбоштурмовые удары по аэродромам Ольховский и Подольховский. Этот удар закончился для советских летчиков трагически. Противник был начеку - Ил-2 были встречены плотным зенитным огнем. Пробившись через стену огня, "ильюшины" ударили по стоянкам немецких самолетов. На втором заходе "Илы" были атакованы 30 (!) Bf109, однако последних связали боем истребители прикрытия, что дало возможность штурмовикам спокойно отработать над целью. При отходе от цели "мессершмиттам" все же удалось прорваться к Ил-2. В первой же атаке был сбит ведущий группы командир полка м-р П.И.Зотов (через 5 суток с обожженным лицом комполка вернулся в родной полк). В завязавшемся воздушном бою мл.л-т И.И.Кисельков, применяя маневр "ножницы", сбил 2 Bf109, однако от пулеметно-пушечной очереди в упор его Ил-2 получил повреждения. Кисельков И.И был ранен в голову, но все-таки сумел дотянуть до своей территории и посадить самолет на фюзеляж в районе сх. Буденный. После пяти попаданий снарядов потерял управление Ил-2 командира звена л-та М.С.Небольсина, который совершил вынужденную посадку на своей территории в районе н.п.Подстепное (прибыл в полк на третьи сутки). Был подбит и сел на вынужденную заместитель командира эскадрильи ст.л-т Я.Н. Топорков (вернулся в полк на вторые сутки). В неравном воздушном бою с истребителями люфтваффе геройски погибли командир эскадрильи к-н П.Е. Батрак, с-т В.А.Мухин, с-т С.К.Смоляков. Таким образом, 686-му полку удалось выполнить поставленную боевую задачу ценой потери 8 Ил-2 и трех летчиков. Воздушный бой истребителей прикрытия с "мессерами" закончился в пользу пилотов люфтваффе - 7:3. На счет штурмовиков были записаны 2 Bf109, сбитых младшим лейтенантом Кисельковым И.И. По данным агентурной разведки и докладам экипажей в результате бомбоштурмовых ударов Ил-2 8-й ВА по аэродромам противника было уничтожено и выведено из строя 89 самолетов люфтваффе. Кисельков И.И. и его боевые товарищи. Фото с войны. На таких самолётах мой дедушка воевал с противником. 3.Творческий этап. Содержание. Итоговым мероприятием стала викторина. Она показала знания детей, их эрудицию, что они запомнили, что им было интересно. Педагоги отметили моменты, на которые необходимо обратить внимание при ознакомлении детей с подобной тематикой в будущем. Вопросы к викторине. 1. Какой праздник отмечают 9 мая? 2. Почему он называется «День победы»? 3. Какая техника использовалась на войне? 4. Каких героев войны вы знаете? 5. Как сегодня мы узнаем о тех событиях войны? (памятники, музей, книги, стихи); 6. Какие памятники вы знаете? 7. Почему к памятникам возлагают цветы? 8. Почему нужно заботиться о памятниках Великой Отечественной Войны? 9. Почему наш город – город герой? 10. Как награждали героев? 11. Почему участников Великой Отечественной Войны мы называем героями? 12. Есть такая пословица: «Победа деда – моя победа!». Как вы ее понимаете? Ответ детей ветерану Смирнову Сергею Викторовичу (письмо написано педагогами со слов детей). Уважаемый, Сергей Викторович! Мы, дети подготовительной группы детского сада № 73. Поздравляем Вас с Великим Праздником Победы. Наша страна победила фашистов. Мы узнали много нового о войне. Особенно нам понравилась выставка. На ней мы видели модели военной техники, брали их в руки. Видели настоящие награды: ордена и медали даже орден Красной Звезды. Нам понравились песни о войне, особенно «Катюша». Мы пели ее вместе с воспитателями и посветили ее всем героям войны. Еще мы узнали о подвигах участников войны. В нашем городе горит Вечный огонь. Он не погаснет никогда, потому, что память о войне – вечна! Из слайд-шоу мы познакомились со многими памятниками посвященные Великой Отечественной Войне. К ним возлагают цветы, этим люди проявляют свое уважение. Памятники напоминают нам о событиях Великой Отечественной Войны, о подвигах воинов. Мы обязательно с родителями пойдем 9 мая возлагать цветы к памятникам, а потом пойдем смотреть салют. 9 Мая – это радостный праздник, потому что мы победили! Спасибо, Вам за Победу! С уважением, дети подготовительной группы. Заключение. Моя работа имела цель привлечь родителей и приобщить детей к теме сохранения памятников, исторических мест Великой Отечественной Войны, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны. А так же доступно и интересно рассказать детям о Празднике 9 мая. Хочется надеяться, что, узнавая судьбу своей страны и ее героев, дети будут уважать и гордиться историей Родины, беречь памятники и заботиться об их сохранении для будущих поколений. Обеспечение проекта: 1. Методическая литература. 2. Наглядный материал для бесед. 3. Литературные произведения, песни, картины, изображение памятников о войне. Техническое обеспечение: 1. Магнитофон. 2. Диски с песнями о войне. 3. Ноутбук. 4. Проектор. Список литературы: 1. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973. 2. Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980. 3. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. — М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. — Том 1. Суровая школа. 4. Латыпов К.К. Витязи крылатые. — М.: ООО «Дельта-НБ», 2005. 5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, М.: ТЦ Сфера, 2006. 6. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Христомотия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983. 7. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 8. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 9. Безлепкин Б., Шишов А. Гордиться славой предков. Дошкольное воспитание, 2-2002.