Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка по слушанию музыки
для детей старшего дошкольного возраста

Петербургские композиторы XIX века

Туссина Ольга Павловна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №15
Выборгского района Санкт-Петербурга

 От автора.

Вся история русской музыкальной культуры неразрывно связана с Петербургом. Нет, пожалуй, ни одного выдающегося композитора ХIХ века, судьба которого так или иначе не была бы связана с нашим городом.

До поры до времени неодолимая тяга к месту, где ты родился и вырос, как бы спят в человеке, но обязательно приходит время, когда это чувство просыпается в нем и тогда возникает великая любовь к родине. Каждый ребенок с рождения является частью своего этноса, культуры города. И в годы своего становления человек проникается духом родного города, становится его органической частью. Любая мелочь, связанная с Петербургом, заставляет его душу трепетать.

Дух города – это, прежде всего, культурное наследие – произведения композиторов, живших и творивших в нашем городе. Это они несут те частички духа Петербурга, который в сознании каждого горожанина и складывается в образ города.

Предлагаемая методическая разработка по слушанию музыки «Петербургские композиторы ХIХ века» поможет приобщить ребенка к музыкальной культуре нашего города и адресуется педагогам и родителям.

Все монографические главы примерно построены по единому плану: основное место в них занимают творческие биографии композиторов ХIХ века, живших в Петербурге в форме небольших рассказов с подборкой литературы о каждом; список важнейших музыкальных произведений, созданных этими композиторами.

Небольшие рассказы педагог может применять творчески; варьировать приемы, опираясь на собственный педагогический опыт, предполагающий разнообразие форм и методов обучения.

Цель методической разработки по слушанию музыки «Петербургские композиторы XIX века»: Формирование личности юного петербуржца, традиционного носителя культуры нашего города через  знакомство детей с композиторами, которые жили и творили в нашем городе Санкт — Петербурге.

Задачи:
Воспитывать чувство гордости за Петербургских композиторов- талантливых, красивых душой, добрых и искренних людей, осознавать свою причастность к ним, петербуржцам.

Воспитывать веру в свои силы, неисчерпанные возможности, талант.

Воспитывать желание трудиться, что как можно полнее, развивать свои способности.

Раскрыть удивительную радость наслаждения музыкой.

Воспитывать культуру поведения, культуру слушания музыки, уважительное отношение к исполнителям.

Воспитывать музыкально — эстетический вкус, обогащая детей музыкальными впечатлениями

Дать представление о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная);

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами (арфа, фагот, гобой);

Продолжать формировать умение слышать мелодию и ориентироваться на нее при определении настроения музыкального произведения.
Продолжать формировать собственную систему нравственных и эстетических ценностей.

Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка - дополнение к образовательной программе по слушанию создана для детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 6-7 лет является благоприятным для воспитания музыкального восприятия. В этом возрасте необходимо пробуждать в ребенке интерес к музыке, учить понимать и переживать ее содержание. Это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой художественной культуры, обогащение их слухового опыта, но и формирование различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.

В настоящее время современная массовая школа еще очень часто сводит обучение к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Поэтому развитие творческого начала, творческих способностей определяется данной методической разработкой как приоритетное направление, как актуальная проблема развития личности ребенка, без которой процесс образования будущего музыканта представляется неполноценным.

Недостаточно научить ребенка каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке. Важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

Детское творчество на занятиях музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им не известное в мире музыки.

Формы проведения занятий.

На музыкальных занятиях активно чередуются различные виды и формы деятельности, благодаря чему и происходит адаптация ребенка в сфере искусства, выявляются его склонности и интересы. Разнообразие форм и методов деятельности позволяет поддерживать интерес к предмету, стимулирует развитие их творческого потенциала. Основная форма проведения занятия – рассказ-беседа – обогащается множеством дополнительных форм, таких как: творческая игра, дидактическая игра, командная игра-соревнование, викторины, (ребусы, загадки, кроссворды, вопросы по пройденной теме), мини-концерты, слушание музыки, музыкальная импровизация, просмотр учебных видеофильмов, знакомство с произведениями различных видов искусств и их анализ, создание тематических выставок рисунков, творческих работ дошкольников, конкурсы – домашних заданий, музыкальные, художественные.

Специфика программы состоит в том, что дети, кроме получения определенного количества знаний, умений и навыков, активно развивали свои творческие способности: фантазию и воображение.

Эффективность развития музыкального восприятия на занятиях слушания музыки в значительной степени определяется применением преподавателем разнообразных методов обучения.

Остановимся на основных методах, использующихся в современном музыкальном образовании и способствующих развитию музыкального восприятия на занятиях по слушанию музыки.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) занимают ведущее место среди методов обучения.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-изобразительный метод. Так, возможно с успехом использовать в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Схожие функции выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в "педагогике искусства".

Методом, активизирующим восприятие является такая форма деятельности как игра на простейших музыкальных инструментах - детских ксилофонах, металлофонах, звоночках, треугольниках, ударных инструментах (типа бубна и барабана), гармониках и др.
Для формирования полноценного активного музыкального восприятия детей в основе работы преподавателя должны лежать методы и приемы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Все зависит от профессионализма, творческой фантазии и изобретательности преподавателя-музыканта. Если ему удастся вызвать интерес детей и поддерживать его в течение нужного времени, необходимые предпосылки для успеха будут созданы.


 

Содержание:

  • От автора.

  • Пояснительная записка.

  • М. И. Глинка. Жизнь и творчество.

  • Основные произведения М. И. Глинки

  • М. А. Балакирев. Жизнь и творчество

  • Основные произведения М. А. Балакирева

  • П.И. Чайковский. Жизнь и творчество

  • Основные произведения П. И. Чайковского

  • Рассказы по истории Санкт-Петербурге

  • Литературный материал по слушанию музыки.

  • Краткий музыкальный понятийный словарь

  • Список используемой литературы


 


 

Михаил Иванович Глинка.

(1804 — 1857)

Однажды зимой въехал в Петербург большой, запряженный цугом

возок. За ним, скрипя полозьями, тащился обоз со всякими деревенскими припасами, рассчитанными на долгое житьё в столице. Путь обоза был не близкий. Он двигался из села Новоспасское Смоленской губернии, чтобы поместить в Благородный пансион при Главном педагогическом институте тринадцатилетнего Михаила Ивановича Глинку. Красивейший город мира — Петербург с первого же знакомства восхитил мальчика.

Так началась жизнь юного Глинки в Петербурге.

С самого раннего детства Мишу воспитывала бабушка Фёкла Александровна. Бабушка вечно сердилась, кричала на слуг, а мальчик не выносил грубости. Он плакал, прижимался к няне. Миша был одинок. Даже со своей сестрёнкой Полей бабушка запрещала играть. Да и родителям она велела пореже навещать сына.

Мальчику было скучно. Его не выпускали из душных комнат, кутали, поэтому он рос слабым, изнеженным и робким.

Всё переменилось после кончины бабушки. В доме появились гувернёры, преподаватели. Их поражала необычайная лёгкость, с которой юный воспитанник осваивал премудрости наук. Занятия проходили весело, непринужденно. И только на уроке музыки Миша становился особенно серьёзным и внимательным. Родители же и мысли не допускали, что сын может сделать музыку своей профессией. Стать музыкантом и развлекать публику они считали недостойным дворянина.

Чтобы подготовить Мишу к шумной жизни в столице, родители начали устраивать многолюдные танцевальные вечера. Из соседнего имения приезжал дядюшка со своим крепостным оркестром. Каждую свободную минуту Глинка отдавал музыке. Ему было мало одного инструмента. Часто он просил музыкантов дядюшкиного оркестра показать ему, как играют на скрипке или флейте. И напрасно окружающие говорили о больших музыкальных способностях Миши. Родители были против карьеры музыканта.

В Петербургском Благородном пансионе учились дети из дворянских семей. Гувернёром Глинки был Вильгельм Карлович Кюхельбеккер, друг Пушкина. В комнате Миши стояло прекрасное фортепиано. По вечерам вместе с Глинкой музицировали его товарищи. Иногда приезжал и сам А.С. Пушкин. Часто Миша ездил в театр и оперу, это приводило его в неописуемый восторг.

По окончании пансиона стало ясно, что усердного чиновника из Михаила не получится. В эти годы он продолжает изучать скрипку и фортепиано, начинает заниматься пением.

Молодой Глинка был свидетелем страшного наводнения в Петербурге. Вначале его забавляло, что при появлении воды на улицах города барыни поднимали платья до колен. Когда же вода достигла ножек рояля в комнате, Глинка едва успел перенести его с жильцами этажом выше.

Появление Глинки повсюду встречалось с радостью. Все знали: где Глинка,

там радость и воодушевление. Поочередно с друзьями он исполнял собственные романсы, несложные инструментальные пьесы, блестящие импровизации.. Но и это уже не удовлетворяло Глинку. Он хотел писать оперу, симфонию. А этому было необходимо специально учиться. В России же в ту пору не было специальных преподавателей, не было консерваторий!

Много горьких минут, бессонных ночей пришлось пережить композитору: часто не удавалось задуманное, а за помощью обратиться было не к кому.

И тогда Глинка начал самостоятельно изучать музыку великих композиторов — Баха, Гайдна, Глюка, Моцарта. Не пропускал ни одного концерта. Где только мог, старался услышать музыку великих классиков. Она волновала его до боли. Глинка был великим самоучкой, многое постиг своей гениальной интуицией. Несомненно, что в становлении Глинки как музыканта сыграло и общение с выдающимися людьми своего времени — пианистки Марии Шимановской, Одоевским, Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Дельвигом.

Так Жуковский предложил сюжет для его первой оперы «Иван Сусанин». Глинка заинтересовался предложением Жуковского и с воодушевлением принялся за сочинение музыки.

Работа шла успешно. В опере изображаются события 1613 года, когда польские захватчики вторглись на русскую землю и костромской крестьянин, зная, что его ожидает верная смерть, завёл отряд врагов в глухой лес и погубил их.

Так появилась первая русская опера с главным героем — простым русским крестьянином. Чтобы получить разрешение на постановку оперы, Глинка по совету друзей посвятил её царю — Николаю1 и по желанию монарха опера была названа не «Иван Сусанин», а «Жизнь за царя». Восторженно встретили оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский, благосклонно принял и царь. Этой оперой началась дорога её создателя, Глинки в бессмертие.

Вскоре после премьеры «Сусанина» Глинке предложили занять место хормейстера придворной певческой капеллы, что требовало огромной затраты сил, а так хотелось сберечь их для творческой работы!

Вскоре он отправляется на Украину — набирать певцов в Капеллу, целиком отдается этой работе, хотя и не приносила эта служба удовлетворения.

«Волшебным цветком, выросшим на русской почве» называли современники вторую оперу Глинки. Музыка «Руслана и Людмилы» и в самом деле волшебство. Поэму Пушкина «Руслан и Людмила» Глинка узнал ещё в юности.

(В пансионе Михаил учился вместе с братом А.С. Пушкина — Лёвушкой. Толстый и кудрявый Левушка обладал великолепной памятью и читал огромное количество стихов брата наизусть).

Герои этой оперы — люди добрые, смелые, а есть и злые, коварные, а то и просто трусливые. И каждому Глинка дал музыкальную характеристику, точную и красочную. Работа над оперой продолжалась пять с половиной лет.

В день премьеры сумрачный, угрюмый царь слушал оперу в своей роскошной ложе и, прекрасно понимая, что Глинка создал грандиозное, ослепительное произведение, какого в России ещё не бывало, но это не смягчило его негодования, и он вместе со своей свитой покинул театр задолго до окончания спектакля. В защиту Глинки выступил Одоевский и другие деятели русской культуры. Восторженно отнёсся к опере Ференц Лист — прославленный композитор-виртуоз, которому рукоплескала вся Европа.

Одно время Глинка думал навсегда оставить Петербург, уехать за границу. Так появился цикл из 12 романсов под общим названием «Прощание с Петербургом», особенно любимы «Попутная песня», «Колыбельная», «Жаворонок», «О, дева чудная моя».

Несколько раз Михаил Иванович Глинка уезжал за границу в Испанию, Францию. Появлялись всё новые и новые романсы, «Арагонская хота», «Камаринская», «Вальс — фантазия» и другие произведения.

А в апреле 1856 года Глинка выехал в своё четвёртое и последнее заграничное путешествие. Он уезжал умирать. В Берлине композитор простудился и слёг. Никого не было возле него. Чужие и равнодушные люди закрыли ему глаза. Прах Михаила Ивановича Глинки по настоянию его сестры перевезён в наш город и погребён на кладбище Александро-Невской Лавры.

Как бы счастлив был Глинка, если бы мог знать, что его гениальная музыка переживёт века, что её полюбит народ, который был источником его вдохновения.

Как и все русские люди, петербуржцы глубоко чтут память Глинки, ведь с Петербургом связано всё его творчество, все горести и радости его недолгой и прекрасной жизни.

На Театральной площади около Консерватории — памятник великому русскому композитору. А самое главное — в нашем городе постоянно звучит его музыка. На сцене лучших театров ставятся его оперы, редкий концерт вокальной музыки обходится без его удивительных по красоте и глубине романсов....

И это лучшее свидетельство неиссякаемой любви русского народа к своему сыну.


 

Основные произведения М.И.Глинки.


 

  • Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

  • Музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»

  • 80 произведений для голоса с фортепиано:романсы, песни, арии.

  • Симфонические пьесы:Испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь

в Мадриде», симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс

фантазия»

  • Инструментальные произведения.

  • Фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны



Милий Алексеевич Балакирев

(1836 – 1910)

Наверное, нет ни одного русского человека, любящего музыку, которому не было бы дорого имя Милия Алексеевича Балакирева.

Этот выдающийся музыкант сделал для нашей культуры необычайно много. Не случайно замечательный музыкальный критик В.В. Стасов говорил: «Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совсем другие».

Балакирев был человеком необыкновенной одарённости, всю свою жизнь стремящийся принести этот дар на пользу родному искусству. Руководитель Бесплатной музыкальной школы, дирижер концертов Русского музыкального общества, управляющий Певческой капеллой – вот официальные должности Балакирева, в которых он проявил себя настоящим музыкантом – патриотом, неустанным деятелем эстетического просвещения своего народа.

Однако в историю русской музыкальной культуры Балакирев вошел, прежде всего, как композитор, пианист, дирижер, страстный пропагандист прогрессивного музыкального искусства, признанный лидер «Могучей кучки», вдохновивший композиторов - современников на создание многих замечательных сочинений.

Творческая и личная жизнь Балакирева складывалась непросто. Как и у всякого выдающегося человека в ней были моменты взлёта и разочарования, удовлетворения и недовольства собственными успехами, но никогда Балакирев не оставался равнодушным и не был снисходительным ни к себе, ни к своим товарищам по труду.

Друзей у него было много. С самой ранней юности его личность привлекала к себе всех, кто встречался на её пути. Жизнерадостный, деятельный, волевой, целеустремлённый, одержимый жаждой знаний, интересующийся буквально всем, молодой музыкант неизменно располагал к себе. Свою цель жизни, стать профессиональным музыкантом, Милий Алексеевич избрал очень рано и следовал этой цели неотступно.

Родился он в Нижнем Новгороде в 1837году. В этом городе в отличии от музыкальных столиц России – Москвы и Петербурга – музыкальная жизнь была очень скромной и тихой, поэтому Балакирев не нашел в нём настоящих учителей. И в фортепианной игре, и, особенно в композиции, молодой музыкант был, по существу, предоставлен самому себе. Яркие музыкальные способности и жажда знаний привели однажды Милия Алексеевича в дом нижегородского помещика Улыбышева – большого любителя и знатока музыки. В этом доме Балакирев проводил многие часы, беседуя с хозяином – автором капитальных теоретических трудов о Моцарте и Бетховене, музицируя с друзьями Улыбышева. Но, пожалуй, главное, что неудержимо тянуло сюда Балакирева, это обширная музыкальная библиотека, где молодой человек мог черпать сведения по композиции из творческого наследия великих классиков – Баха, Моцарта, Бетховена. И всё же, для того, чтобы стать профессиональным музыкантом, изучения классического наследия было явно мало. Балакирев нуждался в хороших педагогах, а их в Нижнем Новгороде не было. В поисках новых учителей, новых впечатлений, Милий Алексеевич едет в Казань, а затем и в Петербург.

Со столицей связана вся дальнейшая жизнь композитора. Здесь он встретился с подлинными музыкантами – профессионалами, с яркой концертной и театральной жизнью, с яркими спорами об искусстве; здесь он получил признание и приобрёл много новых друзей.

Одним из первых, кому был представлен Балакирев в Петербурге, был великий Михаил Иванович Глинка.

Когда Милий Алексеевич исполнил ему свою фантазию на мотивы оперы «Иван Сусанин», родоначальник русской классической музыки сразу почувствовал в молодом человеке «дельного музыканта» и пригласил Балакирева чаще бывать у него дома. Так началась дружба двух замечательных русских композиторов, принадлежащих к двум разным поколениям.

Когда же весной 1856 года Глинка уезжал в Германию, в путешествие, из которого ему не суждено было вернуться, он назвал Балакирева своим приемником и подарил ему две испанские народные темы, записанные им собственноручно в Испании. (Так Глинка как бы завещал Балакиреву продолжить его дело, и Балакирев всю свою жизнь следовал этому завету).

В доме М.И. Глинки произошло знакомство молодого композитора с В.В. Стасовым. Этот замечательный человек, обладающий энциклопедическими познаниями широкими идейно - эстетическими взглядами, сразу выделил Балакирева из ряда молодых музыкантов. «Балакирев приехал в Петербург не учеником, - писал Стасов, - а целым молодым «профессором» и «приватдоцентом» русской национальной музыки. Сколько он знал и понимал в музыке, столько не знали и не понимали, кажется, все значительнейшие русские музыканты того времени вместе взятые». Вот такой оценки величайшего русского критика удостоился молодой Балакирев, которому в ту пору исполнилось всего лишь 20 лет!

Однако творческая жизнь Балакирева в Петербурге была не из лёгких!

Столичная аристократия хотела видеть в нём лишь пианиста – виртуоза, салонного музыканта – то есть того, кем меньше всего хотел быть сам композитор. Его наперебой приглашали на музыкальные вечера в богатые аристократические дома, но Милий Алексеевич вскоре принципиально воспротивился такой участи. Он понимал, что на пути каждого, кто хочет

достичь своей цели, неизбежно возникают трудности, которые надо уметь преодолевать, а главное, лишь беспрестанный труд даёт полное удовлетворение. Эту истину Балакирев усвоил с юности и не уставал повторять своим друзьям и ученикам.

Благодаря общительному характеру, огромному таланту, широте интересов Балакирев стал в центре молодого русского музыкального искусства. Со многими музыкантами встречался Милий Алексеевич в эти годы, так как часто выступал как пианист, дирижер, композитор, но постепенно круг его друзей сузился, и наиболее близкими стали отношения между ним и четырьмя молодыми композиторами – Н.А. Римским – Корсаковым, М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным и Ц.А. Кюи. Всех их объединяли общие идеалы в искусстве, общие цели, общие взгляды на музыкальное творчество. Так возникло прекрасное содружество русских музыкантов, которое с «легкой руки» В.В.Стасова вошло в историю под названием «Могучая кучка».

Конечно, все композиторы, входящие в «компанию» (так шутливо называли себя члены балакиревского кружка), были очень разными по масштабу дарования, по уровню мастерства и по своим характерам.

Самый старший среди всех – А.П. Бородин пришел в кружок уже достаточно образованным музыкантом и автором многих сочинений, а Н.А. Римский – Корсаков и М.П. Мусоргский только начинали пробовать свои силы в композиции. В то же время балакиревский кружок с самых первых дней своего существования стал удивительно дружным творческим коллективом, и заслуга в этом принадлежала Балакиреву. Он был к этому времени признанным всеми профессионалом, по праву считавшимся руководителем своего кружка.

Римский – Корсаков писал в своей «Летописи» о Балакиреве так: «Все слушались его беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными огненными глазами, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему факт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Как любили молодые композиторы собрания своего кружка! Чаще всего они собирались по субботам и всегда с нетерпением ждали друг от друга новых музыкальных тем, фрагментов новых сочинений или целых произведений.

Но не только музыка звучала на этих встречах – друзья любили много читать вместе, обсуждать прочитанное, спорить…

Милий Алексеевич оказался подлинным учителем, старшим другом своей «компании» - Бородину, Мусоргскому, Римскому – Корсакову, Кюи.

Ему обязаны эти композиторы своим «рождением», о чем они никогда не забывали, став прославленными, признанными мастерами. Именно Балакирев увидел в них , совсем молодых и неопытных музыкантах, будущую гордость русской музыки и направил их талант по верному пути.

Но сам, как это часто бывает, в своём творчестве во многом остался «в тени». Многие из произведений, начатые в пору расцвета его композиторского дарования, были закончены через огромный промежуток времени (15 – 20 лет ), многие так и не увидели окончательной редакции, но то сравнительно немногое, что выпустил «в свет» композитор, обладают огромной художественной ценностью, что говорит о замечательной одаренности их автора, о неповторимом национальном своеобразии его таланта.

Балакирев прикоснулся почти ко всем музыкальным жанрам, существующем в его времени, и в каждом создал прекрасные образцы:

две симфонии, одночастные симфонические произведения «Русь», «В Чехии», «Тамара», музыка к драме Шекспира «Король Лир», концерт для фортепиано с оркестром, романсы и фортепианные пьесы, среди которых «Исламей», справедливо считающийся одним из самых ярких сочинений русской камерной фортепианной музыки. Эти лучшие произведения композитора имеют большое историческое и художественное значение. Важнейшими чертами их стала глубокая правдивость и содержательность, близость к народной песенности, любовь к русской истории и быту своего народа.

Эти принципы творчества, завещанные Глинкой, Балакирев развил в своем творчестве и передал, в свою очередь, друзьям и ученикам. Так «музыкальный орел», так называл в своё время Балакирева А.С. Даргомыжский, оказал влияние на судьбу русской музыки.


 


Основные произведения М.А. Балакирева:

Две симфонии для оркестра

Увертюра на тему испанского марша

Увертюра на темы трех русских песен

Симфоническая поэма «Русь»

Чешская увертюра

Симфоническая поэма «Тамара»

Два концерта для фортепиано с оркестром

Камерно- инструментальные ансамбли

Пьеса для фортепиано «Исламей»

Сонаты, ноктюрны, мазурки, вальсы.

Хоры, романсы, музыка к спектаклям для театра «Король Лир».


 

Петр Ильич Чайковский.

1840 - 1893

Жил в нашем городе удивительный человек, творец гениальной музыки. Ходил по улицам, по которым ходим мы. Бывал в домах, которые и сейчас живут своей жизнью и помнят его: у домов ведь память крепкая и долгая.

…Он радовался, страдал, волновался здесь, писал или вынашивал свою мудрую и добрую музыку, потому что не было минуты, чтобы она не звучала в нем.

И любил он в нашем городе то, что любим и мы: Неву, белые ночи, Летний сад, Невский проспект, Васильевский остров, Фонтанку, Мариинский театр…

В начале ноября 1848 года Илья Петрович Чайковский, выйдя в отставку, переехал из Воткинска, где он служил директором горных заводов, в Петербург. Семья Чайковских была большая. Старшая из детей — Зинаида, затем шли сыновья— Николай десяти и Петр восьми лет, дочь Александра шести лет и сын Ипполит пяти лет.

Петербург был родиной Александры Андреевны — матери композитора. Здесь жило большинство родных и знакомых Чайковских, и им казалось, что в этом городе, в кругу близких людей, ждет их радостная и счастливая жизнь.

Однако детям не понравилось на новом месте. Неуютной показалась и мрачноватая петербургская квартира после простора родного воткинского дома. Не понравился им и сумрачный осенний Петербург.

Как тут все было непохоже на Воткинск, родной край, где жилось привольно и уютно, где родились первые музыкальные впечатления, первые музыкальные опыты! Где маленький Петя впервые узнал, что на свете есть Музыка.

В Воткинске часто собирались к нему знакомые, владеющие разными музыкальными инструментами, — сам хозяин играл на флейте, — и исполняли квартеты и трио.

Музыкальных впечатлений у Пети было много. Он постоянно подбирал и фантазировал что‑то на фортепиано, проводя за ним все свободное время.

Для старших мальчиков, особенно для Пети, началась в Петербурге совсем новая, непривычная и трудная жизнь. Вместе с братом Николаем его отдали в частный пансион Шмеллинга. Братья попали туда, когда занятия уже начались. Шумные, совсем незнакомые мальчишки, не очень доброжелательные к новичкам, необходимость рано утром, еще в темноте, идти в классы в любую погоду и очень напряженно учиться, чтобы успеть выучить все, что прошли другие ученики до их поступления в пансион, постоянное недосыпание (часто восьмилетнему Пете приходилось просиживать за уроками до полуночи) — все это угнетающе действовало на ребенка. Как непохоже это было на милую воткинскую жизнь.

...Начались его первые серьезные занятия музыкой с учителем Филипповым. Петя делал очень большие успехи, но такая напряженная работа — и занятия музыкой, и уроки — была для него непосильной и скоро сказалась на здоровье. Это выражалось не только в его необыкновенной худобе и бледности.

Нервное переутомление мальчика усиливалось и от постоянного посещения театров, куда родители брали с собой сыновей. К сожалению, неизвестно, что могли видеть в театрах дети в то время, об этом не сохранилось никаких воспоминаний. По–видимому, это могла быть только итальянская опера или старинные «волшебные» балеты.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»