Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Играем в лапту

 Ежова Наталия Николаевна,
учитель физической культуры лицея № 344
Невского района Санкт-
Петербурга.

 

Сегодня спросила у своего  сына: «Что такое лапта?», на что он мне  ответил, что это точно игра, но правила  помнит плохо. Играл он в неё всего один раз. Такие же примерно сведения об этой игре у многих ребят, а ведь раньше в неё играли почти все. Это была самая любимая игра.

Любая традиция может существовать (возродиться) только в том случае, если она применима к современным условиям. (2)  Поэтому можно адаптировать эту игру  для уроков физической культуры и познакомить с ней ребят. Без сомнения она принесет им много радости и пользы.

Здесь никого не надо заставлять бегать. Все многократно бегают сами. Кроме того, постоянное чувство опасности у перебегающих игроков, добавляет в игру острых ощущений. Запрещение перемещаться с мячом в руках, заставляет школьников выполнять большее количество передач (бросков мяча), а, следовательно, учит хорошо метать, и развивает ловкость.(2)

Суть этой игры в следующем: одни игроки выбивают лаптой мяч в поле и перебегают через поле и обратно. Другие пытаются поймать мяч в воздухе или поднять с земли и попасть в игроков перебегающих поле. Игра замечательна тем, что имеет множество разновидностей и вариантов которые можно приспособить для самых разных условий. А чтобы сделать игру разнообразной и более интересной, можно вносить в неё изменения и дополнения,  которые игроки обговаривают заранее.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн. : «Это народная игра – одна из самых интересных и полезных игр…  В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде,  внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и вечная уверенность в тем что тебя не победят. Трусам и лентяям  в этой игре нет места…».

Снаряжение

Инвентарь для игры очень прост: палка-бита (лапта) и небольшой мячик, например теннисный или маленький резиновый мячик. Для начинающих подойдёт тряпичный мяч. В качестве биты используется палка или узкая дощечка длиной от 50-100 см, обструганная с одного конца, чтобы удобней было браться рукой. Размеры лапты зависят от возраста и подготовленности  играющих.  Лапту можно держать как одной,  так и двумя руками. Если держать её двумя руками, то сила удара увеличивается, но это требует особой сноровки. 

Играть в лапту можно как в спортивном зале, так и на улице. В спортивном зале для игры подойдёт разметка волейбольной площадки, а на улице можно играть на футбольном поле. Существует несколько разновидностей лапты. Самый простой вариант – вольная лапта.  В него могут играть от двух до двенадцати человек любого возраста, начиная с младших школьников.

Вольная лапта.

На противоположных сторонах площадки проводятся две параллельные линии: линия города и линия кона. Расстояние между ними устанавливается по договорённости и называется полем.

С помощью считалки выбирается игрок,  который идёт в город, чтобы вместе выбивать оттуда мяч. Это игрок называется бьющий  или метальщик. У него в руках лапта. Остальные участники игры спокойно располагаются в поле.  Один из полевых игроков становится у самой черты города - подавальщик. Его задача подкидывать мяч так, чтобы метальщик мог ударить по нему лаптой. Выбив мяч в поле, метальщик кладёт на землю лапту и бежит через поле к линии кона. Остальные игроки стараются поймать летящий мяч, пока он не коснулся земли. Тот, кому это удаётся, становится новым метальщиком и идёт в город, а прежний метальщик становится на место поймавшего  мяч (свечку). Если никто не поймал мяч в воздухе, тогда игроки стараются поднять упавший мяч и бросают его в перебегающего поле метальщика. Бросать можно только с того места,  где был поднят мяч.  Игрок,  поймавший мяч, может не бросать его сам , а перекинуть другому полевому игроку, которому легче выполнить бросок. Если перебегающего запятнают мячом до линии кона, то он становится полевым игроком. Игрок, попавший в него мячом, идёт в город выбивать мяч. (1)  Если метальщик пересёк линию кона и его не запятнали, то он считается выигравшим.  Он спокойно возвращается в город и снова выбивает мяч в поле. Выигрывает тот, кто больше  раз выбьет мяч в поле и добежит до кона. Если мяч будет подброшен плохо, метальщик имеет право не совершать  удар, и ждёт нового подбрасывания.

Большая лапта.

Но намного интереснее играть в большую лапту.  В этой игре игроки делятся на 2 команды, выбирают двух капитанов. Все остальные игроки делятся по парам и сговариваются, после подходят к капитанам и предлагают им выбрать из двух вариантов. Игрок, чей вариант назвал капитан уходит к нему в команду. Одна команда располагается в городе, а другая в поле. Один из игроков в поле идёт в город, чтобы подкидывать мяч. Игроки команды города по очереди  бьют лаптой по мячу. Как только удар получается сильным, все бившие по мячу устремляются к линии кона. В это время игроки, которые в поле, пытаются поймать мяч на лету или подобрать его с земли и выбить одного из перебегающих игроков. Если им это удаётся, то они всей командой бегут в город.     Выбитый игрок тоже старается подобрать мяч и может переосалить игроков другой команды. Ситуация может меняться очень быстро, поэтому игрокам нужно быть внимательными и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию вокруг них. 

Но вот одна из команд собралась в городе, не дав соперникам отсалиться. Эта команда становится бьющей. Начинается  новый период игры. Команда собирается в городе и начинает выбивать мяч в установленном порядке. Игроки не имеют права переступать линию  города . Ведь если в городе не осталось ни одного игрока, то водящая команда легко займёт его с помощью простого броска мяча. Если игрок вышел за линию города, то он обязан бежать через поле к линии кона. Это ещё больше накаляет игру и создаёт непредвиденные ситуации.(1)

Подводить итоги игры можно несколькими способами: 1) Команда считается выигравшей, если она дольше  находилась в городе 2) Каждая перебежка игрока за линию кона и обратно засчитывается как одно очко. Выигрывает команда с наибольшим количеством очков.

Круговая лапта.

И ещё одна разновидность лапты, которую можно успешно использовать на уроке – круговая лапта. Этот вариант игры проводится без лапты.  Играющие  образуют круг, в центре которого становится водящий. Он подбрасывает мяч высоко над головой.  В это время игроки, стоящие на противоположных сторонах круга, по условленному сигналу меняются местами. Водящий ловит мяч и кидает его, стараясь попасть в любого из перебегающих игроков. Тот, кого он смог запятнать становится водящим. Много остроумных и полезных упражнений смогут придумать сами играющие, если они по-настоящему увлечены лаптой.

Увлечение игрой приходит не сразу, т.к. она требует овладение специальными техническими приемами. Но зато потом ребята начинают играть с азартом и удовольствием. Иногда им очень трудно оторваться от неё. Поэтому учитель внимательно следит за ребятами, чтобы вовремя заметить признаки утомления. Тогда он должен предложить играющим компромиссное решение. Например: «Давайте закончим игру после очередного очка». Это подготовит ребят  к спокойному окончанию игры.

Когда у играющих в лапту спрашивают их мнение об этой игре чаще всего они говорят: «Лапта –  это здорово». А учителя понимают, что это ещё движение и здоровье. Поэтому нам всем стоит чаще играть в эту народную, русскую игру.

 

Список использованной литературы.

 

В. М. Григорьев. Играйте в лапту!  Москва.  «Физкультура и спорт». 1988

Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Лапта : пособие для учителя физкультуры. Москва  2004

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»