Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внешкольная физкультура

Томсон Александр Дмитриевич
Под внеурочной деятельностью принято понимать активное взаимодействие педагога с учащимися, которое направлено на достижение определенных воспитательных целей. Проблема применения свободного времени учащихся для воспитания и развития, всегда была для общества одной из самых острых. Воспитание учащихся возможно в любой момент их деятельности, но самым продуктивным это воспитание будет в свободное от учѐбы время. Именно поэтому внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на развитие их культурно-творческой деятельности и духовнонравственного потенциала. Анализируя научно-педагогические исследования, было выявлено несколько направлений, которые входят в состав традиционных разделов воспитательной работы школы и отражены во внеурочной деятельности. В этих направлениях можно отметить эстетическое воспитание, гражданскоправовое воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, интеллектуальное, экологическое воспитание, военно-патриотическое воспитание и оздоровительное. В настоящее время в школах имеется эффективная система воспитательной деятельности.
Формы внеурочной работы делятся на следующие группы:
а) словесная форма (лекция, диспуты, встреча, и т.д.);
б) практическая форма (экскурсия, конкурс, поход, и т.д.);
в) наглядная форма (тематический стенд, выставка, школьный музей и т.д.)
Стоит отметить, что данная классификация является условной и не отражает всех форм организации воспитательной деятельности. Последнее  время появилось довольно много новых организационных форм воспитательной работы: викторина, аукцион знаний, «Что, где когда?», конкурс проектов, интеллектуальные конкурсы, деловая игра, научная конференция, все различные формы работы с книгами, практические занятия и т.д. Осуществляя задачи нравственного воспитания и самовоспитания довольно часто используют такие формы, как пресс-конференция, диспут, круглые столы, устный журнал, беседы на этические темы, беседы о самовоспитании, вечер ответов и вопросов, обзор литературы по разным проблемам, издательская конференция, практическое занятие и т.д.
Для физического воспитания принято применять игры типа «Веселые старты», туристический поход, туристическую эстафету, малые олимпийские игры, спортивные утренники, спортивные вечера, встречи с представителями разных видов спорта, беседы о здоровье, гигиене, физической культуры и т.д.
Рассмотрим основные черты внеурочной деятельности:
1) внеурочная деятельность осуществляется на добровольных началах. Содержание и формы внеурочной деятельности определяются исходя из интересов большинства учащихся и условий школы;
2) внеурочная деятельность строится в соответствии с широкой общественной активности учащихся, которые объединены в коллектив физической культуры. Контроль и поддержка данного объединения осуществляется со стороны администрации, педагогов, родителей;
3) руководство внеурочной работой носит инструктивнопедагогический характер, который стимулирует проявление творческой инициативы учащихся . Если педагог знает все эти особенности организации внеурочной работы по физическому воспитанию, то он сможет ее организовать так, чтобы она стала эффективной и показала высокие результаты.
Рассмотрим основные задачи внеурочной работы по физической культуре в начальных классах:
а) содействие в школе выполнению поставленных перед ней учебновоспитательных задач;  б) содействие в укрепление здоровья, закаливание организма, разностороннем физическом развитии учащихся;
в) углубление и расширение знаний, умений, навыков, которые учащиеся получают на уроках физической культуры;
г) воспитание и развитие организаторских навыков у учащихся;
д) организация здорового отдыха учащихся;
е) привитие у учащихся стремления заниматься физической культурой и спортом.
В качестве одного из видов внеурочной работы в школе можно отметить массовую физкультурную и спортивную работу. Внеурочную работу по физической культуре проводят во внеурочное время в форме занятий по общей физической подготовке. В качестве основного содержания внеурочных занятий с учащимися применяется материал учебной программы по физической культуре, который применяется для совершенствования умений и навыков учащихся выполнять разные упражнения в обычных и сложных условиях. Основное место занимают обще развивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастических скамейках и стенках, упражнения со скакалкой, упражнения в равновесии, лазанье, прыжках. Изучаются разные комбинации вольных упражнений. Наибольшее место во внеурочной работе отводится играм. При проведении игр на внеурочных занятиях, особое внимание отводится соответствию применяемого материала, который изучается на уроках. Такое сочетание учебных и внеурочных занятий будет способствовать совершенствованию двигательных умений и навыков учащихся. Чтобы во внеурочную работу было вовлечено как можно больше учащихся, необходимо использовать разные формы организации и проведения занятий с ними, при этом необходимо учитывать возраст, состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся. Основными формами организации и проведения внеурочных занятий являются:
а) поход;
б) занятие в группах общей физической подготовки;
в) спортивное соревнование;
г) физкультурный праздник;
д) занятия в спортивных секциях.
Руководит работой коллектива физической культуры педагог физической культуры. На общем собрании членов коллектива выбирают совет, который будет организовывать, и проводить всю работу по плану, утвержденному директором школы. Во всех классах школы избирают физкультурных организаторов, которые работают под руководством классных руководителей, организующих учащихся своего класса для участия в разных физкультурномассовых и спортивных мероприятиях. Чтобы проводить практическую работу с учащимися организуют секции. Секция общей физической подготовки организовывается в первую очередь и работает весь учебный год. В секцию общей физической подготовки необходимо привлечь как можно больше учащихся, и не только тех, которые показывают высокие результаты в физической деятельности, но и тех учащихся, у которых проявляется отставание в физическом развитии в сравнении со своими одноклассниками. В состав учебной группы секции входит 15-20 человек. Комплектуются группы по возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Занятия в секциях проводят 1-2 раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, которое утверждено директором школы. Обязательным условием при создании секции по видам спорта является наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а также квалифицированный руководитель. Основа успеха в любом виде спорта – это разносторонняя общая физическая подготовка. Именно поэтому в секциях на занятиях, большинство времени отводится играм и легкой атлетике.
Ниже рассмотрены основные формы проведения внеурочной работы по физической культуре:
1) «Часы игр». «Часы игр» проводят в каникулярный период времени, а также во внеурочное время. Для участия в играх назначают определенный день и час в школе или на площадке. Если погода хорошая, то независимо от времени года, игры проводят на открытом воздухе. Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом и подготовленностью участников, они должны быть доступными как для мальчиков, так и для девочек. Их содержание должно быть простым, легким в объяснении, интересным и увлекательным. Кроме того, эти игры должны правильно чередоваться. В одном занятии должны содержаться как спокойные игры, так и подвижные. Так как игры являются любимым занятием учащихся младших классов, то их необходимо проводить во внеурочное время в специальные «часы игр», на утренниках, на праздниках, на прогулках, на экскурсиях и т.д. Чтобы проводить эти виды внеклассной работы необходимо подготовить актив учащихся.
2) Спортивные соревнования. Самая интересная и увлекательная форма внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе – это спортивные соревнования. Благодаря спортивным соревнованиям можно привлечь учащихся систематически заниматься физическими упражнениями как в коллективе физкультуры, так и дома. Спортивные соревнования направлены на повышение физической подготовленности учащихся, а также помогают сплотить коллектив. Как и другие виды внеурочной работы, соревнования входят в состав общего годового плана работы школы. Организация и проведение спортивных соревнований осуществляется педагогами физической культуры под руководством директора школы. Соревнования проводятся исходя из 21 положения, в котором указаны цель и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачета, порядок награждения, форма заявки и срок ее представления. Для учащихся начальных классов школы проводят соревнования по играм и легкой атлетике. Программа соревнований по играм состоит из подвижных игр, которые отражены в школьной учебной программе, и игр, которые наиболее хорошо разучены на внеурочных занятиях. Соревнования по подвижным играм можно проводить среди всех учащихся. В процессе подготовки и проведения соревнований нужно привлечь как можно больше учащихся. На них возлагается ответственность по подготовке мест для соревнований, инвентаря, оформления площадки или зала, судейских протоколов. Учащиеся, которые не принимают участие в соревнованиях, но при этом хорошо проинструктированы, могут производить измерения и записи результатов, подсчет очков – работают на соревнованиях с судьями.
3) Спортивные секции. Для учащихся, которые хотят заниматься определенным видом спорта - создают спортивные секции. Основные задачи секций: 1) приобщение учащихся к систематическим занятиям спортом; 2) содействие спортивному совершенствованию учащихся в избранном виде спорта; 3) подготовка учащихся к участию во внешкольных соревнованиях; 4) содействие приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований. В состав секции входят учащиеся основной медицинской группы, которые имеют допуск медицинского работника к занятиям. Распределение учащихся в секциях происходит с учѐтом их возраста по группам: 6 - 7 лет, 8 - 9 лет, 10 - 11 лет, а также с учетом пола и уровнем спортивной подготовки.
4) Недели физической культуры.  В течение недели проводят разные спортивные мероприятия по параллелям во всех классах. В рамках недели физкультуры можно запланировать следующие мероприятия: а) 1-2 классы: Путешествия по сказкам; б) 3-4 классы: «Веселые старты».
5) Дни здоровья. Дни здоровья принято проводить 1 раз в четверть, при этом участие принимают учащиеся всех классов. В дни здоровья проводят подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, конкурсы, «Весѐлые старты». По итогам дней здоровья определяют лучшего спортсмена школы и лучший спортивный класс.
6) Спортивные праздники. Спортивные праздники посвящаются тематическим датам. По традиции в школах принято проводить следующие мероприятия: «Великолепная семерка», Праздник мяча», Малые Олимпийские игры, путешествие в страну «Баскетболия» . 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»