Система физического воспитания учащихся
с интеллектуальным недоразвитием
Сенкаль Татьяна Николаевна,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
Физическое воспитание – многофакторный процесс организации активной познавательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
Физическое воспитание имеет общепризнанное значение для всестороннего развития ребенка. При регулярных занятиях улучшается работа всех органов и систем детского организма, что позволяет посредством физических упражнений существенным образом влиять на здоровье детей.
Система физического воспитания предусматривает его единство с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением. Физическое воспитание — неотъемлемая часть воспитания, направленное на всестороннее развитие личности ребенка.
Система физического воспитания включает:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в режиме дня: рекомендована утренняя гимнастика, занятия лечебной физкультурой (ЛФК), физкультминутки или динамические паузы. Паузы направлены на двигательную активность во время урока, с целью повышения работоспособности и познавательной активности. Работоспособность детей с интеллектуальным недоразвитием 15 минут. Физкультминутки проводятся столько раз, сколько потребуется.
-вводная часть– организация детей и подготовка к занятию, сообщается тема урока + план урока + построение детей; длится 5-8 минут . В этой части упражнения на коррекцию внимания (формирование личностных качеств)
-подготовительная часть – подготовить двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему к выполнению заданий в основной части. В этой части предлагаются коррекционно-развивающие упражнения, построения, перестроения, ходьба и бег. Развивается ловкость, координация движений, чувство ритма, осуществляется коррекция пространственной ориентировки и др. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Длительность 15 минут.
-основная часть– гимнастические упражнения,легкоатлетические упражнения, метание, прыжки. Заканчивается подвижной игрой. Длится 20-25минут.
-заключительная часть– направлена на снижение нагрузки и подведение итогов .
- внеклассная работа по физическому воспитанию:
- спортивные мероприятия (праздники, дни бегуна и др.), может участвовать вся школа или отдельный класс.
- Кружки (секции) лыжные и др.
- Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся – беседа, рассказ, упражнение, приучение:
* личной гигиены
* значение физической культуры и спорта
* закаливание
* профилактика вредных привычек
Информация должна быть доступна для понимания детьми.
Коррекционно-компенсаторная работа проводится в двух тесно взаимосвязанных направлениях.
1. Включение в компенсацию основного дефекта ребенка и коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, путем выполнения двигательных заданий, которые направлены на развитие мышечно-суставного чувства, ориентировки в пространстве и времени, способности ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц и др.
2. Преодоление дефектов физического развития и нарушений моторики у детей, у которых часто отмечается отставание роста, непропорциональность телосложения, ослабленность мышечной силы, искривление позвоночника, плоскостопие и т. д.
Со стороны моторики встречаются явные парезы и параличи. Кроме того, часто встречаются стертые двигательные нарушения, проявляющиеся в неловкости, некоординированности, скованности движений, быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Эти нарушения в сочетании с основным дефектом обусловливают применение патогенетически обоснованной методики и специальных приемов физического воспитания аномальных детей, строго индивидуальных по характеру дефекта.
Коррекционно-компенсаторная направленность, пронизывая весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания. Поэтому в работе с умственно отсталыми детьми специфичны и общие задачи физического воспитания. Одна из основных задач физического воспитания в специальной школе — укрепление здоровья и закаливание организма учащихся. Это достигается систематическими физическими упражнениями в сочетании с закаливающими процедурами (занятия на воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирания водой и т. д.) при соблюдении гигиенических условий и под врачебным контролем.
В специальных школах физическое воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы не только оказывать влияние на общее состояние воспитанников, но развивать те или иные нарушенные болезнью функции организма.
С работой по укреплению здоровья детей тесно переплетается задача их гармонического физического развития, заключающегося в нормальной деятельности внутренних органов и систем, в выработке хорошей осанки, в достаточно высоком развитии двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Гармоническое физическое развитие имеет большое значение для подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Формирование двигательных умений и навыков — это помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций, развитие которых бывает нередко замедлено. Кроме того, необходимо формировать у ребенка такие двигательные умения и навыки, которые он самостоятельно не может освоить из-за основного дефекта или вторичных его последствий.
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей помогает им усвоить наиболее экономичные и правильные способы ходьбы, бега, манипуляций с предметами и др. Система физического воспитания направлена на формирование таких морально-волевых качеств, как мужество, смелость, решительность, организованность, находчивость, чувство дружбы и товарищества, привычка к порядку, четкость в работе и т. д.
Таким образом, для успешного осуществления физического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием необходимо возможно более раннее начало регулярных занятий — с ясельного или дошкольного возраста. При этом важно обеспечить связь в работе методистов по лечебной физкультуре, учителей физической культуры, врачей и воспитателей.
Список литературы:
1.Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
2.Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966.
3.Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
4.Голощекина М. П. "Средства и формы работы с детьми по развитию движения": М., 1998 г