Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система физического воспитания учащихся
с интеллектуальным недоразвитием

Сенкаль Татьяна Николаевна,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
Физическое воспитание – многофакторный процесс организации активной познавательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Физическое воспитание имеет общепризнанное значение для всестороннего развития ребенка. При регулярных занятиях улучшается работа всех органов и систем детского организма, что позволяет посредством физических упражнений существенным образом влиять на здоровье детей.
Система физического воспитания предусматривает его единство с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением. Физическое воспитание — неотъемлемая часть воспитания, направленное на всестороннее развитие личности ребенка.
Система   физического  воспитания  включает:
  1. физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в режиме дня: рекомендована утренняя  гимнастика, занятия лечебной физкультурой (ЛФК), физкультминутки или динамические паузы. Паузы направлены на двигательную активность во время урока, с целью повышения работоспособности и познавательной активности. Работоспособность детей с интеллектуальным недоразвитием 15 минут. Физкультминутки  проводятся столько раз, сколько потребуется.
2.    Урок физической культуры состоит из:
-вводная часть– организация детей и подготовка к занятию, сообщается тема урока + план урока + построение детей; длится 5-8 минут . В этой части упражнения на коррекцию внимания (формирование личностных качеств)
-подготовительная часть – подготовить двигательный  аппарат и сердечно-сосудистую  систему  к выполнению  заданий в основной части. В этой части предлагаются  коррекционно-развивающие  упражнения, построения, перестроения, ходьба и бег. Развивается ловкость, координация движений, чувство ритма, осуществляется коррекция пространственной ориентировки и др. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Длительность 15 минут.
-основная часть– гимнастические упражнения,легкоатлетические упражнения, метание, прыжки. Заканчивается подвижной игрой.  Длится             20-25минут.
-заключительная часть– направлена на снижение нагрузки и подведение итогов .
  1. внеклассная  работа  по физическому воспитанию:
  • спортивные мероприятия (праздники, дни бегуна и др.), может участвовать вся школа или отдельный класс.
  • Кружки (секции) лыжные и др.
  • Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся – беседа, рассказ, упражнение, приучение:
* сведения о режиме дня
* личной гигиены
* значение физической культуры и спорта
* закаливание
* профилактика вредных привычек
Информация должна быть доступна для понимания детьми.
Коррекционно-компенсаторная работа проводится в двух тесно взаимосвязанных направлениях.
1. Включение в компенсацию основного дефекта ребенка и коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, путем выполнения двигательных заданий, которые направлены на развитие мышечно-суставного чувства, ориентировки в пространстве и времени, способности ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц и др.
2. Преодоление дефектов физического развития и нарушений моторики  у детей, у которых часто отмечается отставание роста, непропорциональность телосложения,  ослабленность  мышечной силы, искривление позвоночника, плоскостопие и т. д.
Со стороны моторики   встречаются явные парезы и параличи. Кроме того, часто встречаются стертые двигательные  нарушения, проявляющиеся в неловкости,  некоординированности,  скованности движений, быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Эти нарушения в сочетании с основным дефектом обусловливают применение патогенетически обоснованной методики и специальных приемов физического воспитания аномальных детей, строго индивидуальных по характеру дефекта.
Коррекционно-компенсаторная направленность, пронизывая весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания. Поэтому в работе с умственно отсталыми  детьми специфичны и общие задачи физического воспитания. Одна из основных задач физического воспитания в специальной школе — укрепление здоровья и закаливание организма учащихся. Это достигается систематическими физическими упражнениями в сочетании с закаливающими процедурами (занятия на воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирания водой и т. д.) при соблюдении гигиенических условий и под врачебным контролем.
В специальных школах физическое воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы не только оказывать влияние на общее состояние воспитанников, но развивать те или иные нарушенные болезнью функции организма.
С работой по укреплению здоровья детей тесно переплетается задача их гармонического физического развития, заключающегося в нормальной деятельности внутренних органов и систем, в выработке хорошей осанки, в достаточно высоком развитии двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Гармоническое физическое развитие имеет большое значение для подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Формирование двигательных умений и навыков — это  помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций, развитие которых бывает нередко замедлено. Кроме того, необходимо формировать у ребенка такие двигательные умения и навыки, которые он самостоятельно не может освоить из-за основного дефекта или вторичных его последствий.
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков у умственно отсталых  детей помогает им усвоить наиболее экономичные и правильные способы ходьбы, бега, манипуляций с предметами и др. Система физического воспитания  направлена на формирование  таких морально-волевых качеств, как мужество, смелость, решительность, организованность, находчивость, чувство дружбы и товарищества, привычка к порядку, четкость в работе и т. д.
 Таким образом, для успешного осуществления физического воспитания детей с интеллектуальным   недоразвитием необходимо возможно более раннее начало регулярных занятий — с ясельного или дошкольного возраста. При этом важно обеспечить связь в работе методистов по лечебной физкультуре, учителей физической культуры, врачей и воспитателей.
 
Список литературы:
1.Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
2.Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966.
3.Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
4.Голощекина М. П. "Средства и формы работы с детьми по развитию движения": М., 1998 г

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»