Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы развития гибкости в плавании

Матвеев Алексей Владимирович
Гибкость — одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. (Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 367 с.).
В научно-методической литературе встречается много определений «гибкости». Одно из самых распространенных: гибкость – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой. (Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. 1999. 105 с.). По мнению Курамшина Ю.Ф. гибкость – это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппа­рата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела отно­сительно друг друга. Термин "гибкость" целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Когда же речь идет об отдельных суставах, пра­вильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах, под­вижность в плечевых суставах). Подвижность в суставах часто определяет эффективность выполнения отдельных технических действий. (Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие. ИПК СФУ, 2008. 342 с.; Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт. 2010. 464 с.; Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. С 278.; Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании: учебное пособие НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, СПб. 2014. 134 с.).
Различают три вида гибкости:
  • Активная гибкость - способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счёт активной тяги мышц.
  • Пассивная гибкость - способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счёт воздействия внешних сил.
  • Статическая гибкость - способность сохранять различные позы, характеризующиеся высоким уровнем подвижности в суставах. (Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. С.66; Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие. С. 147; Матвеев 185))
Кроме того, гибкость может быть общей и специальной. Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позво­ляющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой. Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида дея­тельности. (Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 171).
Уровень развития гибкости зависит от многих факторов, рассмотрим их.
Гибкость зависит от подвижности в суставах, которая определяется их анатомическим строением (форма и толщина суставного хряща); от эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок (чем эластичнее связ­ки и податливее мышцы, тем лучше гибкость); от способности мышц к расслаблению, т.е. способность чело­века сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением рас­тягиваемых мышц; от деятельности ЦНС (повышенный эмоциональный уровень способствует увеличению гибкости). (Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. С.66; Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 171).
Гибкость зависит от времени суток. В течение дня минимальные значения гибкости зафиксированы утром после сна, днем гибкость достигает максимальных пределов и к вечеру уменьшается. Наибольшие показа­тели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. (Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании: учебное пособие. С. 105).
Гибкость зависит от возраста и пола занимающихся. Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной - 10-14 лет. Выделяют периоды естественного ускоренного прироста гибкости. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 и 16-17 лет, у мальчиков: в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в два раза более эффективной, чем в старшем. После 15-20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30 % выше, чем у мальчиков. Эти различия сохраняются у женщин и мужчин. (Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. С.66; Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 171; Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании: учебное пособие. С. 105).
Под влиянием разминки, масса­жа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений. Гиб­кость улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде, а также после принятия пищи. (Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 171; Солодков А .С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. С 278.; Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании: учебное пособие. С. 105).
Разные виды двигательной деятельности предъявляют различные требования к развитию гибкости. В таблице 1 предоставлены требования к развитию гибкости в плавании.
 Требования к развитию гибкости при различных способах плавания
Способ плавания Суставы
Кроль на груди Плечевые и голеностопные
Кроль на спине Плечевые и голеностопные
Брасс Тазобедренные, коленные, голеностопные
Баттерфляй Плечевые, голеностопные, позвоночник
 
У пловцов более всего развита подвижность в плечевом и голеностопном суставах. Гибкость следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение, должен быть определенный «запас гибкости». Это предотвратит нежелательные изменения в структуре техники, которые могут быть связаны уменьшением амплитуды движений. (Макаренко Л.П. Юный пловец: Учеб.пособие. М.: Физкультура и спорт. 1983. 287 с.; Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 173).
От уровня развития гибкости в определенной мере зависит, насколько человек способен эффективно осуществлять данную двигательную деятельность. Недоста­точная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления скоростных, си­ловых и координационных способностей, приводит к снижению экономичности ра­боты, вызывает скованность движений и часто является причиной повреждения свя­зок и мышц. (Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 173).
Далее рассмотрим методы развития гибкости в плавании. Для успешного развития гибкости необходимо чтобы занятия на увеличение подвижности в суставах проводились ежедневно. Для поддержания гибкости на достигнутом уровне занятия можно проводить 2-4 раза в неделю, необходимо затрачивать на занятия 30-60 минут. В связи с тем, что гибкость зависит от эластичности мышц и связок, она отрицательно связана с силой. Поэтому занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах, только рациональное сочетание упражнений на гибкость и силу может привести к высокой степени развития обоих качеств. (Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. С. 258; Козлов А.В. Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании: учебное пособие. С. 105).
При проведении занятий, направленных на повышение уровня развития гибкости, надо учитывать следующее:
  1. предельную гибкость нужно развивать только в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или иного движения пловца; в остальных случаях следует только поддерживать оптимальный уровень эластичности связок и мышц;
  2. движения с максимальной амплитудой нужно выполнять после разминки; особую осторожность в этом отношении надо проявлять на занятиях в условиях низкой температуры;
  3. упражнения на гибкость целесообразно чередовать с силовыми упражнениями, воздействуя по возможности на одну и ту же группу мышц.
(Меньшуткина Т.Г., Литвинов А.А., Новосельцев О.В., Непочатых М.Г. Плавание. Теория и методика оздоровительно-спортивных технологий базовых видов спорта: Учебное пособие. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2002. 118 с.).
Объем работы на гибкость у лиц, систематически занимающихся спортивной тренировкой в плавании, неравномерен в течение тренировочных периодов. Значительно большая работа проводится в подготовительном периоде тренировки. Всю работу над воспитанием гибкости можно разделить на два больших этапа: этап базовой подготовки и этап специальной подготовки. На первом этапе закладывается фундамент гибкости, используются упражнения, различные по направлениям, амплитуде, величине усилий. На втором этапе проводится узкая целенаправленная подготовка, связанная как со спецификой плавания, так и со спецификой плавательной специализации. (Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. С. 258).
Упражнения на гибкость выполняются, как правило, после интенсивной разминки в основной части тренировки на суше. Пловцы могут делать их в виде комплекса из 10–12 упражнений, включающего упражнения для плечевого пояса и рук, для шеи и туловища, для ног. Количество повторений в каждом упражнении варьируется от 10 до 25. Наиболее эффективны повторения с предельным размахом и максимальным растягиванием мышц и связок. Максимальная амплитуда определяется спортсменом по первым болевым ощущениям, которые должны служить сигналом к прекращению ее увеличения. С наступлением утомления эффективность упражнений на гибкость снижается. (Чертов Н.В. Теория и методика плавания: учебник. Издательство Южного Федерального университета, 2011. 452 с.).
Упражнения на воспитание гибкости можно классифицировать на группы:
  1. упражнения, связанные с активным растяжением (динамические и статические);
  2. упражнения, связанные с пассивным растяжением (динамические и статические);
  3. упражнения, связанные с проявлением активно-пассивного растяжения (комбинированные). (Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. С. 258; Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 174; Булгакова Н.Ж., Попов О. И., Распопова Е. А. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. образования. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 320 с.).
Анализ классификации упражнений для развития гибкости.
Вид Упражнения
Динамические активные Разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения (могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями и без них)
Статические активные Удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения.
Динамические
пассивные
Упражнения с "самозахватом", с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.)
Статические пассивные Удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил - партнера, снарядов, веса собственного тела.
Комбинированные Пример: медленное поднимание ноги вперед, стоя у опоры с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 сек. с последующим махом назад. Махи ногой вперед-назад стоя у опоры, с последующим удержанием ноги в положении вперед-вверх на околопредельной высоте.
 
Нагрузка при выполнении упражнений с пассивным растягиванием не одинакова, в статических положениях она больше, чем динамическая. Статические пассивные упражнения менее эффективны, чем динамические. Следует отметить, что показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных. Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений. (Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 174).
Методы развития гибкости:
  • Повторный;
  • Изометрический;
  • Изотонический с уступающим и уступающим-преодолевающим режимом;
  • Изокинетический с подбором соответствующей амплитуды и скорости движения; (Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. С.67).
Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями по несколько повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. (Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. С. 174).
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»