Коррекционно-развивающее значение уроков
ритмики в школе для детей с нарушением интеллекта
Сенкаль Татьяна Николаевна,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
Ритмика – это выражение музыки в движении, когда тело становится музыкальным инструментом. Психологи говорят, что ребёнокучитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
мыслит телом. И не только мыслит. У него возникает чувство радости от освоения разнообразных движений под музыку, что помогает укреплению чувства самореализации: «я могу!», «у меня получается!». С особым удовольствием ребёнок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями, с воплощением многообразных музыкальных идей. Они вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, помогают совершенствованию двигательных реакций, усиливают удовольствие и радость от самого процесса урока. Одним из основополагающих принципов ритмики является использование только естественных движений человека (ходьба, прыжки, бег, приседания, кружение и др.), улучшающих общую координацию, внимание, состояние нервной системы, речь, коммуникативность, элегантность. Она способствует также повышению учебной и социальной адаптации. Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает развитие межличностных отношений, повышение уровня самооценки детьми, создание положительного фона настроения, тем самым помогая в противостоянии болезням. Занятия ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И сегодня ритмика не утратила своей актуальности, поскольку именно для детей младших классов необходимы разнообразные упражнения, развивающие у них координацию и точность движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма.
В школьной программе по ритмике, которая проводится в 1-4 классах школы VIII вида, рекомендуется вести занятия по пяти разделам, включающим:
- Упражнения на ориентировку в пространстве;
- Ритмико-гимнастические упражнения;
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- Игры под музыку;
- Танцевальные упражнения.
Кратко остановимся на тех особенностях движения, которые необходимо выделить при занятиях ритмикой.
Темп движений – основное внимание должно быть направлено на выполнение движений, согласованных с музыкальным сопровождением. Целесообразно научить ребенка различать характер музыкального сопровождения движений (медленно и быстро, усиление и ослабление звука) и согласовывать его с выполнением разнообразных упражнений.
Характер движений – научить согласовывать выполнение разнообразных построений и перестроений передвижений в соответствии с различным характером музыки; развить у учащихся восприятие изменение в характере музыки (например, постепенного усиления и ослабления звука) с коллективными перестроениями и передвижениями (например, движение шеренги вперед, назад, в расширяющийся и суживающийся круг и т. д.).
Чувство ритма – выполнение несложных ритмичных движений – хлопков, подскоков – приучить детей чувствовать музыкальное сопровождение, поскольку оно является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску. Подбор музыкального сопровождения должен соответствовать возрасту детей, не должен быть сложным по построению и трудным для восприятия.
Имеются высказывания многочисленных ученых, что ритм – это основополагающая форма жизнедеятельности организма, которая пронизывает буквально все виды его существования. Такие взгляды ученых находим не только в исследованиях по биологии и медицине, искусстве, но и в работах физиков, да и во многих других областях знаний. Можно предположить, что воспитание чувства ритма у учащихся должно быть ведущим не только при обучении их ритмике, но и во всей их жизнедеятельности.
В этой связи остановимся более подробно на значении ритмических упражнений в физическом развитии учащихся с нарушением интеллекта.
Владея хорошим чувством ритма, школьники быстрее овладевают двигательными навыками и умениями. Известно, что чувство ритма у учащихся с умственной отсталостью развито слабее, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе, поэтому этот недостаток следует координировать с помощью физических упражнений.
Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции. Упражнения на занятиях ритмикой построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений на развитие чувства ритма.
Для определения чувства ритма в программе предусмотрены несложные контрольные задания. Учащийся должен воспроизвести хлопками в ладоши, маршировкой тот или иной ритмический рисунок или суметь отличить тот или иной музыкальный размер.
Наиболее эффективен для развития чувства ритма – младший школьный возраст, но это не значит, что в среднем и старшем работу по развитию чувства ритма у детей нужно прекратить или уменьшить.
При занятиях ритмикой с учащимися начальных классов в школе VIII вида основное внимание учителя должно быть направлено на развитие пространственной ориентировки и точности движений, и чем раньше такого рода упражнения вводятся в занятия, тем более они способствуют коррекции двигательных нарушений.
Таким образом, уроки ритмики в школе VIII вида, а именно музыкально-двигательные упражнения на этих уроках несут несколько другую смысловую нагрузку, чем в массовой школе, а именно: направлены, главным образом, не на способность детей придавать движениям характер, связанный с музыкальным образом, сколько служат средством коррекции имеющихся недостатков у умственно отсталых детей.
Список литературы:
- Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. // Школа здоровья. – М., 1994. - №1. – с. 17.
- Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
4.Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
5.Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966.
6.Коррекционная работа на уроках физической культуры во вспомогательной школе / Б.И. Захарин, В.Д. Бабенкова // Дефектология. – 1970. - №6. – стр. 83
7.Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №3.