Особенности физической культуры в начальной
школе, с учетом возрастных особенностей
младших школьников
Канина Дарья Сергеевна
В наше время вопрос физического воспитания и здоровья молодого поколения стоит особо остро. Неблагоприятные экологические условия, рост врожденных патологий и заболеваемостей — все это влияет на будущее детей и их здоровье. За последнее время наблюдается активное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. И связано оно, как правило, с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, неправильным питанием, понижением двигательной активности, упадком оздоровительной и воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский). В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста. Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития. З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет. Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 - 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 - 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 - 18 лет и далее).
На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом. Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная. Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
Процессы роста и морфологического совершенствования органов и тканей представляют собой единый процесс. Организм - это сложнейшая организация функциональных систем, где многочисленные звенья взаимосвязаны и находятся под коррелирующим влиянием нейроэндокринной системы. Одно изменение влечет за собой множество других. Формирование детского организма характеризуется интенсивно идущими процессами морфогенеза. Развитие организма ребенка протекает гетерохронно, периоды усиленного роста сменяются периодами замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка тканей организма, их формирование. В процессе возрастного развития изменяются все свойства организма: химические, физиохимические, морфологические и функциональные. Возрастные изменения определяются ходом обмена веществ и энергии, а также увеличением скелетной мускулатуры (А. В. Коробков, 1958; И. А. Аршавский, 1967, 1975; 1982; М. В. Антропова, 1977; В. П. Алексеев, 1989; К. 5епга\л/а, 1984). Вот почему развитие организма не всегда происходит плавно и последовательно, но вместе с тем идет непрерывно. Школьный период (6-17 лет) характеризуется формированием широкого набора жизненно важных двигательных навыков, развитием физических качеств и созреванием основных функций организма (Б. А. Сироткина, И. В. Кузин, 1971; И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов, 1975; Р. А. Шабунин, 1981; С. В. Хрущев, М. М. Круглый, 1982; В. К. Бальсевич, 1988; В. П. Губа, 1997). Интенсивный рост и развитие организма в определенном возрасте является естественным следствием активности живой системы и ее элементов (Н. И. Волков, 1969). В связи с тем, что в юношеском возрасте организм ребенка находится еще в стадии незавершенного формирования, воздействие физических упражнений на него может проявляться особенно заметно, положительно и отрицательно (НаЬп Е., 1979; "Пртап Р., 1982; Р)аПЬегд, 1985). На основе исследования разных сторон развития ребенка (В. П. Филин, 1975,1987; А. А. Гужаловский, 1978; В. Г.Алабин, 1978,1981; В. П. Филин, Н. А. Фомин, 1980; Н. Ж. Булгакова, 1986) специалисты показали, что каждому возрасту присущи свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке ребенка к трудовой и спортивной деятельности. Возрастные особенности в строении организма и развитии функций, которые присущи отдельным этапам жизни, позволили определить возрастные периоды развития ребенка. Так, В. М. Волков и В. П. Филин (1983) школьный возраста разделяют на следующие периоды:Младший школьный возраст: Средний школьный возраст: старший школьный возраст.
Поскольку каждому возрастному периоду соответствуют определенные особенности в строении и функциях отдельных органов и систем, в реактивности организма и эмоционально-психическом развитии личности, их необходимо учитывать при спортивном отборе и ориентации, планировании учебно-тренировочного процесса, прогнозе спортивных результатов. При этом надо учитывать социальную среду, в которой находится ребенок. Влияние средовых факторов особенно заметно в так называемые узловые периоды индивидуального развития, и прежде всего в грудном и подростковом возрасте (В. Б. Шварц, С. В. Хрущев, 1984; 1. Таппег, 1955,1964; К. М. АсЬезоп, 1960; Н. РеггеГ, 1962)
В теории и практике физической культуры детей все многообразие задач приведено в стройную систему. Ее основу составляют общие задачи, рассчитанные на решение во всех формах направленного использования средств физической культуры. К общим задач относятся:
Содействовать нормальному формированию, гармоническому развитию; укреплять здоровье, повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышать общую работоспособность.
Обучать основам техники движений; формировать и совершенствовать необходимые в двигательной деятельности знания. Обучать двигательному навыку, и сознательному, творческому применению их в условиях жизнедеятельности.
Основой физической культуры является движение, двигательное действие, физическое упражнение. Под влиянием различных упражнений укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Важно обеспечить школьнику всесторонне развитию и способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, приучать к организо¬ванности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и по¬
ступки; воспитывать любознательность, трудолюбие, активность и самосто¬ятельность в учение и труде, творческую инициативность; формировать
эстетические потребности и взгляды, воспитывать эстетические чувства
В своем развитии организм человека формируется в условиях высокой двигательной активности. В процессе его эволюции выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазание – для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Тысячи лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека: выживал тот, кто лучше владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей. Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.
Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложено в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения специально придуманными движениями – физическими упражнениями. Постепенно стала проблема определения норм двигательной активности.
Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни ребенка в школе и семье, формированию его здоровья, умственной активности, умению действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения.
Каково же мнение специалистов о значении двигательной активности?
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше поступает информации в мозг человека, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте.
Дети идут в школу и садятся на долгие годы за парты. С этого момента двигательная активность ребенка значительно ограничивается, а умственная деятельность увеличивается. Некоторым детям оказывается непосильным делом осуществлять этот грандиозный переворот в их жизни. Поэтому, принимая ребенка в школу, нужно учитывать не только то, что ребенок пошел в школу, физически готовым к ней, но и психологическую подготовленность, определяемую той системой требований, которую школы предъявляет к ребенку.
Вместе с тем укрепление нервной системы младших школьников, охрана их зрения, голоса, формирование правильной осанки требует дальнейшего развития всех физических качеств ребенка - ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы.
Для заинтересованности детей на уроках физической культуры рекомендуется больше включать сюжетно-ролевые игры и интересные эмоциональные игры, так как целенаправленные физические нагрузки оказывают особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья. Через подвижные игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка, путем его же активной помощи.
При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявлять большую активность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнения в условиях большого пространства в теплое и холодное время года, способствует более прочному закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма.
Основными задачами физического воспитания являются:
содействовать охране и укреплению здоровья ребенка, закаливанию организма, полноценному физическому развитию: гармоничности телосложения, соответствие возрасту, развитие функций и адаптационных способностей организма;
воспитывать морально-волевые качества личности;
создавать условия для целесообразной двигательной активности детей;
формировать широкий круг игровых действий;
развивать физические (двигательные) качества: ловкость, общую выносливость, скоростно-силовые качества, гибкость, а также умение сохранять равновесие;
содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
формирование мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной.
и эстетической культуры, волевой устремленности.
воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культуры доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, пробуждали к самостоятельности.
Средствами физического воспитания служат физические упражнения и игры, оздоровительные силы природы, физические и социально-бытовые факторы.
Данные средства физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых, застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специаль-ными двигательными действиями, дальнейшего физического совершен¬ствования их в зрелом возрасте.