Развитие личности ребенка через
физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность
Ельмеева Татьяна Юрьевна
В настоящее время физическая культура стала одним из важнейших направлений государственной политики России. Одна из причин этого – снижение уровня здоровья населения. В связи с этим первоочередная задача – поиск более эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания подрастающего поколения. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры и спорта связывается с влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Огромное влияние занятия физическими упражнениями оказывает на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие и развитие духовности.Обратимся к стандартам образования в России.
ФГОС НОО предполагает организацию внеурочной деятельности по пяти направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовнонравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное
Учебный предмет «Физическая культура» является частью процесса физического воспитания в школе, направленного на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формирование ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Одним из условий реализации требований ФГОС общего образования является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Спортивно-оздоровительная деятельность выступает эффективной социальной практикой, в которой принимает участие широкий круг заинтересованных субъектов (обучающиеся, педагоги, родители и члены семьи обучающихся, представители социума и пр.). Способы физкультурной деятельности, определены предметной программой «Физическая культура» и по уровням образования (НОО, ООО, СОО) являются преемственными, а спортивно-оздоровительная деятельность включает модули «Спортивные игры», «Лёгкая атлетика», «Гимнастика», а также модуль, отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности.
Модель формирования физкультурно-спортивной и спортивно- оздоровительной направленности обучающихся предполагает формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Цель деятельности по физкультурно-спортивной и спортивно- оздоровительной направленности в школе:
- всесторонне гармоническое развитие личности ребенка,
- воспитание ценностного отношения к здоровью;
- формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом.
Основные задачи:
- сформировать представления о единстве различных видов здоровья;
- способствовать пониманию важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- развивать интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Модель физкультурно-оздоровительной работы в школе предполагает обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Данная модель включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в кружках и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, и т. п.).
Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни. К таким полезным результатам можно отнести:
- полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;
- способность быстро овладевать новыми движениями, развитыми в ходе занятий;
- возросшую физическую работоспособность;
- пропорционально развитое телосложение и осанку;
- нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека;
- стремление к активной деятельности;
-способность преодолевать трудности;
- желание и стремление самореализоваться в своей жизни.
Термин «физическая культура личности» можно определить, как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом и духовном самосовершенствовании.
Личностное развитие физической культуры человека предполагает наличие двух моделей самореализации.
Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования, физическая культура личности как и деятельностная категория проявляется в трех основных направлениях:
Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает ее стремление к творческой «самореализации», самосовершенствованию.
Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения индивида, проявлением творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда.
В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе деятельности в физкультурно-спортивной, общественной, профессиональной, рекреационной, реабилитационной и других сферах жизни.
Занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний.
Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, эффективно действовать при нехватке времени.
Для воспитания личности средствами физкультуры целесообразно использовать игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более целесообразно для детей, а соревновательного — для более старших школьников и взрослых.
Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании очень велико.
Фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия).
Соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
Таким образом, роль физкультуры и спорта в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются — переносятся на внеспортивную жизнь.
Физическая культура и спорт проявляют себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека.