Обучение младших школьников метанию мяча
на основе теории учебной деятельности
Овчинникова Ольга Владимировна,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 532
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В школьной программе в содержание раздела «Легкая атлетика» входит: ходьба, бег, прыжки, а так же и метание мяча, которое изучается школьниками.учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 532
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Метание является одним из немногих естественных средств для развития координационных способностей, быстрой силы мышц рук и плечевого пояса, пространственной точности движений и быстроты реакции. В обучении учащихся младших классов метанию мяча в начальной школе основным методом является разучивание двигательного действия по частям в следующей последовательности: движения метающей руки, туловища, затем ног.
Дети изучают отдельные элементы техники и после освоения пробуют соединить их и выполнить двигательное действие в целом. Длительное изучение элементов техники не способствует в дальнейшем согласованной работе звеньев тела, что является обязательным условием успешности формирования навыка в метании.
Во-первых, усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач. Во-вторых, решение таких задач позволяет школьникам усваивать нечто «общее» еще до освоения его частных проявлений. В-третьих, главным методом школьного обучения должен стать метод введения детей в ситуацию учебных задач при организации учебных действий (В.В. Давыдов, 1993. Анализ теории учебной деятельности показал, что в случае ее практического применения в преподавании образовательной области «Физическая культура» в начальной школе можно достичь хороших результатов в своей педагогической деятельности. Метанию мяча необходимо учиться; чтобы выполнять метание далеко и метко, надо иметь сильные мышцы, действовать согласованно всеми частями тела, т.е. для успешного освоения метания надо развивать скоростные, скоростно-силовые, координационные способности На втором этапе проводилось обучение двигательным действиям через учебные действия и операции, посредством которых решается учебная задача. Для выявления взаимозависимости усилий и движений на занятиях шла работа по формированию представлений о зависимости результата от силы броска и способа метания. В игровых заданиях выполнялись специальные упражнения: бросок мяча вертикально вверх до уровня головы левой и правой руками (необходимо достижение точного направления и силы броска). Для того чтобы школьники поняли, как влияет на результат метания амплитуда замаха, количество включенных в движение частей тела, обучающиеся в группах выполняли метания различными способами. Это были метание в цель различными способами: двумя руками сверху и снизу, одной рукой (правой и левой) из-за головы через плечо; метание за счет разгибания руки в локтевом суставе и сгибания кисти в лучезапястном суставе. Дети также бросали мяч из полуприседа, разгибая ноги, при этом они поняли и убедились, что в таком случае мяч летит еще сильнее. Таким образом, обучающиеся определяли зависимость между полетом мяча и работой рук и ног: чем сильнее рукой бросить мяч, тем выше он летит; и если бросить мяч из полуприседа, разгибая ноги, то он полетит еще сильнее и дальше. В содержание занятия включались игровые задания и упражнения, развивающие работу кистей рук – взлет мяча вверх перед телом, без заметных отклонений под каким-либо углом к вертикали, взлет мяча на указанную высоту (до уровня глаз, на высоту поднятой вверх руки и др.), передачи мяча ударом о пол. Многие игры, развивающие двигательные способности, предлагались ребятами и проводились в форме игры «Мы в цирке!», что усиливало мотивацию к занятиям по обучению метанию. Требования существующей комплексной программы физического воспитания (авт. В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2010) предусматривают следующую последовательность обучения метанию мяча: учащимся 1–4-х классов необходимо овладеть навыками метания мяча с места, стоя боком по направлению метания. Младшие школьники, используя свой двигательный опыт, наблюдение за выполнением метания мяча, рисунков учебника по физической культуре, могут выделить основное двигательное действие в метании мяча способом из-за спины через плечо – это положение «натянутого лука»: энергичное разгибание правой ноги (и.п. – стоя левым боком к направлению метания, ноги шире плеч, сгибая правую ногу в колене, наклонить туловище вправо, не прогибая поясницу, правая рука с мячом отведена вправо, левая свободно согнута перед грудью) с одновременным поворотом верхней части туловища в направлении метания, и перенос веса тела на левую ногу, правая упирается носком в землю, спина прогнута, правая рука согнута в локте так, что ее кисть с мячом находится далеко позади правого плеча. Все тело, начиная от кисти правой руки и кончая пяткой правой ноги, выгнуто, как натянутый лук. На выполненной модели человека с движущимися руками и ногами ученики моделировали положение «натянутого лука», сравнивали это положение с настоящим луком (ребята принесли для занятий игрушечный лук). В дискуссии обучающимся был задан вопрос: «Как надо действовать далее, допустима в этом промежуточном положении задержка?» Необходимо было подвести школьников к ответу: «Задержка не допустима, т.к. будет потеряна скорость. Ученик выпрямляет туловище и проносит руку над плечом, поворачивая ее ладонью вперед, выпускает мяч». На модели человека обучающиеся моделировали движения рук и ног при метании мяча; зарисовывали в виде схем положение метающей руки: она находится над плечом около головы в полусогнутом положении (локоть на уровне лба, а мяч выше головы на 10–15 см), а также положение ног: ноги на ширине плеч, носки на одном уровне движения рук и ног. На занятиях школьники сравнивали свое выполнение финального усилия при броске мяча с выполнением этого же движения другими ребятами. С помощью учителя детьми был сделан вывод о том, что движение руки должно быть хлестообразным.
На последующих занятиях внимание все больше сосредотачивалось на регулировании амплитуды и скорости движений. Не упускались из виду и точность направления, и прилагаемые усилия. После того как обучающиеся с помощью моделирования, выработки схем уяснили важность выполнения положения «натянутого лука», с классом можно провести упражнение с уступающей поддержкой руки партнером. Класс выстраивается в две шеренги, одна за другой. Дети в первой шеренге принимают исходное положение, дети во второй – стоя сбоку-сзади, при этом каждый поддерживает руку партнера: правой рукой за кисть хватом сверху, левой за локоть хватом снизу. Движение начинают с поворота правой ноги пяткой наружу-вверх с последующим разгибанием ноги, выводом таза вперед и продвижением грудью вперед-вверх с одновременным полным разгибанием левой ноги. Школьники, поддерживающие руку, уступая, помогают ее согнуть так, чтобы локоть оказался около головы и на уровне уха, а кисть далеко за головой. Следят за правильным положением ног (правая пятка и левый носок на линии в направлении броска) и за тем, чтобы левое плечо не опускалось и не отводилось назад, а движение начиналось с правой ноги. Повторяют упражнение 5–6 раз. При выполнении метания для ускорения процесса формирования двигательного навыка применялся счёт. На «раз» – переход в положение «натянутого лука», на «два» – бросок; затем слитно с ускорением финальных движений. Внимание учеников обращалось на слитность и ритм всего комплекса действий. Поддержание интереса детей к процессу овладения метательным навыком возможно через расширение арсенала средств обучения: изменения исходного положения и пространственных границ выполнения упражнения; широкого применения игр и эстафет с мячом; варьирования темпа и скорости выполнения упражнений; использования снарядов разного веса и формы. Обучающиеся при выполнении метания мяча оценивали свое выполнение и выполнение этих действий товарищами, сообщали друг другу о том, какие ошибки заметили и как их исправить. На третьем этапе формировалось умение переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи в метании мяча к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Обучающиеся обобщали приобретенные двигательные умения в метаниях и пробовали перенести их на другие виды двигательных действий: подвижные игры, полоса препятствий с метанием в цель. При изучении использовался групповой метод, когда совместно работающие дети, общаясь, дискутируя, находят общий способ решения какой-либо задачи .
Литература
1. Кудрявцев М.Д. Применение теории учебной деятельности на уроках физической культуры в начальной школе // Начальная школа: плюсминус. – 2000. – № 7. – С. 37–40. 3. Кудрявцев М.Д. Веселые минутки на уроках в начальной школе / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Швалева // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 87–91. 4. Кудрявцев М.Д. Развитие самостоятельности младших школьников на уроках физической культуры / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Швалева // Начальная школа. – 2006. – С. 65–69