Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение младших школьников метанию мяча
на основе теории учебной деятельности 

Овчинникова Ольга Владимировна,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 532
Красногвардейского района Санкт-Петербурга 
В школьной программе в содержание раздела «Легкая атлетика» входит: ходьба, бег, прыжки, а так же и метание мяча, которое изучается школьниками.
 Метание является одним из немногих естественных средств для развития координационных способностей, быстрой силы мышц рук и плечевого пояса, пространственной точности движений и быстроты реакции. В обучении учащихся младших классов метанию мяча в начальной школе основным методом является разучивание двигательного действия по частям в следующей последовательности: движения метающей руки, туловища, затем ног.
Дети изучают отдельные элементы техники и после освоения пробуют соединить их и выполнить двигательное действие в целом. Длительное изучение элементов техники не способствует в дальнейшем согласованной работе звеньев тела, что является обязательным условием успешности формирования навыка в метании.
Во-первых, усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач. Во-вторых, решение таких задач позволяет школьникам усваивать нечто «общее» еще до освоения его частных проявлений. В-третьих, главным методом школьного обучения должен стать метод введения детей в ситуацию учебных задач при организации учебных действий (В.В. Давыдов, 1993. Анализ теории учебной деятельности показал, что в случае ее практического применения в преподавании образовательной области «Физическая культура» в начальной школе можно достичь хороших результатов в своей педагогической деятельности. Метанию мяча необходимо учиться; чтобы выполнять метание далеко и метко, надо иметь сильные мышцы, действовать согласованно всеми частями тела, т.е. для успешного освоения метания надо развивать скоростные, скоростно-силовые, координационные способности На втором этапе проводилось обучение двигательным действиям через учебные действия и операции, посредством которых решается учебная задача.  Для выявления взаимозависимости усилий и движений на занятиях шла работа по формированию представлений о зависимости результата от силы броска и способа метания. В игровых заданиях выполнялись специальные упражнения: бросок мяча вертикально вверх до уровня головы левой и правой руками (необходимо достижение точного направления и силы броска). Для того чтобы школьники поняли, как влияет на результат метания амплитуда замаха, количество включенных в движение частей тела, обучающиеся в группах выполняли метания различными способами. Это были метание в цель различными способами: двумя руками сверху и снизу, одной рукой (правой и левой) из-за головы через плечо; метание за счет разгибания руки в локтевом суставе и сгибания кисти в лучезапястном суставе. Дети также бросали мяч из полуприседа, разгибая ноги, при этом они поняли и убедились, что в таком случае мяч летит еще сильнее. Таким образом, обучающиеся определяли зависимость между полетом мяча и работой рук и ног: чем сильнее рукой бросить мяч, тем выше он летит; и если бросить мяч из полуприседа, разгибая ноги, то он полетит еще сильнее и дальше. В содержание занятия включались игровые задания и упражнения, развивающие работу кистей рук – взлет мяча вверх перед телом, без заметных отклонений под каким-либо углом к вертикали, взлет мяча на указанную высоту (до уровня глаз, на высоту поднятой вверх руки и др.), передачи мяча ударом о пол. Многие игры, развивающие двигательные способности, предлагались ребятами и проводились в форме игры «Мы в цирке!», что усиливало мотивацию к занятиям по обучению метанию. Требования существующей комплексной программы физического воспитания (авт. В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2010) предусматривают следующую последовательность обучения метанию мяча: учащимся 1–4-х классов необходимо овладеть навыками метания мяча с места, стоя боком по направлению метания.  Младшие школьники, используя свой двигательный опыт, наблюдение за выполнением метания мяча, рисунков учебника по физической культуре, могут выделить основное двигательное действие в метании мяча способом из-за спины через плечо – это положение «натянутого лука»: энергичное разгибание правой ноги (и.п. – стоя левым боком к направлению метания, ноги шире плеч, сгибая правую ногу в колене, наклонить туловище вправо, не прогибая поясницу, правая рука с мячом отведена вправо, левая свободно согнута перед грудью) с одновременным поворотом верхней части туловища в направлении метания, и перенос веса тела на левую ногу, правая упирается носком в землю, спина прогнута, правая рука согнута в локте так, что ее кисть с мячом находится далеко позади правого плеча. Все тело, начиная от кисти правой руки и кончая пяткой правой ноги, выгнуто, как натянутый лук. На выполненной модели человека с движущимися руками и ногами ученики моделировали положение «натянутого лука», сравнивали это положение с настоящим луком (ребята принесли для занятий игрушечный лук). В дискуссии обучающимся был задан вопрос: «Как надо действовать далее, допустима в этом промежуточном положении задержка?» Необходимо было подвести школьников к ответу: «Задержка не допустима, т.к. будет потеряна скорость. Ученик выпрямляет туловище и проносит руку над плечом, поворачивая ее ладонью вперед, выпускает мяч». На модели человека обучающиеся моделировали движения рук и ног при метании мяча; зарисовывали в виде схем положение метающей руки: она находится над плечом около головы в полусогнутом положении (локоть на уровне лба, а мяч выше головы на 10–15 см), а также положение ног: ноги на ширине плеч, носки на одном уровне движения рук и ног. На занятиях школьники сравнивали свое выполнение финального усилия при броске мяча с выполнением этого же движения другими ребятами. С помощью учителя детьми был сделан вывод о том, что движение руки должно быть хлестообразным.
На последующих занятиях внимание все больше сосредотачивалось на регулировании амплитуды и скорости  движений. Не упускались из виду и точность направления, и прилагаемые усилия. После того как обучающиеся с помощью моделирования, выработки схем уяснили важность выполнения положения «натянутого лука», с классом можно провести упражнение с уступающей поддержкой руки партнером. Класс выстраивается в две шеренги, одна за другой. Дети в первой шеренге принимают исходное положение, дети во второй – стоя сбоку-сзади, при этом каждый поддерживает руку партнера: правой рукой за кисть хватом сверху, левой за локоть хватом снизу. Движение начинают с поворота правой ноги пяткой наружу-вверх с последующим разгибанием ноги, выводом таза вперед и продвижением грудью вперед-вверх с одновременным полным разгибанием левой ноги. Школьники, поддерживающие руку, уступая, помогают ее согнуть так, чтобы локоть оказался около головы и на уровне уха, а кисть далеко за головой. Следят за правильным положением ног (правая пятка и левый носок на линии в направлении броска) и за тем, чтобы левое плечо не опускалось и не отводилось назад, а движение начиналось с правой ноги. Повторяют упражнение 5–6 раз. При выполнении метания для ускорения процесса формирования двигательного навыка применялся счёт. На «раз» – переход в положение «натянутого лука», на «два» – бросок; затем слитно с ускорением финальных движений. Внимание учеников обращалось на слитность и ритм всего комплекса действий. Поддержание интереса детей к процессу овладения метательным навыком возможно через расширение арсенала средств обучения: изменения исходного положения и пространственных границ выполнения упражнения; широкого применения игр  и эстафет с мячом; варьирования темпа и скорости выполнения упражнений; использования снарядов разного веса и формы. Обучающиеся при выполнении метания мяча оценивали свое выполнение и выполнение этих действий товарищами, сообщали друг другу о том, какие ошибки заметили и как их исправить. На третьем этапе формировалось умение переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи в метании мяча к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Обучающиеся обобщали приобретенные двигательные умения в метаниях и пробовали перенести их на другие виды двигательных действий: подвижные игры, полоса препятствий с метанием в цель. При изучении использовался групповой метод, когда совместно работающие дети, общаясь, дискутируя, находят общий способ решения какой-либо задачи .
 Литература
1. Кудрявцев М.Д. Применение теории учебной деятельности на уроках физической культуры в начальной школе // Начальная школа: плюсминус. – 2000. – № 7. – С. 37–40. 3. Кудрявцев М.Д. Веселые минутки на уроках в начальной школе / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Швалева // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 87–91. 4. Кудрявцев М.Д. Развитие самостоятельности младших школьников на уроках физической культуры / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Швалева // Начальная школа. – 2006. – С. 65–69

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»