Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка по коррекции сформированности
пространственных представлений 
у младших школьников
с общим недоразвитием речи
 

Мельниковская Людмила Олеговна,
учитель физической культуры ГБОУ № 3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
Содержание
  1. Цели и задачи …………………………………………..…………………….….3
  2. Введение……………………………………………….…………………...……3
  3. Приёмы  развития пространственных представлений  на уроках физической культуры…………………………………………………………..………...…....5
  4. Список литературы………………………………………..……………………..7
Цели и задачи
Цель:
  • Формировать пространственную  ориентировку и способствовать  развитию геометрических представлений
Задачи:
  1. Способствовать установлению пространственных отношений между явлениями действительности и применением этих явлений в экспрессивной речи
  2. Развивать восприятие  целостного  образа предмета
  3. Формирование комплексного оздоровления и развитие двигательной моторики детей
Введение
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются самой многочисленной и распространенной категорией детей с отклоняющимся развитием. Недоразвитие речи у данной группы детей сопровождается нарушениями не только в психическом развитии и эмоционально-волевой  сфере, но и со стороны двигательной сферы и физического развития, сочетающимися с частыми хроническими заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем организма.
Исследования ряда авторов (Мастюкова Е.М., 1987; Дудьев В.П., 1995; Шашкина Г.Р., 2003; Поленова Н.С., 2008)  и наши собственные наблюдения в процессе педагогической деятельности свидетельствуют, что двигательные нарушения, обусловленные слабым физическим развитием и общей соматической ослабленностью, у детей с ОНР проявляются в низком уровне координационных способностей, точности и ловкости движений, скованности движений рук и ног при выполнении физических упражнений, слабости мышечного корсета и мышц кисти, несформированности  пространственных представлений и пр.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно недостаточное развитие функции равновесия, чувства темпа и ритма движений. Они также отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно - временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Часто выявляется замедленность процесса освоения новых движений, а также трудности при выполнении движений по словесной инструкции (Шашкина Г.Р., 2003, Кириллова Ю.А., 2005; Новикова И.В., 2008; Горская И.Ю., 2008; Ковалева П.Г., 2010).
В частности при общем недоразвитии речи у детей выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети с ОНР в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела - формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета: дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. В дальнейшем у детей  с ОНР появляются сложности в обучении письму: закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими (Семаго Н.Я., 2007; Моргачева И.Н., 2009; Кутявина Н.Л., 2010).
Однако следует отметить, что пространственные нарушения у детей с общим недоразвитием речи характеризуются некоторой динамичностью, тенденцией к компенсации. Способность устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и частично принимать их в импрессивной речи сохраняется. Но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией зачастую затрудняются в поиске языковых средств, для выражения этих отношений или используют неточные языковые средства  (Косякова О.О., 2007; Моргачева И.Н., 2009).
Приёмы  развития пространственных представлений 
на уроках физической культуры
     1. Задания на усвоение схемы тела:
- Определить на себе части тела называемые педагогом;
- Назвать самостоятельно и показать на себе части тела;
- Показать на себе части тела с закрытыми глазами называемые педагогом;
- Назвать самостоятельно и показать на себе части тела с закрытыми глазами.
     2. Задания на дифференцировку правых и левых частей тела:
- Определить на себе левые / правые части тела называемые педагогом;
- По команде педагога поднять левую / правую руку и назвать ее;
- Соотнести с левой / правой рукой другие части тела (левая нога, левое ухо / правое колено, правый глаз);
- Показать левой рукой правую ногу, правой рукой – левый локоть.
- Показать на себе левые / правые части тела с закрытыми глазами называемые педагогом;
- Показать на себе левые / правые части тела с закрытыми глазами.
     3. Задания на дифференцировку понятий «выше - ниже» и «дальше - ближе»:
- Назвать имена товарищей выше / ниже себя по росту;
- Построить товарищей в шеренгу по ранжиру;
- Сравнить по росту двух товарищей, указывая, кто выше, а кто ниже ростом;
- При построениях (в две, три, четыре шеренги) оценить положение учащихся в шеренге относительно друг друга и педагога (например, вторая шеренга ближе к педагогу, чем третья и.т.д.).
     4. Задания на усвоение пространственных взаимоотношений:
- Стоя в шеренге назвать товарища стоящего справа / слева;
- Определить свое место в шеренге относительно товарищей;
- Стоя в колонне назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
- Определить свое место в колонне относительно товарищей;
- Определить расположение товарищей в шеренге относительно друг друга (Ваня стоит справа от Саши и т.п.);
- Определить расположение товарищей в колонне относительно друг друга (Ваня стоит перед Сашей и т.п.).
     5. Задания на усвоение схемы тела стоящего напротив:
- Определить у себя, а затем у стоящего напротив левую / правую руку и др. части тела;
- Определить у стоящего напротив левую / правую руку и др. части тела;
- Стоя в колонне определить у стоящего впереди левую / правую руку (ногу, ухо).
Методические рекомендации
В процессе проведения уроков АФВ рекомендуется применять такие формы организации взаимодействия учеников как одиночные, в парах, и групповые.
При проведении комплексов упражнений целесообразно от урока к уроку применять различные построения (в форме круга, полукруга, ромба, треугольника, квадрата, в колонну по одному, по два, по  три,  в шеренги лицом друг к другу, в шахматном порядке), которые не только повышают эмоциональный фон занятий, но и способствуют развитию пространственных представлений и воображения занимающихся. При таком способе построения дети видят друг друга и с большим желанием выполняют упражнения.
 
Список литературы
  1. Горская, И.Ю. Методика развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи / И.Ю. Горская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. № 4 (38). - С. 28 – 32.
  2. Дудьев, В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Дефектология. -1995. № 4. - С. 43-50.
  3. Кириллова, Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова, Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 224с.
  4. Ковалева, П.Г. Вариативная часть программы адаптивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи / П.Г. Ковалева // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, часть I, Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 269 – 274.
  5. Кутявина, Н.Л. Формирование пространственных представлений у детей с ОНР / Н.Л. Кутявина // Логопед. – 2010. - №8. – С.40 – 47.
  6. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1987. -№ 4.-С. 3-9.
  7. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое по­собие / И.Н. Моргачева. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
  8. Новикова, И.В. Кинезитерапевтические воздействия в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения / И.В. Новикова // Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 53 – 63.
  9. Поленова, Н.С. Использование фитболов для развития движений детей с ОНР / Н.С. Поленова // Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 35 – 44.
  10. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ.пособие / Н.Я. Семаго. -  М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.
  11. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
  12.  Журнал Логопед, 2008 №4, С.4  (см.на сайте www.logoped-sfera.ru )
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»