Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Воспитательная значимость подвижных игр в развитии
морально-нравственных качеств дошкольников
и младших школьников

Райц Марина Юрьевна
           В последнее время часто возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. В условиях современного изменяющегося мира возникла необходимость в глобально-ориентированных целях воспитательного процесса:
• Воспитание разных точек зрения на Мир. Формирования своего мнения.
• Воспитание внимания к проблемам глобального масштаба
• Воспитание интереса и уважения к культурам народов планеты, понимания их сходства и различия. Но произносить красивые слова, конечно недостаточно, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Для этого необходимо расширять у детей представления о различных способах общения с окружающими. Поскольку Мир это целостная взаимосвязанная система, то и отношения в нем, соответственно, проистекают на уровне:  Человек- природа., Человек-общества Человек- человек
Современные дети стали меньше общаться не только с природой, со взрослыми, но и друг с другом, благодаря наличию компьютера и телевизора. Они становятся, менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознавать или контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо с 3-4 летнего возраста обучать ребенка «взгляду со стороны», тем самым, помогая ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение, более полно и адекватно выразить себя через общение, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, отзывчивость к чувствам других. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Подвижные игры — одно из условий благополучного психофизического развития ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир и свой народ, нацию, родную природу. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит воображение, формирует социальную направленность. В подвижных играх успешность и активность детей зависит не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Одним из методов в деятельности по формированию толерантности у дошкольников, можно предложить применение народных и национальных подвижных игр, парных упражнений и командных эстафет на занятиях по физвоспитанию. Благодаря специально разработанным игровым занятиям и упражнениям можно сформировать у детей внимательное и бережное отношение к природе, умения, необходимые для адекватного общения со взрослыми и сверстниками, содействовать воспитанию терпимости по отношению к другим людям. Уровень развития этих качеств является одним из показателей психологической готовности ребенка к школе. Характеристика средств физвоспитания, направленных на формирование основ толерантности у детей В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации физвоспитания предпочтение нужно отдавать тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. К таким средствам относятся игры. В дошкольном образовании широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, логические, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр особо следует выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.   
        Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. В дошкольной педагогической практике множество подвижных игр делится на три основные группы, отличительным признаком которых является характер складывающихся в игре отношений. Различают подвижные игры как :  игры-занятия (сюжетные/ несюжетные),  командные (эстафетные и соревновательные)  парные на взаимодействие (силовые/координационные) 
          Значение подвижной игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Можно сказать, что игра влияет на морально-волевые качества детей, на их душевное и эмоциональное состояние. Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры не только пополняют словарный запас и обогащают речь детей, но и играют огромную оздоровительную роль. При произношении стихотворных закличек укрепляются и развиваются органы дыхания, идет коррекция логопедических и дыхательных отклонений. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Спортивные командные эстафеты, формирующие чувство ответственности и взаимовыручки. К старшему дошкольному возрасту у детей уже проявляется осознанное отношение к двигательным действиям, способность к самоконтролю, формируется самооценка личности, начинает набирать обороты развитие психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости. Наряду с потребностью в двигательной активности, у ребенка формируются задатки лидера. Желание выделиться, показать себя сильнейшим, имеет возможность реализовываться в спортивных эстафетах. Эти командные эстафеты могут быть как тренировочными, так и соревновательными. В зависимости от поставленной задачи, в соревнованиях учитывается и скорость, и точность исполнения. Особая ценность этого вида игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности ребенка. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. Высокая эмоциональность командных эстафет позволяет воспитывать умение контролировать свое поведение, способствует проявлению таких черт характера как активность, настойчивость. Но наряду с этими качествами игры содействуют и воспитанию ответственности, коллективизма. Ребенок также учится адекватно оценивать свои возможности, соотносить свои силы с уровнем сверстников и учиться принимать и победы, и поражения. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием командных состязаний. Для этого преподаватель должен применять следующие педагогические методы воспитания детей : разъяснять установленные нормы поведения, сложившиеся традиции, проводить беседы при совершении детьми какого-либо проступка; настойчиво приучать детей к соблюдению спортивных правил, выражать одобрение, поощрять отличившихся детей, отмечать неправильные действия ребенка и разъяснять суть некорректного поведения, применять наказание в виде штрафного времени или снятие баллов с команды. В физическом воспитании детей подвижным играм отведено самое почетное место. Именно в них представлены наиболее подходящие виды физических упражнений, отличающихся доступностью, привлекательностью, и разносторонностью воздействия. Нельзя не отметить образовательное значение игр. С их помощью осуществляется развитие двигательных качеств - прежде всего быстроты и ловкости. Одновременно происходит совершенствование двигательных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки быстрее закрепляются и совершенствуются. В свою очередь и проявление двигательных качеств становится все более полным и разнообразным. Целенаправленная работа педагогов дошкольного образования оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии и толерантности. Раскрепощение внутренней энергии человека, скованной на протяжении десятилетий догмами, запретами и преследованиями, тяжелейший поиск многими россиянами своей культурной идентичности, сопровождающийся подчас болезненными конфликтами, недемократическим поведением, отсутствием уважения друг к другу, обострили проблему толерантности. Сейчас остро встает вопрос о формировании многокультурного менталитета, что поможет понять и оценить собственную культуру, научиться видеть мирные пути решения проблем, альтернативные насильственным и разрушительным для самого индивида. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим. В условиях общественной и культурной дезинтеграции актуально звучат слова Д.С. Лихачёва : "любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству". В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно-психологического здоровья населения. В связи с этим формирование толерантности как способности выйти на новый уровень взаимоотношений представляется особенно важным. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей в одном ключе - добра и терпения.          Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Поэтому в детские спортивные праздники и другие физкультурные мероприятия необходимо включать игры, совместные с родителями. Родители должны своим примером показывать уважительное отношение к соперникам, высказывать дружественные пожелания проигравшим, адекватно реагировать в случае поражения. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Вторым условием успешного воспитания нравственного человека является забота и о физическом и о психическом здоровье ребенка. Этому должны способствовать условия жизни, обучения и воспитания, строящиеся на принципах охраны и коррекции здоровья. Основой в развитии здорового ребенка является духовно- нравственный аспект, и такой термин как социальное здоровье подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и проявление навыков взаимодействия с окружающими, отношение к негативным явлениям жизни. Если ребенок научится сопереживать, сочувствовать, помогать другим, то он никогда не будет одиноким в обществе.
                  Подвижные игры на уроке физкультуры в младшей школе
     Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!»«Беги!»«Стой!» и др. Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания.
Они дают возможность: развивать и совершенствовать движения упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д.
Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
         Подвижные игры: являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
оказывают влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.
вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других.
            В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
           Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
    Список литературы:
 1.  Покровский. Е. А  Русские детские подвижные игры. 2009 г. Речь.
2.  Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:         Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,   2000.
3.  Кенеман А.В.  Детские подвижные игры народов СССР:  Пособие для воспитателя детского сада.- Просвещение, 1988г.
4.  Лихачев Д.С. «Письма о добром»,- С- Петербург, Изд. «Нотабене» 1994г.
5.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6.  Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М- Мозаика- Синтез 2006

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»