Культура психологического общения - залог успешного
взаимодействия участников образовательного процесса.
Межличностное общение учащихся
Титова Альбина Андреевна,
педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Межличностные отношения – это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Межличностные отношения неслышащих детей исследовали Э.Л.Вийтар, Т.Н.Прилепская, Т.Э.Пуйк, В.С.Собкин.педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Среди разных видов межличностных отношений людей выделяются дружеские отношения, как наиболее личностно значимые. Усиление потребности в общении вызывает два свойственных межличностным отношениям явления – ожидание общения и поиск его [1].
Обще́ние принято определять, как «передачу информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [4]. Таким образом, человеческая деятельность практически невозможна без общения.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
- Особенности межличностных отношений глухих учащихся (от начального школьного возраста до подросткового возраста)
Межличностное общение учащихся важно рассматривать, как общение «Ученик-ученик» ПЛЮС взрослые, которые организовывают общение этих учеников.
Общение со взрослыми - это один из важнейших моментов в межличностном взаимодействии учащихся НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6/7 до 10/11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.
Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В школе возникает новая структура отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется:
«ребенок – взрослый»
«ребенок – учитель» «ребенок – родители»
Система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Система «ребёнок - учитель» становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий:
«ребенок - учитель»
«ребенок – родители» «ребенок – сверстники»
Отношение младших школьников друг к другу не зависит от успеваемости и поведения в школе, а определяется отношением учителя.
Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3-го – 4-го классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе формируется необходимость выбрать одноклассников для совместной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. В отношениях исходного возрастного равенства младшие школьники отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений [5].
Вывод:
- В начальной школе две главные фигуры – учитель и ученик.
- Учитель – это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.
- Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.
Развитие самосознания у детей с нарушениями слуха происходит в более старшем возрасте, чем у слышащих. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (в среднем – на два года и больше) [3].
Глухие подростки, для которых родным языком является жестовый язык, не владеют русским языком в полной мере. Бытовой русский язык значительно отличается от того, который используется в учебной литературе (Часы идут).
Внутренней основой взаимоотношений между подростками является одна из ведущих социальных потребностей – потребность в общении. Общение между глухими проходит в основном в узкой формальной группе, чаще внутри класса.
Важнейшая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. Это могут быть положительные, сближающие чувства, когда другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству. Это могут быть отрицательные, разъединяющие чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которой не возникает желания сотрудничать.
Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что подростки забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь необходимой. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.
Личностные проблемы общения глухих подростков освещены в научной литературе крайне ограниченно. Общее мнение исследователей, кто так или иначе изучал аспекты социальной коммуникации неслышащих, состоит в признании эмоционально-нравственного своеобразия их межличностного общения, обусловленное объективными трудностями акта коммуникации.
Было проведено небольшое исследование среди учеников с 7-ых по 10-ые классы. Цель этого исследования: изучить особенности межличностных отношений между глухими подростками в школе и вне школы. В ходе исследования был использован опросник. Ответы, учащиеся выбирали из вариантов, предложенных исследователем.
На вопрос о предпочтительном времяпровождении подростки ответили: «Общение» - 96 %. Ребята предпочли живое общение играм на компьютере и виртуальному общению. По результатам опроса чаще всего конфликты возникают из-за непонимания друг друга – 86 %, из-за обидных слов – 12 %. Из этого следует, что глухие подростки плохо знают, как правильно общаться, как разрешить конфликтные ситуации. Не очень хорошо знают, как построить благоприятные отношения. Подростки мало информированы о том, как избежать конфликтных ситуаций.
Проблема формирования межличностного взаимодействия у детей с нарушенным слухом имеет особенное значение в становлении их личности в целом. От того, какие личностные взаимоотношения складываются в детском саду, школьном классе, трудовом коллективе и как относятся к ребенку с нарушенным слухом дети и взрослые, зависит, усугубится влияние дефекта на жизнь такого человека или будет нейтрализовано.
На следующий вопрос про дальнейшие действия после ссоры подростки выбирали варианты ответов: они идут на примирение со своей стороны – 56 %, и надеются на то, что этот конфликт сам собой разрешится когда-нибудь – 44%.
По результату ответов на вопрос: «С кем вы больше всего общаетесь?» выяснилось, что подростки общаются больше всего со своими одноклассниками (56%), с ребятами из других классов (38%), и также с ребятами из других школ (6%). Они заинтересованы в общении с взрослыми друзьями, которые привлекают их веселой компанией (44%).
Но следует заметить, что существуют различия между парнями и девушками в целях общения со взрослыми друзьями. Девушки заинтересованы в получении советов от более опытных людей (68%), в веселой компании (32%). А у парней, наоборот – со взрослыми дружат в поисках веселой компании - 77 %, а заинтересованы в приобретении опыта и совета – только 23 %.
Таким образом, мы пришли к выводу:
- невербальное общение занимает особое место в общении детей и подростков с нарушенным слухом. Это связано с тем, что недоразвитие речи и слабый слух не способны дать возможность выразить всю гамму эмоций и чувств, которые имеются у ребенка. При том, что нормально слышащие дети имеют достаточный опыт в общении, им легко усваивать навыки и формы взаимодействия с окружающими людьми. Они с легкостью обучаются давать оценку себе как партнеру по общению и оценивать в общении собеседника.
- У детей с нарушенным слухом, опыт общения с окружающими незначителен, поэтому им требуется помощь взрослых для обучения взаимодействию с другими людьми. Такими взрослыми в жизни ребенка становятся родители, учителя и воспитатели школ-интернатов для глухих детей. А также ребята постарше, которые могут влиять на развитие межличностных отношений у этих подростков.
1) обогащать представления учащихся о человеческих качествах и отношениях,
2) осуществлять анализ художественных произведений и различных жизненных ситуаций.
3) формировать более глубокое понимание сложных человеческих отношений, как дружба и товарищество,
4) формировать соответствующий словарный запас в широком кругу общения, активное участие в нем,
5) постоянно осмыслять и анализировать различные ситуации,
6) оценивать свои поступки и поведение.
Список используемых источников:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)
- Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. - М.:Учпедгиз, 1940 с.76.-112с.)
- Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера. - 2013.