Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Культура психологического общения - залог успешного
взаимодействия участников образовательного процесса.
Межличностное общение учащихся

Титова Альбина Андреевна,
педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Межличностные отношения – это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Межличностные отношения неслышащих детей исследовали Э.Л.Вийтар, Т.Н.Прилепская,  Т.Э.Пуйк, В.С.Собкин.
Среди разных видов  межличностных отношений людей выделяются дружеские отношения, как наиболее личностно значимые. Усиление потребности в общении  вызывает два свойственных межличностным отношениям явления – ожидание общения и поиск его [1].
Обще́ние принято определять, как «передачу информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [4]. Таким образом, человеческая деятельность практически невозможна без общения.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
  1. Особенности межличностных отношений глухих учащихся (от начального школьного возраста до подросткового возраста)
Мимико – жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира. Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств [2].
Межличностное общение учащихся важно рассматривать, как общение «Ученик-ученик» ПЛЮС взрослые, которые организовывают общение этих учеников.
Общение со взрослыми - это один из важнейших моментов в межличностном взаимодействии учащихся НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6/7 до 10/11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.
Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В школе возникает новая структура отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется:
                                           «ребенок – взрослый»       
          «ребенок – учитель»                                «ребенок – родители»
                                                 
Система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Система «ребёнок - учитель» становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий:
                                           «ребенок - учитель»
         «ребенок – родители»                            «ребенок – сверстники»
 
Отношение младших школьников друг к другу не зависит от успеваемости и поведения в школе, а определяется отношением учителя.
Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3-го – 4-го классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе формируется необходимость выбрать одноклассников для совместной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. В отношениях исходного возрастного равенства младшие школьники отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений [5].
Вывод:
  • В начальной школе две главные фигуры – учитель и ученик.
Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
  • Учитель – это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.  
Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.
  • Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.
2) Особенности межличностных отношений глухих подростков.
Развитие самосознания у детей с нарушениями слуха происходит в более старшем возрасте, чем у слышащих. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (в среднем – на два года и больше)  [3].
Глухие подростки, для которых родным языком является жестовый язык, не владеют русским языком в полной мере. Бытовой русский язык значительно отличается от того, который используется в учебной литературе (Часы идут).
Внутренней основой взаимоотношений между подростками является одна из ведущих социальных потребностей – потребность в общении. Общение между глухими  проходит в основном в узкой формальной группе, чаще внутри класса.
Важнейшая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. Это могут быть положительные, сближающие чувства, когда другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству. Это могут быть отрицательные, разъединяющие чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которой не возникает желания сотрудничать.
Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что подростки забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь необходимой. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.
Личностные проблемы общения глухих подростков освещены в научной литературе крайне ограниченно. Общее мнение исследователей, кто так или иначе изучал аспекты социальной коммуникации неслышащих, состоит в признании эмоционально-нравственного своеобразия их межличностного общения, обусловленное объективными трудностями акта коммуникации.
Было проведено небольшое исследование среди учеников с 7-ых по 10-ые классы. Цель этого исследования: изучить особенности межличностных отношений между глухими подростками в школе и вне школы. В ходе исследования был использован опросник. Ответы, учащиеся выбирали из вариантов, предложенных исследователем.
На вопрос о предпочтительном времяпровождении подростки ответили: «Общение» - 96 %. Ребята предпочли живое общение играм на компьютере и виртуальному общению. По результатам опроса чаще всего конфликты возникают из-за непонимания друг друга – 86 %, из-за обидных слов – 12 %. Из этого следует, что глухие подростки плохо знают, как правильно общаться, как разрешить конфликтные ситуации. Не очень хорошо знают, как построить благоприятные отношения. Подростки мало информированы о том, как избежать конфликтных ситуаций.
Проблема формирования межличностного взаимодействия у детей с нарушенным слухом имеет особенное значение в становлении их личности в целом. От того, какие личностные взаимоотношения складываются в детском саду, школьном классе, трудовом коллективе и как относятся к ребенку с нарушенным слухом дети и взрослые, зависит, усугубится влияние дефекта на жизнь такого человека или будет нейтрализовано.
На следующий вопрос про дальнейшие действия после ссоры подростки выбирали варианты ответов: они идут на примирение со своей стороны – 56 %, и надеются на то, что этот конфликт сам собой разрешится когда-нибудь – 44%.
По результату ответов на вопрос: «С кем вы больше всего общаетесь?» выяснилось, что подростки общаются больше всего со своими одноклассниками (56%), с ребятами из других классов (38%), и также с ребятами из других школ (6%). Они заинтересованы в общении с взрослыми друзьями, которые привлекают их веселой компанией (44%).
Но следует заметить, что существуют  различия между парнями и девушками в целях общения со взрослыми друзьями.  Девушки заинтересованы в получении советов от более опытных людей (68%), в веселой компании (32%). А у парней, наоборот – со взрослыми дружат в поисках веселой компании - 77 %, а заинтересованы в приобретении опыта и совета – только 23 %.
Таким образом, мы пришли к выводу:
  • невербальное общение занимает особое место в общении детей и подростков с нарушенным слухом. Это связано с тем, что недоразвитие речи и слабый слух не способны дать возможность выразить всю гамму эмоций и чувств, которые имеются у ребенка. При том, что нормально слышащие дети имеют достаточный опыт в общении, им легко усваивать навыки и формы взаимодействия с окружающими людьми. Они с легкостью обучаются давать оценку себе как партнеру по общению и оценивать в общении собеседника.  
  • У детей с нарушенным слухом, опыт общения с окружающими незначителен, поэтому им требуется помощь взрослых для обучения взаимодействию с другими людьми. Такими взрослыми в жизни ребенка становятся родители, учителя и воспитатели школ-интернатов для глухих детей. А также ребята постарше, которые могут влиять на развитие межличностных отношений у этих подростков.
Для формирования у глухих учащихся адекватных межличностных отношений рекомендовано:
 1) обогащать представления учащихся о человеческих качествах и отношениях,
2) осуществлять анализ художественных произведений и различных жизненных ситуаций.
3) формировать более глубокое понимание сложных человеческих отношений, как дружба и товарищество,
4) формировать соответствующий словарный запас в широком кругу общения, активное участие в нем,
5) постоянно осмыслять и анализировать различные ситуации,
6) оценивать свои поступки и поведение.
 
Список используемых источников:
  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
  2. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)
  3. Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. - М.:Учпедгиз, 1940 с.76.-112с.)
  4. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  5. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера. - 2013.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»