Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние заболевания сахарный диабет на развитие личности ребёнка

Андреева Екатерина Сергеевна
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Главной и приоритетной задачей в сфере образования Российской Федерации является формирование гармонично развитой личности обучающегося как универсальной личности, соответствующей всем требованиям общества XXI века. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребёнка, мотивация на эффективную деятельность – такова суть современного педагогического процесса. Для реализации данной задачи мы будем учитывать характеристики детей с заболеванием сахарный диабет
В психологических исследованиях таких авторов, как В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, Т.Г. Горячева, Н.А. Коваленко показано, что наличие соматических расстройств изменяет нормальный ход личностного развития ребенка. У детей, болеющих диабетом, были обнаружены повышенная тревожность, агрессивное поведение, интровертированность, конфликтность, стремление к уединению, общие трудности адаптации к социальной ситуации. Хроническое соматическое заболевание так же ведет к снижению уровня психических возможностей человека в осуществлении деятельности, к ограничению контактов с другими людьми, к изменению объективного места, занимаемого в жизни, а тем самым и его внутренней позиции по отношению ко всем обстоятельствам жизни и к себе. Болезнь, включаясь в социальную ситуацию развития, меняет условия протекания многих видов деятельности, что приводит к появлению отдельных психологических последствий, существенно влияющих на протекание естественных кризисов взросления и становления личности. Б.В. Зейгарник, Б. С. Братусь, В. В. Николаева в своих исследованиях приходят к выводу, что в условиях соматического заболевания возникает новая жизненная ситуация, создающая дефицитарные условия для развития личности (Фролова О. В.).
Развитие личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность ( Т. В. Гудкова)
Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Безусловно стоит развивать как познавательную активность, так и все познавательные процессы. Но особенно следует отметить функцию внимания при сахарном диабете у детей.
Одной из важнейших составляющих познавательных процессов является функция внимания. Вниманием в психологии принято называть избирательность психических процессов, т.е. фактор, который обеспечивает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности. Полноценное, достаточно стойкое социально организованное внимание формируется у ребенка к концу его дошкольного возраста (Смирнов В.М.).
В НИИ акушерства и педиатрии было проведено исследование функции внимания у детей, болеющих сахарным диабетом. Наиболее выраженные нарушения изучаемых показателей функции внимания определялась у детей, заболевших СД в раннем возрасте (до 3 лет). Нарушение переключения внимания было установлено у 48,6% пациентов, причем в группе детей, болеющих более 5 лет, данной вид ошибок выявлялся в 76,2% случаев. У половины обследуемых отмечались ошибки, характерные для ослабления оперативной памяти (52,2%). У пациентов с СД, характер работоспособности отличается от таковой здоровых сверстников, что свидетельствует о нарушениях баланса между процессами возбуждения и торможения, повышенной истощаемости нервных процессов при СД. К наиболее значимым факторам, способствующим ухудшению функции внимания, следует отнести длительность заболевания, хроническую гипергликемию и диабетическую ретинопатию. У детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих СД, отдаленные последствия перенесенной перинатальной гипоксии могут оказывать существенное воздействие на формирование когнитивных нарушений. Данные анализа свидетельствуют о более выраженном дисбалансе и ослаблении мозговой деятельности у детей с СД по сравнению с их сверстниками без нарушений углеводного обмена, имеющих другой генез церебральных дисфункций (О.З. Пузикова, А.А. Афонин).
Педагоги, психологи, медицинские работники, занимающиеся детьми с СД, должны быть осведомлены о риске формирования специфического нейропсихологического дефицита при данном заболевании и своевременно проводить коррекционные мероприятия, направленные на создание условий, повышающих работоспособность, на развитие регулирующих механизмов и формирование индивидуального стиля деятельности. (О.З. Пузикова, А.А. Афонин).
Список литературы.
1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ЗАБОЛЕВШИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ, Николаева А.А.
2. Педагогическое содействие реабилитации детей, больных сахарным диабетом, Штрейс О.Н., Доцоев Л. Я.
3. Личностное развитие ребенка как цель современного дошкольного образования, Абашина В.В., Якоб С.А.
4. Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999
5. Клинико-диагностическо е значени е исследовани я функци и внимани я п р и сахарно м диабет е у дете й и подростко в О.З. Пузикова, А.А. Афонин
6. СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ, Т. В. Гудкова

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»