Обучение школьников с учётом влияния клипового мышления
кандидат биологических наук,
учитель биологии ГБОУ СОШ № 45
с углубленным изучением математики
Санкт-Петербурга
Уже давно многие педагоги буквально бьют тревогу: дети не могут пересказать параграф из учебника, не могут двух слов связать в сочинении, успеваемость стремительно снижается, никакие средства не помогают.
“Кто виноват и что делать?” - следует дальше резонный вопрос. А виновато, оказывается, клиповое мышление, которое характерно для сегодняшних школьников. Так, во всяком случае, утверждает большинство специалистов.
Клиповое мышление сформировалось в связи с обвальным увеличением информационного потока и ориентировано на поверхностное, обрывочное восприятие информации. Информация в современном мире настолько разнообразна, а потребность в её получении настолько высока, что проще и быстрее она воспринимается фрагментами.
Большинство педагогов считают, что клиповость несет в себе больше негатива и отказываются понимать, что такой тип мышления сформировался под влиянием условий современного мира, стал неотъемлемой частью большинства людей. Ко всему устоявшаяся линейная система обучения не позволяет школьникам с таким типом мышления в полной мере познать изучаемые предметы, научиться ориентироваться в реалиях.
Тем не менее пути грамотного применения особенностей клипового мышления в образовательном процессе существуют. Они определяют векторы обучения: развитие понятийного мышления и развитие памяти.
Вот несколько приёмов организации образовательной деятельности на уроках, направленные на развитие понятийного мышления, в соответствии с характерными чертами клипового мышления.
Характеристики клипового мышления | Приёмы организации образовательной деятельности учащихся |
Фрагментарность |
|
Образность |
|
Многоканальность |
|
Таким образом, включение в образовательный процесс элементов клипового мышления позволит исключить монотонность из урока, постоянная смена деятельности заставит слушать, говорить, приводить примеры применения полученных знаний. Важно не бороться с клиповым мышлением, а приспособить учебный процесс к нему. Необходимо стараться управлять вниманием обучающихся и направлять их в нужное русло.
Список литературы:
1. Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление», 2015.
2. Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? 2018.
3. Ривкин Е.Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики. Психология в школе. - №1 (13) январь 2015 г.
4. Старицына О.А. Клиповое мышление VS образование. Кто виноват и что делать? - Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018 г.