Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обучение школьников с учётом влияния клипового мышления

Краснощек Светлана Алексеевна,
кандидат биологических наук,

учитель биологии ГБОУ СОШ № 45
с углубленным изучением математики
Санкт-Петербурга
 
Уже давно многие педагоги буквально бьют тревогу: дети не могут пересказать параграф из учебника, не могут двух слов связать в сочинении, успеваемость стремительно снижается, никакие средства не помогают. 
“Кто виноват и что делать?” - следует дальше резонный вопрос. А виновато, оказывается, клиповое мышление, которое характерно для сегодняшних школьников. Так, во всяком случае, утверждает большинство специалистов.
Клиповое мышление сформировалось в связи с обвальным увеличением информационного потока и ориентировано на поверхностное, обрывочное восприятие информации. Информация в современном мире настолько разнообразна, а потребность в её получении настолько высока, что проще и быстрее она воспринимается фрагментами.
Большинство педагогов считают, что клиповость несет в себе больше негатива и отказываются понимать, что такой тип мышления сформировался под влиянием условий современного мира, стал неотъемлемой частью большинства людей. Ко всему устоявшаяся линейная система обучения не позволяет школьникам с таким типом мышления в полной мере познать изучаемые предметы, научиться ориентироваться в реалиях.
Тем не менее пути грамотного применения особенностей клипового мышления в образовательном процессе существуют. Они определяют векторы обучения: развитие понятийного мышления и развитие памяти.
Вот несколько приёмов организации образовательной деятельности на уроках, направленные на развитие понятийного мышления, в соответствии с характерными чертами клипового мышления.
 
Характеристики клипового мышления Приёмы организации образовательной
деятельности учащихся
Фрагментарность
  • быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию;
  • заполнение смысловых, фактических пробелов в изученном понятии, используя разные источники информации;
  • модульное (блочное) изучение материала;
  • выделение цветом понятий или примеров в тексте;
  • сокращение текста, выделение главного;
  • выделение отдельных элементов изучаемого явления, отслеживание их взаимосвязей;
  • восстановление единой картины изучаемого явления через взаимодействие его отдельных элементов.
Образность
  • иллюстрирование изучаемого материала, создание схем или других графических объектов;
  • создание различных визуальных рядов - слайдов, видеороликов и т.п.
Многоканальность
  • характеристика понятия на основе различных источников информации;
  • изучение одного понятия в различных контекстах;
  • устный рассказ с использованием опорного конспекта, составленного на основании различных источников информации

Таким образом, включение в образовательный процесс элементов клипового мышления позволит исключить монотонность из урока, постоянная смена деятельности заставит слушать, говорить, приводить примеры применения полученных знаний. Важно не бороться с клиповым мышлением, а приспособить учебный процесс к нему. Необходимо стараться управлять вниманием обучающихся и направлять их в нужное русло.

Список литературы:
1. Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление», 2015.
2. Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? 2018.
3. Ривкин Е.Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики. Психология в школе. - №1 (13) январь 2015 г.
4. Старицына О.А. Клиповое мышление VS образование. Кто виноват и что делать? - Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»