Особенности развития контроля у младших
школьников в учебной деятельности
Мансурова Ангелина Евгеньевна
Психологические процессы младших школьников развиваются не так как у взрослого человека. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд наиболее важные, процессы: внимание, восприятие, память, мышление.П.Я. Гальперин дает психологическую характеристику контроля в связи с проблемой внимания: «… контроль составляет неотъемлемый элемент психики, как ориентировочной деятельности, внутри которой осуществляется. Осуществляется же он с помощью критерия, мерки, образца.». Формирование внимания по теории Гальперина П.Я. – это развитие контроля в процессе постоянного формирования умственного действия.
Преобладающим видом внимания младших школьников, в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников преобладает возбуждение над торможением. Поэтому задача учителя помнить о разных видах деятельности учащихся.
Восприятие младших школьников первоначально носит непроизвольный характер. Они не могут управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать. Восприятие в 1 классе отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении. Дети постоянно овладевают техников восприятия, этот процесс становиться расчлененным и становиться целенаправленным, сознательным, управляемым [1].
Говоря о памяти младших школьников можно выделить некоторые особенности: первоначально лучше запоминается наглядный материал; слова, обозначающие абстрактные понятия [1]. У младших школьников преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Постепенно в психике младшего школьника появляется важное новообразование – дети овладевают собственной деятельностью, у них возникает произвольная память. Важным показателем развития произвольной памяти ребенка является его умение не только принять или самостоятельно поставить перед собой задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т.е. осуществить контроль [2].
Важно уже с первого класса развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения задания. И все это неразрывно связано с мыслительными процессами. С помощью мышления человек познает окружающий мир. Благодаря мышлению человек познает общие свойства и отношения, выделяя среди общих свойств существенные, определяет характер объектов. В психолого-методической литературе выделяют 3 вида мышления:
- предметно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Для младших школьников характерны первые два вида [3].
С приходом ребенка в школу у него начинает меняться ведущая деятельность, осуществляется переход от игровой к учебной. Школьный период имеет очень важное значение для социального созревания человека, формирование его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболее характерные моменты в формировании контроля.
Развитие универсального учебного действия контроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В самом начале обучения в школе овладение действием контролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря динамичным и систематичным упражнениям в его осуществлении, контроль становится необходимым элементом учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. К третьему классу контроль детей начинает все заметнее проявляться как «составная часть» учебной деятельности и переходит уже в самоконтроль. На третьем году обучения у младших школьников начинает все заметнее проявляться тенденция не только подвергать самоконтролю результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в самом процессе ее выполнения, пошагово.
Способствовать развитию действия контроля будут следующие педагогические приемы, часть из которых находит свое место уже с первых дней ребенка в школе: «задания-ловушки»; составление задачи, подобной данной; классификация задач по способу решения; составление задач по чертежу; составление проверочных заданий; «умные вопросы»; провокации на ложный путь решения задачи.
Формирование и развитие контроля происходит намного быстрее и эффективнее если осуществляется взаимоконтроль участников совместной работы, в том числе и самого учителя. Взаимоконтроль является первым этапом при формировании действия самоконтроля учащихся. Со стороны учащихся предметом самоконтроля являются: операционный контроль, упреждающий контроль [4].
Список используемой литературы
- Брушлинский А.В., Абульханова-Славская К.А. Основы общей психологии. - СПб., 2000
- Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М., 1972
- Котовой Г. Б. статья «Формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у обучающихся начальной школы»