Конфликтология в школьной жизни
Вильгельм Ирина Владимировна,
Социальный педагог ГБОУ № 644
Приморского района Санкт-Ппетбурга
Социальный педагог ГБОУ № 644
Приморского района Санкт-Ппетбурга
Не зли других и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так- смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Омар Хайям
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так- смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Омар Хайям
Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.
Задачи;
1.ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация»,
2. узнать способами предупреждения конфликтов;
Форма проведения: час общения.
Оформление:
Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",
Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение.
План
I. Мотивация: ситуация – провокация.
Беседа по эпиграфу
II. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»
III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты».
IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов:
1. Мягкое противостояние.
2. Конструктивное предложение.
3. Составление памятки «Учимся жить без конфликтов».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
1. Вступление
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию- провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им даётся игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому, что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша современная и т.д. Затем учитель даёт возможность учащихся закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Учащиеся после выполнения задания расстроены
(Возмущение уч-ся)
Учитель: Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)
Почему он произошел ? (Комментарии учащихся: плохо объяснили, что нужно сделать, не обговорили правила выполнения рисунка.)
Учитель Верно, поэтому тема нашего занятия
«Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения». (СЛАЙД1)
Эпиграф (СЛАЙД»)
Учитель: К теме нашего занятия я взяла слова персидского поэта и философа Омара Хайяма. Как вы понимаете значение этих слов
Учитель. Определите цели и задачи нашего занятия. (СЛАЙД3)
2. Беседа.
Учитель. Объясните, что значит по вашему мнению, «конфликт» и
« конфликтная ситуация»?
Учащиеся. Конфликт – это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.
Учитель. Конфликт – это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей. (СЛАЙД4)
Учитель: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. (Слайд 5)
Мудрецы и слон.
Давным – давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперёд – назад. «Слон похож на веер!»- закричал мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!»- воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на верёвку». Этот человек нащупал слоновый хвост. «Слон похож на копьё», - воскликнул четвёртый. «Нет, нет,- закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дёргал слона за хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет на верёвку!» - «Змея!» - «Вы ошибаетесь!» - Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Учитель: Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
( уч – ся. )Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думает, что он открыл истину и знает, на что похож слон, никто не хотел слушать, что говорят другие.)
Учитель. Совершенно верно. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии- это один из разновидностей конфликта. Ученые выявляют и другие формы конфликта. (СЛАЙД6)
Разновидности конфликтов.
Самый распространённый – неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто – то наступил на ногу и вы возмутились. «Вот нахал даже не извинился!»Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта – холодная напряжённость (внутренний конфликт)
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
Учитель. В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали .
Учащиеся. Раздражение, гнев, обиду, угнетённое состояние, страх, злость.
Учитель. Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду, а это все приносит нам вред.
В чём же вред таких конфликтов? (мозговой шиурм)
(СЛАЙД7)
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.
В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды
Возникает трещина в отношениях
Учитель. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
Учащиеся. Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно поговорить, возможно, был прав он, а не я. ( Но может быть и другой ответ.)
Учитель. Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фраза типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.
3. Практикум.
Способы предотвращения конфликтов (СЛАЙД8)
Учитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. (СЛАЙД8) Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации. Работаем в парах по группам .
Работа в парах по группам
Мягкое противостояние- 1 гр, Конструктивное предложение- 2 гр
Учитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
- Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
- Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.
Конструктивное предложение- 2 гр
(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)
Примерные ответы детей:
- Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
- Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?
Учитель. Спасибо, у вас все хорошо получилось.
Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
В заключение классного часа классный я хочу предложить вам оформить памятку
« Учимся жить без конфликтов».(Слайд9)
1. Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.
2. Если вам предстоит сказать что – то неприятное , постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок
4. Подведение итогов (рефлексия) (СЛАЙД10)
Учитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
Примерные ответы детей:
- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.
- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.
- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.
- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.
- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта
Учитель : Наш классный час мне хочется закончить такими словами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.