Образовательная среда магистратуры как образовательный ресурс
формирования субъективной позиции учащегося
Савельев Валерий Александрович,
ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"
Существенные изменения в современном образовании потребовали пересмотра требований к профессиональной подготовке учителей. Современный учитель не может занимать пассивную позицию и выступать исполнителем. От его активности зависит успех и эффективность образования учеников (1, 4). Особенно это актуально для обучающихся в магистратуре, т.к. степень магистра предполагает перспективы карьерного роста, приоритет организационной и исследовательской работы. Магистратура в этом случае должна стать средой, в которой обучающийся будет проявлять себя как субъект деятельности.
Формирование субъектной позиции магистранта возможно лишь в среде, наполненной необходимыми ресурсами, обеспечивающими достаточную осмысленность и со-бытийность жизнедеятельности магистранта в вузе. Оценка ресурсности среды с позиции субъектного подхода (2) предполагает рассмотрение двух ее аспектов: наличия объективных ресурсов и субъективное отношение к ним, их осознание и принятие со стороны магистранта (4). В процессе исследования нами были выявлены ключевые характеристики магистранта как субъекта образовательной деятельности:
1. Осмысленность процесса и результата образовательной деятельности. Согласованность целей, ценностей и смыслов (экологичность целей)
2. Умение формулировать и разрешать противоречия, возникающие в процессе осуществления учебной и профессиональной деятельности. Нести ответственность за результат
3. Осознанность внутренних (индивидуально-личностных) и внешних ресурсов. Умение эффективно их использовать для достижения целей
Эти характеристики определили целевые ориентиры организации образовательной среды магистратуры, которая способная обеспечить формирование личностных качеств, компетенций магистранта, необходимых для его развития как субъекта образовательной деятельности.
Проводимое исследование ставило целью выявить соотношение объективно существующих ресурсов образовательной среды магистратуры и их субъективное восприятие магистрантами. Исследование проводилось с июня по ноябрь 2013 года на базе Челябинского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 97 магистрантов 1 и 2-го года обучения. Методы исследования: анкетирование, беседа, проективное интервью.Сформированность субъектного пространства магистранта, ориентированного на осмысление целей, ценностей и означение смыслов достигается такими внешними ресурсами, как курсы по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности, сопровождение научного руководителя. На уровне субъективного осознания эти ресурсы представлены наличием и осознанностью целей обучения в магистратуре, целей профессиональной деятельности по окончании магистратуры. Анализ результатов исследования позволил сделать выводы о преобладании формальных целей над осмысленными/субъектными (получить степень - 17%, повысить квалификацию- 13% и др.), доминирование процессуальных целей (учиться дальше-23%, работать по специальности - 29% и др.). В таких условиях насыщение образовательной среды магистратуры новыми ресурсами не решает проблемы, т.к. их использование магистрантами будет ограничено их субъективной не значимостью.
Востребованность ресурсов определяется их соответствием целевым ориентирам, ожиданиям, потребностям магистрантов. В ходе исследования мы выясняли уровень востребованности и значимости имеющихся возможностей магистратуры, а также их соответствие потребностям и ожиданиям учащихся. К оправдавшимся ожиданиям магистранты отнесли получение новых знаний (33%), высокий уровень преподавателей (13%), возможность нового взгляда на систему образования (8%), возможность заниматься научной работой (8%) и др. К не оправдавшимся ожиданиям были отнесены: недостаток нового материала (17%), недостаток практики (12%), недостаток специальных знаний (8%) и др. В перспективе учащиеся хотели бы получить от магистратуры больше практики, обмена опытом, контроля научного руководителя, но при этом дальнейшая конкретизация потребностей и ожиданий вызывала сложности, т.к. снова вставал вопрос о конечной цели обучения. Ярким примером данной ситуации стал ответ на вопрос: «Что вам важно получить для более эффективного обучения?», на который ¼ часть респондентов ответила: «Понимание того, что даст магистратура», «Нужно ли мне это обучение» и т.п. Многие не смогли ответить на этот вопрос. Стремление к пониманию собственных целей, их осмысленности нашло выражение и в выделяемых ими со-бытий, которые запомнились в процессе обучения, к ним отнесли общение с руководителем научной работы, психологические курсы, ориентированные на самопознание, возможность неформального общения с коллегами и т.п.
Говоря об общем восприятии образовательной среды магистратуры респондентами можно обобщенно сформулировать его, как «формальное обучение», не имеющее выраженной личностной значимости для каждого из них. Магистратура воспринимается как закрытая система (мало ответов, отражающих готовность запросить поддержку во внешней среде, ждут организации своего образования; среди проблемных зон и потребностей в развитии выделяют личностные наряду с профессиональными, где и будет востребована поддержка, однако не видят, как эту поддержку могут оказать в магистратуре, поддержку большей частью связывают с решением учебных проблем). Т.о. насыщение образовательной среды магистратуры новыми элементами будет малоэффективным без специальной работы, направленной на подготовку магистранта к восприятию и использованию имеющихся ресурсов. Ключевым звеном данной подготовки должно стать не техническое обучение, а психолого-педагогическое сопровождение формирования целевых ориентиров магистранта и их осмысления. Приоритетная индивидуальная работа с магистрантом, направленная на осмысление им перспективы своего профессионально-личностного развития, способна раскрыть перед ним имеющееся содержание образовательной среды как ресурса, который он может использовать в соответствии со своими задачами.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. -- М.: «Смысл», 2002, - 480 с.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта: монография / А. В. Брушлинский ; Отв. ред. В. В. Знаков; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - Науч. изд. - СПб. : Алетейя, 2003. - 269 с.
3. Гончарова Е.В. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов / Е.В. Гончарова, Т.С. Шевченко // Вестник НГГУ. – 2012. – №2. – С. 12-18.
4. Романов В. А., Кормакова В. Н. Коучинг-технология в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – Вып. 3. – 2012. – С. 427-434.