Способы активации речевой деятельности при изучении дисциплины
«Английский язык в математике»
Данилова Татьяна Владимировна,
старший преподаватель кафедры математического анализа, алгебры и геометрии
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
В последние двадцать лет в России наблюдается расширение международного сотрудничества в экономической, политической, научно-технической, культурной и образовательной областях, что ставит перед высшими учебными заведениями страны задачи подготовки выпускников, готовых к межнациональному общению во всех сферах жизни. Знание иностранного языка способствует ознакомлению с новейшими технологиями и тенденциями в развитии науки и техники, установлению профессиональных контактов с зарубежными партнерами. Кроме общих курсов иностранного языка университеты предлагают программы овладения иностранным языком в профессиональной сфере. Курсы по общему и профессиональному иностранному языку различаются между собой тематическим и лексическим составом учебного материала. Общий языковой курс направлен на глубокое изучение грамматических тем, овладение речевыми навыками и навыками письма, подготовку к коммуникации на бытовом уровне. Курс по изучению иностранного языка в профессиональной сфере использует профессионально-ориентированный материал и направлен на развитие навыков публичной речи, письма для подготовки публикаций и ведения переписки, знакомство с основами реферирования и перевода литературы по специальности.
Уровень владения английским языком у абитуриентов университетов выше, чем 20 лет назад, чему способствовали развитие сети Интернет, возросшая доступность поездок за рубеж, расширение международного сотрудничества и развитие технических возможностей записывания и воспроизведения аудио и видеозаписей. Современные школьники и студенты привыкли быстро находить информацию, бегло её просматривать и сортировать, выделять и запоминать наиболее важные факты. В прошлое уходят традиционные занятия по техническому переводу, когда требовалось немалое терпение для поиска необходимого термина в специализированном словаре. В арсенале современного обучающегося онлайн переводчики, словари, учебники, аудио и видео файлы, систематизирующие таблицы, тематические сборники. Сегодня на передний план выходит проблема усвоения, сохранения и воспроизведения информации обучающимся. Если ранее результат достигался через регулярное повторение, труд по переписыванию и заучиванию текстов, то сейчас школьники и студенты не хотят выписывать слова, когда есть принтер, и листать страницы толстого словаря, когда есть онлайн переводчик. Монотонность работы приводит молодёжь в уныние. Быстро, весело, эффективно – вот что привлекает современных обучающихся. В наше время возрастает роль эмоциональной памяти. Эффективным становится запоминание и воспроизведение при повышенном эмоциональном состоянии, например, в стрессовом состоянии или в состоянии радости. Многие люди о своём знании иностранного языка говорят: «Всё понимаю, но сказать не могу. Мне нужен толчок». Толчок, чтобы перебороть себя, свой страх публичности, боязнь делать ошибки и демонстрировать несоответствие всеобщим ожиданиям. Найти информацию может каждый, но чтобы её вовремя воспроизвести, необходимо практиковаться, и лучше всего - в группе.
Можно выделить следующие способы активизации речевой деятельности:
1) Меняющаяся среда обучения.
Место обучения.Различные виды помещений: меленькие и большие аудитории; отдельные парты и круглые столы; стулья и диваны; игровые комнаты, кафе, беседки на природе и другие вариации на тему места проведения занятий. В начале изучения иностранного языка, когда закладывается основа для грамматики, важно проводить занятия в одной и той же аудитории, где на стенах в одном и том же месте висят таблицы с правилами. Постоянная аудитория помогает быстро обращаться к зрительной памяти и логической памяти, продуктивно выполнять упражнения. В дальнейшем, когда приоритетным становится направление устного выражения своих мыслей, необходимо вывести обучающегося из привычной среды и дать возможность реализовать полученные навыки в различных ситуациях.
Преподаватели.Часто меняющиеся преподаватели, подключение к преподаванию носителей языка. Очень эффективно занятие с несколькими преподавателями одновременно, которые общаются между собой и вовлекают в общение присутствующих.
Коллектив.Маленькие и большие группы, которые то объединяются, то делятся. Речевой контакт с разными людьми выявляет собственные возможности и указывает на недостатки и пробелы. Смена партнёров по общению помогает справиться с волнением и сконцентрироваться на своих мыслях и целях.
Отдельным фактором речевого разблокирования, конечно, являются зарубежные стажировки в университетах и на предприятиях.
2) Различные способы получения нового учебного материала.
Традиционный.Двадцать лет назад учитель писал на доске, а ученик делал конспекты в рабочих тетрадях. Сейчас мы имеем возможность всё распечатать. Важный систематизированный материал лучше распечатывать с возможностью делать пометки на полях, копию выводить на экран через проектор, чтобы эффективно обсуждать содержание с обучающимися.
Демонстративный.Через проектор удобно демонстрировать фотографии, презентации, схемы, видеофильмы. Работает память зрительная, слуховая и эмоциональная. Очень полезно воспроизведение видеозаписи на большом экране, например, лекции профессоров известных зарубежных университетов. Создаётся эффект присутствия на лекции. Некоторые университеты также выкладывают в сеть Интернет дословное содержание лекции, и есть возможность одновременно отследить лекцию по тексту, что помогает привыкнуть к различным акцентам английского языка и позволяет обсудить непонятные моменты.
Работа с Интернетом.Через сеть Интернет обучающиеся могут при подготовке домашних заданий осуществлять поиск информации на англоязычных сайтах. Развиваются навыки быстрого чтения, беглого перевода и структуризации информации.
Чтение печатных изданий и прослушивание аудиозаписей.Современный человек начинает уставать от Интернета. Всегда приятно взять в руки красивую, содержательную книгу. Для уверенного общения рекомендуется заучивать фразы – клише, которые помогают заполнить пустоту в речи и дают время мысленно сформулировать следующую фразу. Фразы-клише хорошо запоминаются во время двигательной активности, например, катания на роликах или велосипеде с наушниками.
Дистанционное обучение.Современный подход к образованию, позволяющий привлечь большую аудиторию и сберечь бюджетные средства. Активизируется самостоятельная деятельность обучающегося. Через сеть Интернет можно передавать файлы с заданиями по грамматике, переводу и письму. Речевые навыки лучше отрабатывать при очном обучении. Возможно создание курса, где чередуются дистанционное обучение и очное обучение. Продолжительные очные встречи должны быть не реже одного раза в неделю.
3) Активное общение.
Диалог с преподавателем.Традиционный метод развития речевых навыков. Многое зависит от преподавателя, насколько он сможет вовлечь всех присутствующих в диалог, создать ситуацию для дискуссии.
Доклад обучающегося.Тоже традиционный метод, когда докладчик готовит и выучивает текст на заданную тему. Для остальных присутствующих время может быть потрачено неэффективно, особенно, если докладчик плохо готов. Преподаватель может одновременно предложить присутствующим конкурс на фиксацию грамматических и фонетических ошибок, при этом озвучивание результатов должно пройти с минимальной степенью унижения для докладчика. Если же ожидается хороший доклад, то присутствующим можно предложить тест на понимание содержания. Результаты теста лучше обсудить сразу.
Доклад с суфлёром.Присутствующие разбиваются в группы по два человека. Каждой группе предлагается тема для доклада или презентации. Группа готовит доклад, распределяются роли докладчика и суфлёра. Времени для подготовки даётся ровно столько, чтобы подготовить текст доклада и выделить его основные составляющие. Докладчик озвучивает тему, при этом ему не разрешается подсматривать в текст. Суфлёр имеет возможность смотреть текст. Роль суфлёра – помочь докладчику быстро сориентироваться, подсказать слово или направление мысли. Доклады не должны быть большими, около пяти минут. Тематика для доклада может иметь проектную составляющую, например, решение какой-то задачи. Главная цель доклада с суфлёром – соединить непрерывную речь на иностранном языке с логической умственной деятельностью, одновременно практиковать логические и языковые способности, помочь начать «думать на языке».
Игра по кругу. Казалось бы, легкое задание рассказать о себе, о своих научных интересах и проектах. Можно написать и выучить одну страницу текста и рассказать на публике в виде доклада. Другое дело, если надо обсудить содержание проекта, объяснить суть научных разработок непрофессионалу в этой области, например, возможному спонсору. В игре по кругу отрабатываются навыки диалога, умение наладить контакт с собеседником. Также это хорошая возможность отшлифовать тему и почувствовать уверенность в себе. Суть игры в том, что участники рассаживаются в два круга, внутренний и внешний. Внутренний круг остаётся на месте, а внешний каждые пять минут поворачивается. Партнёры для диалога постоянно меняются. Каждому участнику предлагается своя тема, проект или задача. Цель – объяснить новому собеседнику суть своего проекта, ответить на вопросы; выслушать собеседника и задать вопросы; найти точи соприкосновения, наметить пути сотрудничества.
Командообразующая игра.Присутствующие разбиваются на команды по четыре человека путём жребия. Всем командам даётся одинаковое задание, выполняемое одновременно за ограниченное время. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и качественнее других. Во время выполнения задания разрешается говорить только на иностранном языке, за нарушения команда штрафуется. Игра тренирует активное языковое взаимодействие в группе. Задание должно быть интересным, например, проектная деятельность, сопровождающаяся физической активностью.
Групповой проект.Группам по четыре-шесть человек предлагается разработать и представить проекты на иностранном языке. Группы самостоятельно разрабатывают содержание проектов, готовят презентации или плакаты, пишут тексты для защиты проектов. Главное условие – выступить во время защиты проекта должен каждый участник группы, не разрешается читать текст с листа.
В качестве примера рассмотрим университетскую дисциплину «Английский язык математике».
Данная дисциплина предлагается студентам на третьем или четвертом году обучения, после базового курса английского языка. Студенты имеют основной лексический запас, обладают навыками по построению предложений и чтению слов с помощью транскрипции. Цель дисциплины – подготовить специалиста, способного читать, писать и говорить на профессионально-ориентированном английском языке. Курс предполагает три направления деятельности: чтение и перевод профессиональной литературы, академическое письмо, общение по тематике профессии. Первое и второе направления можно осуществить с помощью дистанционного обучения, регулярно предлагая задания для перевода и составления текстов. Навыки общения вырабатываются во время очной части курса.
На первом занятии студенты, допустим 20 человек, делятся на группы по пять человек. Студенты получают информацию о содержании курса и требованиях к получению зачёта по дисциплине. Возможно применение бально рейтинговой системы для контроля успеваемости по всем трём направлениям. Также студенты знакомятся с методами самостоятельного поиска информации, получают информацию о возможностях быстрого перевода через Интернет, например, на сайте Яндекс, и с помощью программных обеспечений, например, PROMT или ABBYY Lingvo, позволяющих озвучить слово или целый текст. Студентам демонстрируются печатные издания словарей по математике, даются ссылки на сайты и список учебной литературы. Нет сомнения, что все студенты знают о возможности находить грамматические ошибки в тексте с помощью Microsoft Word.
С точки зрения профессионального лексического запаса во время курса необходимо охватить основные направления математики: математический анализ, алгебру, геометрию, а также компьютерные науки и блок лексики для рассказа о себе, своих научных интересах, высшем образовании и профессии. Задания по грамматике необходимо строить на базе предложений профессионального направления, как, например, в учебном пособии Le Thi Kieu Van и Ho Thi Phuong «English for Mathematics».
В начале курса каждой группе выдаётся задание для финального проекта, который готовят вместе все студенты группы. Проект может иметь как реальную, так и фантастическую основу, но обязательно математическую. Группам можно предложить различные направления математики: геометрию, алгебру и другие. Например, построение какой-либо математической модели, или поиск связи математики с природными явлениями. Фантастический проект в направлении алгебры: «Поиск инвариантных межгалактических линейных путей при линейном преобразовании космоса» (по тематике поиска собственных векторов линейного оператора). Студентам необходимо разработать проект, например, для встречи с представителями финансирующей организации, представить свой проект на английском языке и ответить на вопросы. Презентация или плакаты оформляются по плану: motivation, approach, results, benefits. Во время выступления роль спонсоров могут играть представители других групп. Качество проекта и выступления оценивается баллами. Любая деятельность группы во время курса оценивается баллами, которые зарабатываются в течение всего курса. В конце по результатам объявляется группа-победительница. Можно ввести минимальное количество баллов для получения зачёта.
На первом очном занятии можно посмотреть фильм о высшем образовании в Англии, или зайти на сайт Кембриджского университета. В качестве домашнего задания группам предлагается посетить сайты ведущих мировых университетов и подготовить для второго очного занятия доклады (на 15 минут) о структуре университетов и преподавании математики в них. К третьему очному занятию студенты индивидуально могут подготовить рассказ о себе и своих научных интересах для игры по кругу, и написать о себе информацию для возможного выкладывания в профессиональную социальную сеть, например, в Academia.edu. На этом же занятии демонстрируется фильм на английском языке по знакомой теме, например, лекция «Независимость, базис и размерность», Массачусетский технологический институт.
Далее хорошо было бы организовать день с тремя занятиями на выезде, где для начала изучаются основы делового письма. Затем проводится командообразующая игра с моделированием из подручных средств объектов с заданными характеристиками. Например: с помощью четырёх кнопок и нитки в два метра ограничить фигуру наибольшей площади. Или: с помощью одной трети пачки спагетти, метра скотча и одного метра нитки построить мост (над водой) наибольшей длины, чтобы на мосту можно было в середине повесить конфетку так, чтобы она не касалась воды. Напомню, что обсуждение может вестись только на английском языке. Далее - игра «Напиши письмо», в которой группы распределяют роли различных организаций и пишут друг другу письма. Можно провести известную игру «Найди клад», в основе заданий предложить лёгкие математические задачи на английском языке, при составлении вопросов рекомендуется использовать словарь математических терминов Karen Scott «Dictionary of Physics, Chemistry, Biology, Mathematics». Учебный день заканчивается занятием по основам написания научного абстракта. В качестве домашнего задания каждому студенту дистанционно предлагается статья, для которой необходимо написать название и абстракт.
Следующее очное занятие - просмотр фильма по другому направлению математики, например, с прекрасного сайта университета Хьюстона, либо с сайта Learnerstv.com. Затем - тренинг Elevator Pitch – короткое и яркое рекламное выступление (2минуты): каждому студенту даётся объект для рекламы и 15 минут на подготовку. Каждый студент выступает 2 минуты. Выступление сразу вслух оценивается преподавателем по категориям: содержание рекламы, понятность речи, яркость выступления и грамматика. Это упражнение помогает побороть страх выступления перед аудиторией. К следующему очному занятию студенты могут написать CV (curriculum vitae) – резюме с целью трудоустройства, или заполнить анкету-заявление для обучения в зарубежной магистратуре. На очном занятии - игра по кругу «Интервью с работодателем или предполагаемым научным руководителем». Вопросы для интервью готовит преподаватель курса. Просмотр фильма, с тестом на понимание.
К следующему очному занятию каждой группе надо подготовить по два доклада с суфлёром: решение математической задачи или доказательство теоремы (все задания различны и из разных направлений математики). На занятии через проектор группой демонстрируется используемая лексика с переводом и транскрипцией. Решения студенты оформляют на доске одновременно с объяснением (требует предварительной тренировки).
В зависимости от продолжительности курса «Английский язык в математике» студентам предлагаются следующие виды деятельности: работа с профессиональной учебной литературой (важно дать возможность полистать классические зарубежные учебники по математике), составление заявок на гранты, работа с сетевыми библиотеками, изучение основ составления презентации. Последние два очных занятия сдвоены и посвящены защите групповых проектов. От каждой группы требуется сформулировать по два вопроса соперникам.
Мы живём в информационный век, когда каждый желающий имеет возможность получать знания по любому направлению науки или общественной жизни. Было бы желание. Роль университетов не должна ограничиваться только стремлением указать, где найти информацию, оценить знания и выдать сертификат. Пусть университеты будут центрами, в которых зарождается желание познавать новое. Для этого нам, преподавателям, надо стараться, чтобы каждый курс был интересным для студентов.
Литература и интернет-ресурсы:
1)Яндекс.Перевод [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://translate.yandex.ru/
2)Коваленко, Е.Г. Англо-русский математический словарь. Тома 1 и 2 [Текст] / Е.Г. Коваленко.- Москва: Эрика, 1994.
3)Le Thi Kieu Van, Ho Thi Phuong. English for Mathematics. [Текст] /L.T Kieu Van, H.T. Phuong.-Хошимин:HoChiMinh City, September 2003.
4)Cайт Кембриджского университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.study.cam.ac.uk/undergraduate/courses/maths/
5)Cайт академической сети Academia.edu [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.academia.edu/
6)Лекция «Независимость, базис и размерность», Massachusetts institute of Technology [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ocw.mit.edu/courses/mathematics/18-06sc-linear-algebra-fall-2011/ax-b-and-the-four-subspaces/independence-basis-and-dimension/
7)Scott, K. Dictionary of Physics, Chemistry, Biology, Mathematics. First Edition [Текст] / K. Scott. - Global Media, Delhi,Индия, 2007.ISBN 978 81 89940 48 5
8)Video Calculus Department of Mathematics, University of Houston [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://online.math.uh.edu/HoustonACT/videocalculus/index.html
9)Learnerstv.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.learnerstv.com/Free-Maths-video-lecture-courses.htm
10)Bratchikov, A.N. Selected Mathematical Chapters (Numbers and operations. Functions. Probability.) Избранные математические главы (Числа и действия над ними. Функции. Теория вероятностей) [Текст] /А.Н. Братчиков. - Москва, Издательство МАИ, 2003.
Сведения об авторе
ДАНИЛОВА Татьяна Владимировна
Институт математики, информационных и космических технологий САФУ имени М.В.Ломоносова,
старший преподаватель кафедры математического анализа, алгебры и геометрии,
заместитель директора института математики, информационных и космических технологий по международному сотрудничеству
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
(+7) 9214823121