Методическая разработка для студентов специальности 44.02.01. "Дошкольное образование"
Задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине "Психология"
раздел "Возрастная психология"
Королева Ирина Викторовна
Введение
Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.
Цельзаданий для самостоятельной работы – оказание помощи студентам, обучающимся по индивидуальному учебному плану, в организации самостоятельной работы, а также проверка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, усвоения теоретических знаний и освоения практических умений обучающимися по учебной дисциплине «Психология». В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· применять знания психологии при решении педагогических задач;
· выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
· основы психологии личности;
· закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
· возрастную периодизацию;
· возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
· особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
· групповую динамику;
· понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации , девиантного поведения;
· основы психологии творчества.
В процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Дошкольное образование» у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции, такие как:
· 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
· 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
· 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
· 7.Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
· 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
· 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
· 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
· 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Студентами должны быть приобретены профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
· 1.2.Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
· 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
· 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
· 2.2.Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
· 2.3.Организовывать посильный труд и самообслуживание.
· 2.4.Организовывать общение детей.
· 2.5.Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
· 2.6.Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
· 2.7.Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
· 3.1.Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
· 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
· 3.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
· 3.4.Анализировать занятия.
· 4.2.Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
· 4.4.Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
· 5.2.Создавать в группе предметно-развивающую среду.
· 5.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
· 5.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Обучающимся предлагаются следующие виды самостоятельной работы: самостоятельное изучение содержания дисциплины, чтение текста (научной, справочно-информационной, учебной, нормативной литературы), поиск информации в сети Интернет, аналитическая обработка текста, составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, составление таблиц для обобщения и систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы и выполнение тестов, составление учебного терминологического словаря по изучаемой дисциплине, подготовка письменных сообщений, решение учебных задач на интерпретацию психологических фактов и законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений ; анализ психологических текстов; решение проблемных задач, требующих продуктивного мышления; подготовка к экзамену и др.
При выполнении контрольных заданий следует использовать учебные издания из списка рекомендуемой литературы, информацию из сети Интернет и материалы лекций, материалы учебно-методического комплекса.
Предлагаемые задания охватывают все разделы и темы учебной дисциплины, оформляются письменно на листах формата А4 с полями. Выполненные задания представляются преподавателю на проверку в соответствии с утвержденным графиком.
Студент имеет возможность получить консультации у преподавателя по вопросам, возникающим в ходе самостоятельного выполнения заданий, при личной встрече и с помощью информационных средств.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
– уровень усвоения студентом учебного материала (правильность, отчетливость, полнота и глубина);
– обоснованность и четкость изложения ответа на вопрос;
– умение студента использовать усвоенные теоретические знания для выполнения практических задач;
– умение переносить типовые способы решениязадач в новые условия;
– умение понимать, решать и ставить новые проблемы;
– умение работать с профессионально ориентированной информацией (находить, сохранять, передавать, изменять, систематизировать);
– оформление материала в соответствии с требованиями.
В данном методическом пособии представлены задания для самостоятельной работы обучающихся по разделу « Возрастная психология» учебной дисциплины « Психология».
Раздел 2. Возрастная психология
Тема 2.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития.
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования : возрастная психология, педагогическая психология, обучение, воспитание,
возраст, физический возраст, психологический возраст, метод, методика, диагностика, наблюдение, эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа,
анализ продуктов деятельности.
2.Подготовьте сообщение «Изучение детей воспитателем ДОУ».
Тема 2.2.Закономерности и механизм психического развития человека в онтогенезе
1.Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: онтогенез, филогенез, закономерности, условия, движущие силы развития, кризисы развития, сензитивность, сензитивные периоды, ведущая деятельность, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, рост, развитие, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, законы психического развития.
Тема 2.3 Факторы психического развития
1.Работа с учебником и конспектом с целью составления кроссворда по темам « Предмет, методы возрастной психологии. Закономерности психического развития»
Тема 2.4. Проблема возрастной периодизации
1.Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов по теме. Работа с дополнительной литературой с целью составления таблицы сравнения подходов к периодизации развития у разных авторов.
2.Заполните следующую таблицу:
Периодизация психического развития человека (по Д.Б. Эльконину):
Эпоха |
Период |
Возрастные границы периода |
Ведущий вид |
1. Раннее детство |
|
|
|
|
|
|
|
2. Детство |
|
|
|
|
|
|
|
3. Подростничество |
|
|
|
|
|
|
3.Изобразите в виде схемы возрастную периодизацию Э. Эриксона, З. Фрейда, Л. Кольберга, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.В. Петровского (подход по выбору студента).
Тема 2.5. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях. Младенческий возраст.
1.Заполните таблицу: «Психологическая характеристика развития детей младенческого возраста»
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятель-ность |
Эмоцио-нальное, волевое развитие |
Познава-тельное развитие |
Возраст-ные кризисы |
Возрастные новообра-зования |
|
|
|
|
|
|
2. Составить рекомендации для родителей по общению и развитию ребенка младенческого возраста.
Тема 2.6. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста
1.Заполните таблицу: «Психологическая характеристика развития детей раннего возраста»
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятель-ность |
Эмоцио-нальное, волевое развитие |
Познава-тельное развитие |
Возраст-ные кризисы |
Возрастные новообра-зования |
|
|
|
|
|
|
2. Поиск информации для воспитателей и родителей по преодолению кризиса трех лет.
3.Разработайте проект - журнала для родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
4.Подготовьте сообщение «Создание развивающей среды в ДОУ как условие развития предметной деятельности ребенка раннего возраста»
Тема 2.7. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
1.Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: социальная ситуация развития, кризис семи лет, игра, игровые и ролевые отношения, произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самооценка, самоконтроль, «школьная зрелость», мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный компоненты психологической готовности.
2.Заполните таблицу: «Психологическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятель-ность |
Эмоцио-нальное, волевое развитие |
Познава-тельное развитие |
Возраст-ные кризисы |
Возрастные новообра-зования |
3. Работа с дополнительной литературой с целью составления аннотированной картотеки игр и упражнений для развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.
4.Работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью выявления актуальных тем психологического просвещения родителей и воспитателей.
5. Работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью составления рекомендаций для родителей по развитию детской одаренности.
6.Составление библиографии современной литературы по психологии детской одаренности.
7.Создание презентации ( тема на выбор)
8.Составьте психолого-педагогические рекомендации по развитию психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.
Тема 2.8. Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста.
1.Работа с Интернет- источниками и составление характеристик проективных методик, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Работа с журналами с целью составления библиографии современной литературы по диагностике индивидуально-типологических особенностей ребенка дошкольного возраста.
Тема 2.9. Психология младшего школьного возраста
1.Заполните таблицу: «Психологическая характеристика развития детей младшего школьного возраста».
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятель-ность |
Эмоцио-нальное, волевое развитие |
Познава-тельное развитие |
Возраст-ные кризисы |
Возрастные новообра-зования |
|
|
|
|
|
|
2.Определите психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к систематическому обучению в школе.
3. Работа с учебником с целью составления психологического портрета современного первоклассника.
Тема 2.10. Основы психологии творчества
1.Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: творчество, креативность, творческие способности.
2.Назовите виды и этапы процесса творчества.
3.Опишите структуру творческих способностей личности.
4.Изложите психолого-педагогические условия развития творческих способностей личности.
5.Составьте психолого-педагогические рекомендации по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1.Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
2.Механизм психического развития человека.
3.Закономерности психического развития человека.
4.Возрастная периодизация.
5.Психологическая характеристика развития детей младенческого возраста.
6.Психологическая характеристика развития детей раннего возраста.
7.Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста.
8.Психологическая характеристика развития детей младшего школьного возраста.
9.Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте.
10.Особенности общения и группового поведения в школьном возрасте.
11.Индивидуализация обучения и воспитания. Проблема психолого-педагогической поддержки различных контингентов детей.
12.Групповая динамика. Психолого-педагогические условия развития межличностных отношений в группе воспитанников.
13.Понятие, причины и психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации воспитанников.
14.Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения воспитанников.
15.Понятие и структура творческих способностей личности.
16.Психолого-педагогические условия развития творческих способностей личности.
Список рекомендуемой литературы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Волков Б.С., Волкова Возрастная психология.-М.,ВЛАДОС,2010
2. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,
Детство-Пресс,2008.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2009.
4. Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013
5. Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011
Дополнительные источники:
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.
2. Волков Б.С., Волкова М.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., Просвещение, 1991.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2004.
4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года.М.: Аркти,2006
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от1 года до 3 лет.М.: Аркти,2006
6. Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008
7. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996
8. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М.,1998
9. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.
10. Косякова О.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007.
11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.Минск,Асвета,2000
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.
13. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1997.
14. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/ Под ред. А.Г. Рузской. – М.- Воронеж., 1997.
16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.СПб,2000
17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.
Избр.труды_ М.,1997
18. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.,1998.
19. Мухина В.С. Детская психология М., Академия , 2003.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985.
21. Павлова Л.Н.,Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие,
1-3 года.М.: Мозаика-Синтез,2006
22. Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2000
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., «Академия», 1998
24. Урунтаева Г.А., Афонькина ЮА Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995.
25. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.- М.,2000
26. журнал «Дошкольное воспитание»
27. журнал « Дошкольная педагогика»
Интернет – ресурсы:
1. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник Мухина В.С.- Режим доступа: http://www.zipsites.ru/ books/psy_muhina_vosr_ps/
3. http://soc.lib.ru/books.htm
4. Немов Р. Психология. Психодиагностика кН.3 .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov3/index.php
5. Немов Р. Психология. Кн. 2. Психология образования .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/index.php
v