Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие эмоционального интеллекта у студентов вузов

Шапошникова Алина Дмитриевна
Целью исследования, представленного в статье является проверить возможность развития эмоционального интеллекта студентов с применением цифровых технологий. Исследование выполнено в выборке  64 студентов вузов (СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Направление подготовки - ПпиСО. Количество участников – 9 чел.; СГТУ им. Ю.А. Гагарина. Направление подготовки – ЭЛЭТ. Количество участников - 13 чел.; РАНХиГС. Направление подготовки - Управление персоналом. Количество участников - 12 чел.; СГЮА. Направление подготовки – Юриспруденция. Количество участников – 10 чел.; СГМУ им. В.И. Разумовского. Направление подготовки - лечебное дело. Количество участников - 7 чел.; ПГУАС. Направление подготовки – Градостроительство. Количество участников -7 чел.; ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Направление подготовки - Метеорология специального назначения. Количество участников - 6 чел.). В возрасте от 19 до 22 лет. На момент исследования испытуемые находились в процессе получения образования (2 – 4 курс). С применением психодиагностического инструментария: «Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ (М.А. Манойлова) [1], «Тест на эмоциональный интеллект» (Жан-Мишель Бер, Н. Евсикова, К. Андре, К. Киселева) [2], контент-анализ отзывов участников программы. Предположительно, совершенствование эмоционального интеллекта студентов, необходимого для понимания и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, будет эффективным при реализации программы развития эмоционального интеллекта с применением цифровых технологий, включающей: 1. обучающий блок (когнитивный компонент) – осведомленность о эмоциональных качествах, рефлексия; 2. развивающий с комплексом заданий (поведенческий компонент) – способность управлять эмоциями; 3. контролирующий с итоговой отчетностью (эмоциональный компонент) и мотивацией к развитию эмоционального самосознания.
 
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, цифровые технологии, марафон, развитие личности, возрастные особенности.
 
          Введение
За последние годы условия для межличностного общения подвергаются большим переменам. Можно заметить, что меняется эмоциональная составляющая человеческого контакта. Общение молодого поколения становится опосредовано знаками и символами, а каналом передачи выступают технические устройства. Всё это искажает содержание речи и глубину переживаний, которые собеседники стараются передать при диалоге.  Эмоциональный интеллект описывается М.А. Манойловой как регуляция внутренней и внешней психической деятельности человека. Эмоциональный интеллект – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций [24. c. 41.]. Так как эмоциональный интеллект является важной стороной когнитивных способностей человека, в работе делается упор на изучение возможности повышения уровня эмоционального интеллекта у студентов с помощью цифровых образовательных технологий.  Область научного исследования эмоционального интеллекта привлекает интерес как зарубежных ученых (Гилфорд Дж., Гарднер Г., Нойбауэр А., Фройдентхалер Х., Майер Дж., Сэловей П., Карузо Д., Бар-Он Р., Вайсбах Х., Петридес К.В., Фернхем Э.), так и их отечественных коллег (Иванова Е.С., Люсин Д.В., Власова О.И.,  Юсупова Г.В., Манойлова М.А., Лобанов А.П., Андреева И.Н., Ушаков  Д.В., Сергиенко Е.А., Белоконь О.В. и др.). С развитием интернета и коммуникационных технологий значительная часть общения происходит опосредованно, в том числе, в социальных сетях, об этом нам говорят такие авторы, как Собкин С.Я., Федотова А.В., Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю.. Это позволяет говорить о важном влиянии современных информационно-коммуникационных технологий на социальную ситуацию развития подростков и молодых людей (Войскунский А.Е., Гордилов А.В., Солдатова  Г.В., Кропалева Е.Ю., Плешаков В.А., Холмогорова А.Б. и др.).
    Достаточно интересно рассматривается понятие эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.  Еще до возникновения науки – психологии, в 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у животных и человека», где описал эволюционную теорию их возникновения [6, с. 384]. В 1920 году американский педагог и психолог Эдвард Торндайк представил научному сообществу идею социального интеллекта. В 1983 году была предложена теория множественного интеллекта, разделившая интеллект на внутренний и межличностный [36, c. 15]. В последующие 70 лет развития психологии, бихевиористы со своей поведенческой теорией сменили психоанализ, а когнитивная терапия направила свое внимание на мысли человека, что в очередной раз отодвинуло эмоции на второй план. В 1982 году израильским психологом Рувеном Бар-Оном разработана модель эмоционального интеллекта, которая стала кульминацией дискуссий о том, что первично IQ или EQ. Американский психолог Говард Гарднер годом позже выступил с идеей множественного интеллекта человека, расширив модель до восьми составляющих: музыкальный, вербальный, лингвистический и прочие интеллекты.
    Постепенно менялась точка зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов, это в свою очередь предшествовало введению термина «Эмоциональный интеллект» [36, с. 3-24]. Джоном Мейером выделено пять периодов в зарубежной истории изучения эмоционального интеллекта:
1 период: 1900-1969 гг. – исследования эмоций и интеллекта были относительно обособлены.
2 период: 1970 – 1989 гг. – в центре внимания исследователей находилось взаимное влияние когнитивных и эмоциональных процессов.
3 период: 1990 – 1993 гг. – эмоциональный интеллект был определен в качестве предмета психологического исследования.
4 период: 1994 – 1997 гг. – концепт был популяризирован.
5 период: с 1998 г. по настоящее время – происходит прояснение сущности феномена эмоционального интеллекта.
Идея единства аффекта и интеллекта появилась в отечественной психологии: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н [7, с. 400]. По мнению Л.С. Выготского, единство обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии аффекта и интеллекта на всех ступенях развития, а также, в том, что эта связь динамическая, причем каждой стадии развития мышления соответствует своя стадия развития аффекта. Рубинштейн С.Л., опираясь на идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление есть единство эмоционального и рационального [27, с. 315]. Идею Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов продолжил А.Н. Леонтьев, который показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию [19, с. 40]. Некой предпосылкой эмоционального интеллекта возможно рассматривать исследование психологической проницательности как многоуровневого структурного образования, сопряженного вместе с устойчивыми признаками эмоциональности в структуре личности, взять во внимание которое предложили О.П. Санникова, Е.А. Киселева, а также российские ученые А.А. Борисова, В.Г. Зазыкин [18, с. 514 - 519]. Следует выделить, что огромный вклад в проблему изучения эмоциональных способностей внес А.А. Бодалев, им зафиксировано наличие у некоторых людей определенной социальной одаренности [5, с. 24-29]. Именно она презентовала собой специфическое соединение интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностей, которые считаются психологической основой успешности их коммуникаций с окружающими.
Нужно отметить, что в своей работе мы рассматриваем эмоциональный интеллект в подростковом возрасте, который можно охарактеризовать как возраст определенной эмоциональной чувствительности, он характеризуется тем, что индивид испытывает переживания по отношению к конкретным людям или событиям, происходит формирование чувств прекрасного, трагического, чувство юмора и других. Эти изменения свидетельствуют о наличии определенного устойчивого мировоззрения личности. Этот период можно назвать временем формирования у молодежи эмоциональной направленности, основы эмоциональной культуры [28, с. 460]. Молодые люди узнают себя, свои преимущества и недостатки и учатся этим пользоваться. Закладывается основа эмоции, выбирается партнер, и личность человека проявляется в процессе слияния с другим человеком. На этом этапе для молодого человека крайне важно сохранить свою индивидуальность. Этот период очень важен для молодых людей, поскольку они проходят через подростковый возраст во взрослую жизнь и независимость.
    Полагаем, что данные факты необходимо принять во внимание в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта студентов.
    Цель эмпирического исследования, представленного в данной статье заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоционального интеллекта студентов с применением цифровых технологий.
 
      Процедура и методы
 
      Участники исследования: 64 студента вузов (СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Направление подготовки - ПпиСО. Количество участников – 9 чел.; СГТУ им. Ю.А. Гагарина. Направление подготовки – ЭЛЭТ. Количество участников - 13 чел.; РАНХиГС. Направление подготовки - Управление персоналом. Количество участников - 12 чел.; СГЮА. Направление подготовки – Юриспруденция. Количество участников – 10 чел.; СГМУ им. В.И. Разумовского. Направление подготовки - лечебное дело. Количество участников - 7 чел.; ПГУАС. Направление подготовки – Градостроительство. Количество участников -7 чел.; ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Направление подготовки - Метеорология специального назначения. Количество участников - 6 чел.). Возраст от 19 до 22 лет. (в экспериментальной группе 53% девушек и 47% парней; в контрольной группе 19% девушек и 81% парней). На момент исследования испытуемые находились в процессе получения образования.
        Методики: «Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ» (М.А. Манойлова). Цель методики – определение уровня эмоционального интеллекта. Методика содержит 4 субшкалы (осознание своих чувств и эмоций, управление своими чувствами и эмоциями, осознание чувств и эмоций других людей и управление чувствами и эмоциями других людей) и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ, каждый из которых имеет высокий, средний и низкий показатели [37].
«Тест на Эмоциональный интеллект» (Жан-Мишель Бер, Н. Евсикова, К. Андре, К. Киселева). Цель методики – определить уровень эмоционального интеллекта. Методика содержит 3 субшкалы (внутренний ЕQ, социальный ЕQ, экзистенциальный ЕQ) и 1 интегральный индекс: общий эмоциональный коэффициент, результат которых делится на высокие и низкие показатели. [1].
Мобильное приложение DailyBean.
Марафон для повышения ЭИ (специально разработанная программа).
         Методы: Результаты исследования обрабатывались посредством процедур математической статистики: описательная статистика; статистические методы обработки результатов (Критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, Коэффициент корреляции Пирсона). Эмпирические данные зафиксированы в сводных таблицах программы Microsoft Excel.
 
Программа марафона «Повышение уровня эмоционального интеллекта у студентов вузов»
 
Сейчас мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей в обычной жизни, а также в Интернете. Правильно донести информацию или услышать важное помогает эмоциональный интеллект. Многочисленные исследования подтверждают, что успех на 80% зависит от эмоционального интеллекта и на 20% от интеллектуального развития.  Человек с высоким эмоциональным интеллектом четко знает, когда и как нужно действовать в определенных ситуациях. EQ влияет на адаптацию в новой группе, коллективе, сообществе. Понимание своих эмоций, умение их контролировать дает возможность наладить общение с окружающими, не причинить неудобств себе и другим. Так как современные технологии развиваются столь стремительно, что мы уже не можем представить, например, как жить без смартфона, наша программа для развития эмоционального интеллекта проходила на платформе мессенджера Телеграмм, это в первую очередь обусловлено тем, что каждый из участников может в своем темпе изучать новый материал и выполнять домашнее задание. Так же для более успешной реализации программы и глубинного погружения участников в тему, в программу было добавлено использование мобильного приложения DailyBean, ведь студенты, как правило, большее количество времени проводят за гаджетами, поэтому нам нужно было найти удобное и полезное приложение, отвечающее всем нашим требованиям. Задачами программы является: Познакомить участников с понятием эмоционального интеллекта; Развить разные аспекты ЭИ с помощью различных заданий; Помочь участникам в отслеживании настроения с помощью мобильного приложения; Дать возможность отрефлексировать полученный опыт.
 
Результаты и их обсуждение
 
Количество участников в начале эксперимента – 64 студента (32 студента в экспериментальной группе и 32 в контрольной группе).  Завершили участие в марафоне 53% студентов – 17 человек. Это может быть связано с тем, что программа марафона была рассчитана на долгий период времени (1,5 месяца), который выпал на период обучения, что осложняло выполнение заданий марафона вовремя.
Нами проведен расчет критерий Манна-Уитни по результатам тестирования экспериментальной и контрольной групп до проведения эксперимента: Uкр= 70 (p≤0.01), *Uкр= 87 (p≤0.05).
По результатам расчета критерий Манна-Уитни нам удалось выявить, что разница между экспериментальной и контрольной группой до эксперимента является несущественной.
На первом этапе нами было проведено входное тестирование по методикам «Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ (М.А. Манойлова), «Тест на эмоциональный интеллект» (Жан-Мишель Бер, Н. Евсикова, К. Андре, К. Киселева).
Далее в работе представлено описание результатов экспериментального исследования. Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу о том, что уровень эмоционального интеллекта повысится с помощью цифровых образовательных нами был проведен расчет Т-критерий Вилкоксона: Tкр= 27 (p≤0.01), *Ткр= 41 (p≤0.05).
Нами было получено математическое подтверждение эффективности использования данной программы у студентов, так как значение коэффициент Вилкоксона находится в зоне достоверности результатов (0,01), по контрольной группе вероятность (0,05). Можно предположить, что эмоциональный интеллект развивается в обеих группах, но разными темпами, участие в марафоне стало своеобразным катализатором данного процесса.
Результаты, полученные по методике «Тест на эмоциональный интеллект» в контрольной и экспериментальной группах: Tкр=27 (p≤0.01), *Tкр=41 (p≤0.05).
Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что только в экспериментальной группе произошли позитивные изменения, что может быть связано с участием в «Марафоне». В контрольной группе наблюдаются незначительные изменения в отрицательную сторону, что может быть связано с различными жизненными факторами.
Повторно были изучены результаты по отдельным шкалам методики «Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ» (М.А. Манойлова) в обеих группах: Tкр= 27 (p≤0.01), *Tкр= 41 (p≤0.05).
Полученные результаты по методике МЭИ свидетельствуют о положительной динамике изменения уровня эмоционального интеллекта. Достоверные изменения выявлены в экспериментальной группе по шкале «Управление своими чувствами и эмоциями». Можно отметить, что есть тенденция к положительным изменениям по всем шкалам методики в экспериментальной группе. В контрольной группе достоверных изменений не наблюдается. Предполагаем, что предложенный нами «Марафон» помог участникам лучше научиться управлять своим эмоциональным состоянием благодаря теории и практике в программе марафона.
Повторно мы изучили результаты по отдельным шкалам методики «Тест на эмоциональный интеллект» (Жан-Мишель Бер, Н. Евсикова, К. Андре, К. Киселева): Tкр=27 (p≤0.01), *Tкр=41 (p≤0.05).
Тем самым, сравнив результаты до и после проведения марафона в экспериментальной группе, мы пришли к выводу, что данный эксперимент не только помог глубже посмотреть на чувства и эмоции других людей, но и обратить внимание на свое отношение к жизни. У участников экспериментальной группы начали появляться потребности в самопознании, в изучении собственной шкалы моральных ценностей, появился интерес ко всему новому и начал волновать вопрос поиска смысла в жизни. 
Для определения ключевого направления в важности эмоционального интеллекта для студентов было решено провести контент-анализ их ответов об ожиданиях от прохождения «Марафона». Контент-анализ – это содержательный анализ массивов однородных документов, в частности, публикаций в СМИ, имеющий своим предметом анализ содержания текста и продуктов коммуникативной корреспонденции. Целью настоящего исследования является содержательный анализ ответов студентов 2-4 курсов вузов об ожиданиях от прохождения «Марафона» для выявления ключевого направления в разговоре о важности повышения эмоционального интеллекта. При изучении были использованы частотная и нечастотная модели контент-анализа. Было решено сортировать ответы по следующим категориям: «Важность ЭИ в социальном мире», «Важность ЭИ для самого себя», «Важность ЭИ для построения успешной карьеры». Решено было классифицировать полученные ответы по следующим направлениям: Социальный ЭИ – упоминания о родственниках, друзьях, коллегах,  о важности ЭИ в общении между людьми, о проблемах с пониманием чувств окружающих и т.д. Внутренний ЭИ – упоминание о нехватке знаний о собственных чувствах и эмоциях, о неумении их идентифицировать или о проблеме с их осознанием, упоминание плохого контроля собственных эмоций и т.д. Взаимосвязь ЭИ и успешности карьеры – упоминание об общении с коллективом как о средстве продвижения по карьерной лестнице, об осознании важности ЭИ в работе и т.д.
В качестве смысловой единицы была выбрана частота появления ключевого понятия в исследуемых источниках. На основании проведенного контент-анализа публикаций студентов 2-4 курсов вузов за февраль-март 2022 г. можно сделать вывод, что общее количество ответов составило 23, количество ответов тематики «Социальный ЭИ» – 15, т.е. около 47%. Самое большое количество ответов относились к Внутреннему ЭИ (29 шт. - 91%). Ответы содержали такие проблемы как неосознание своих эмоций, неумение контролировать или выражать чувства, а также недостаточную осведомленность в данной теме. Меньше всего ответов на тему Взаимосвязи ЭИ и успешности карьеры (7 шт. – 22%). На основании проведенного исследования сформулируем ряд выводов:
1. Студенты хотели бы разрешить проблемы, связанные с их социальным окружением благодаря повышению эмоционального интеллекта.
2. Для студентов самой важной является тема собственных чувств и эмоций, а также их контроля.
3. Небольшое количество студентов осознают взаимосвязь успешности построения карьеры с развитием эмоционального интеллекта.
4. Стремление повысить уровень эмоционального интеллекта наблюдается у всех опрошенных, несмотря на преследуемую цель.
  Обобщая вышеизложенное, сделан вывод, что проведение контент-анализа является полезным и простым методом определения ключевого направления в важности повышения уровня эмоционального интеллекта студентов. Согласно проведенному исследованию, ключевыми направлениями в важности повышения ЭИ в лице студентов 2-4 курсов вузов являются Социальный ЭИ, Внутренний ЭИ и Взаимосвязь ЭИ и успешности карьеры.
После проведения «Марафона» и по итогам результатов проведения контент-анализа удалось выяснить, что интерес к таким аспектам эмоционального интеллекта как «Социальный ЭИ» и «Взаимосвязь ЭИ и успешности карьеры» значительно вырос. У участников «Марафона» появился интерес к познанию эмоционального интеллекта не только в рамках своих интересов, но и общего развития в данной теме.
 
Заключение
 
Резюмируя изложенное, следует отметить, что целью нашего исследования являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития эмоционального интеллекта студентов с применением цифровых технологий.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ подходов к изучению проблемы эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии, акцентируя внимание на специфике влияния эмоционального интеллекта в развитии человеческой личности. Анализ литературы показал, что можно встретить широкий спектр различных определений эмоционального интеллекта в зависимости от теоретической концепции ученого. В нашей работе мы рассматриваем эмоциональный интеллект как способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний, чувств других людей и себя самого.
2.         Систематизированы данные о существующих цифровых технологиях и их возможности. Это позволило нам подобрать актуальный дополнительный материал, отвечающий всем требованиям программы, а также интересный для данной возрастной группы участников.
3.         Анализ литературы позволил нам предположить, что в каждый возраст имеет свои особенности эмоционального интеллекта, поэтому мы выявили особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте. Благодаря чему нам удалось выяснить, что период юности можно отметить как возраст некой эмоциональной сенситивности, а также, что именно в этот период закладывается фундамент эмоциональности.
4.         Разработана программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта студентов с применением цифровых технологий. В данную программу был включен теоретический материал, практические задания, контрольные точки и возможности рефлексии для участников. Совместно с программой «Марафона» было использовано современное мобильное приложение, которое отвечало всем необходимым требованиям.
5.         Проведено экспериментальное исследование возможностей развития эмоционального интеллекта студентов с применением цифровых технологий посредством специально организованного воздействия. Подтверждена эффективность программы для развития эмоционального интеллекта студентов. Для этого нами был использован комплекс диагностических методик, позволивших получить максимально объективные результаты. Повторная диагностика и сравнительный анализ с контрольной группой подтвердила эффективность проведенной работы: в экспериментальной группе уровень эмоционального интеллект стал выше в сравнении с контрольной группой, где подобной динамики выявлено не было.
6.         Сформулированы выводы по результатам экспериментального исследования. С помощью статистических методов обработки результатов мы выяснили, что данный эксперимент прошел апробацию и показал свою эффективность в развитии эмоционального интеллекта студентов.
7.         Разработаны рекомендации студентам по итогам экспериментальной работы с помощью которых студенты смогут самостоятельно повышать свой эмоциональный интеллект.
Выводы и факты, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию эмоционального интеллекта студентов вузов.
 
Библиографический список
  1. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ Манойловой, М. А.
  2. Н., Андре, К., Киселева, «Тест на эмоциональный интеллект» К.
  3. Бодалев, А. А. Об одаренности человека как субъекта общения / А.А. Бодалев // Психология. - 1999. № - 1. -  С. 24—29.
  4. Брушлинский, А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А.В. Брушлинский // М.: Психол. журнал. – 1997. – Т. 18, № 2. – С. 18 – 32.
  5. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. /Л.С. Выготский М., 1982. – С. 420.
  6. Леонтьев, А. Н. Мышление / Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 514-519.
  7.  Леонтьев, А. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции.  / М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. – С. 40.  
  8. Пахмутова, Е. Д., Электронные ресурсы для  дистанционного обучения / Е.Д. Пахмутова, И.В. Лаптева // Научные основы  современных агротехнологий в сельскохозяйственном  производстве:  мат.  Всерос.  научно-практ.  конф.  Саранск, 2015. - С. 351–359.
  9. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
  10.  Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / М.: Аспект пресс, 2001 – С. 460.
  11. Mayer, J. D. A field guide to emotional intelligence / Mayer, J. D.,  In Ciarrochi, J. P. Forgas, J. D. Mayer (Eds). // Emotional intelligence in everyday life. –Philadelphia, P. A.: Psychology Press, 2001. – P. 3 – 24.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»