Методическая разработка
Задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине "Психология"
Для студентов специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»
Королева Ирина Викторовна
Введение
Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.
Цельзаданий для самостоятельной работы – оказание помощи студентам, обучающимся по индивидуальному учебному плану, в организации самостоятельной работы, а также проверка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, усвоения теоретических знаний и освоения практических умений обучающимися по учебной дисциплине «Психология». В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· применять знания психологии при решении педагогических задач;
· выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
· основы психологии личности;
· закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
· возрастную периодизацию;
· возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
· особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
· групповую динамику;
· понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации , девиантного поведения;
· основы психологии творчества.
В процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Дошкольное образование» у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции, такие как:
· 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
· 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
· 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
· 7.Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
· 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
· 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
· 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
· 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Студентами должны быть приобретены профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
· 1.2.Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
· 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
· 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
· 2.2.Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
· 2.3.Организовывать посильный труд и самообслуживание.
· 2.4.Организовывать общение детей.
· 2.5.Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
· 2.6.Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
· 2.7.Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
· 3.1.Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
· 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
· 3.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
· 3.4.Анализировать занятия.
· 4.2.Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
· 4.4.Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
· 5.2.Создавать в группе предметно-развивающую среду.
· 5.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
· 5.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Обучающимся предлагаются следующие виды самостоятельной работы: самостоятельное изучение содержания дисциплины, чтение текста (научной, справочно-информационной, учебной, нормативной литературы), поиск информации в сети Интернет, аналитическая обработка текста, составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, составление таблиц для обобщения и систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы и выполнение тестов, составление учебного терминологического словаря по изучаемой дисциплине, подготовка письменных сообщений, решение учебных задач на интерпретацию психологических фактов и законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений ; анализ психологических текстов; решение проблемных задач, требующих продуктивного мышления; подготовка к экзамену и др.
При выполнении контрольных заданий следует использовать учебные издания из списка рекомендуемой литературы, информацию из сети Интернет и материалы лекций, материалы учебно-методического комплекса.
Предлагаемые задания охватывают все разделы и темы учебной дисциплины, оформляются письменно на листах формата А4 с полями. Выполненные задания представляются преподавателю на проверку в соответствии с утвержденным графиком.
Студент имеет возможность получить консультации у преподавателя по вопросам, возникающим в ходе самостоятельного выполнения заданий, при личной встрече и с помощью информационных средств.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
– уровень усвоения студентом учебного материала (правильность, отчетливость, полнота и глубина);
– обоснованность и четкость изложения ответа на вопрос;
– умение студента использовать усвоенные теоретические знания для выполнения практических задач;
– умение переносить типовые способы решениязадач в новые условия;
– умение понимать, решать и ставить новые проблемы;
– умение работать с профессионально ориентированной информацией (находить, сохранять, передавать, изменять, систематизировать);
– оформление материала в соответствии с требованиями.
В данном методическом пособии представлены задания для самостоятельной работы обучающихся по разделу « Основы общей психологии» учебной дисциплины « Психология».
Раздел 1. Общие основы психологии
Тема 1.1. Предмет, задачи психологии
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: психология, психика, психические процессы, психические свойства, психические состояния, рефлекторное кольцо, рецепторы, афферентный нервный путь, эфферентный нервный путь, эффектор.
2. перечислите основные функции психики.
3. Составьте таблицу (или схему) «Основные этапы развития психологической науки».
Составьте таблицу (или схему) «Основные стадии развития психики живых организмов».Формы отчетности
Таблица « Историческое развитие психики и сознания» |
|
||
|
|
||
стадии |
характеристики
|
|
их характеристики
|
развитие сенсорных процессов у животных |
|
|
|
развитие перцептивных процессов животных
|
|
|
|
развитие интеллектуальных действий животных
|
|
|
|
развитие сознания человека |
|
|
4. Составьте схему « Отрасли психологии».
Ответьте на вопрос: «Какое значение имеет психологическая наука для педагогической теории и практики?»
Тема 1.2. Методы психологии
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: метод, лонгитюдный метод, сравнительный метод, близнецовый метод, наблюдение, наблюдение включенное, наблюдение невключенное, эксперимент, эксперимент лабораторный, эксперимент естественный, эксперимент констатирующий, эксперимент формирующий, тестирование, проективный метод, анкетирование, биографический метод, беседа, социометрия.
2.Изобразите графически классификацию методов психологииБ.Г. Ананьева.
3.Изложите достоинства и недостатки метода наблюдения.
4.Обоснуйте , чем метод наблюдения отличается от эксперимента.
5.Заполните таблицу
Таблица « Характеристика методов психологического исследования»
|
||||
название метода |
общая характеристика |
положительная сторона |
отрицательная сторона
|
Возрастные ограничения
|
Наблюдение
|
|
|
|
|
Эксперимент |
|
|
|
|
Тест
|
|
|
|
|
анкетирование |
|
|
|
|
Анализ продуктов Деятельности |
|
|
|
|
5.Составьте конспект по учебнику на тему «Характеристика психодиагностических методов психологии.
6. Дайте характеристику методов «Анализ продуктов деятельности», « Фокус-группа», используя Интернет-источники.
7.Составьте схемы «Виды вопросов для беседы », « Виды вопросов для анкеты», «Виды тестов»
8.Составьте схему протоколов наблюдения, эксперимента. Составьте анкету( тема на выбор)
Тема 1.3. Деятельность как способ существования
1. Отберите и запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования. Составьте кроссворд , используя термины темы.
2.Составьте схему « Виды действий»
3.Дайте психологический анализ привычек человека.
Тема 1.4. Познавательная деятельность человека
1.4.1.Внимание как условие деятельности
1.Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкование: познание, чувственное и логическое познание; внимание, устойчивость, избирательность, концентрация, объем внимания, распределение, рассеянность, непроизвольное, произвольное , послепроизвольное внимание.
2. решите психологические задачи по теме «Внимание»
3.Заполните таблицу
Таблица « Виды внимания и их характеристика»
виды внимания
|
условия возникновения
|
основные характеристики
|
физиологические механизмы
|
4.Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
5.Дайте в табличной форме характеристику следующих психических познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Таблица « Познавательная деятельность человека»
Определение |
Функции |
Физиологические основы |
Виды |
Свойства |
Индивидуальные особенности |
1.4.2.«Ощущения и восприятие»
1. Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме « Сенсорные процессы»
2.Составление кроссворда по теме «Ощущения»
3.Составление схемы «Виды ощущений», «Виды восприятия»
4.Заполните таблицу по предложенным условиям.
таблица «Характеристика процессов ощущения и восприятия»
Характеристики
|
Ощущения
|
Восприятие |
наличие у человека и животных
|
|
|
в результате чего появляется
что является результатом процесса |
|
|
сходство и различие
|
|
|
1.4.3.«Память»
1.Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме.
2.Составить кроссворд по теме « Память»
3. Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
4.Составление сообщения по теме «Теории памяти в отечественной психологии»
5.Заполнить таблицу « Виды памяти» по заданным условиям:
По времени удержания следов |
по характеру запоминаемого материала |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
1.4.4.Мышление
1.Дайте характеристику основным понятиям темы:мышление, речь, опосредованность, задача, проблема, проблемная ситуация, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, интеллект,инсайт, виды мышления.
2.Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
3.Заполните таблицу по заданным условиям
по форме
|
по характеру
|
по степени развернутости |
по степени новизны |
4.Изложите сущность основных мыслительных операций и форм мышления.
1.4.5.Речь
1.Дайте характеристику понятиям темы :язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая, устная, письменная речь, монолог, диалог, понятность, выразительность, действенность.
2.Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
3. Подготовка доклада « Требования к речи педагога»
1.4.6.Воображение
1. Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
2. Подобрать примеры ,иллюстрирующие проявление следующих видов воображения:
1 воссоздающего
2 творческого
3 мечты
4 грезы
Тема 1.5. Эмоционально-волевые процессы
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: эмоции, чувства, воля, волевое действие, волевое усилие; волевые качества личности.
2. Письменно ответьте на вопрос : Чем, на ваш взгляд, чувства отличаются от эмоций?
3. Составьте список из пяти пережитых вами эмоций и определите, с какой из потребностей они могли быть связаны в какой-то из ситуаций в вашем прошлом.
4. Опишите основные формы проявления эмоций : эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения.
5. Охарактеризуйте основные компоненты эмоциональности личности по В.Д. Небылицыну: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность, импульсивность.
6. Раскройте основные функции эмоций и чувств.
7. Изложите физиологические основы эмоций и чувств.
8. Составьте сообщение на одну из тем: «Способы управления настроением»; «Как улучшить своё настроение»; «Как я управляю своим настроением»; «Приёмы психической саморегуляции в экстремальных ситуациях»; «Как справиться с волнением»; «Как справиться с гневом» и т. д. Тема по выбору студента.
9. Укажите основные функции воли.
10. Письменно охарактеризуйте сущность волевых качеств личности: самостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, смелость, мужество и т. д.
Тема 1.6. Понятие и факторы развития личности
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность, психологическая структура личности, развитие личности, формирование личности.
2. Составить кроссворд по теме « Личность»
3. Составьте схему «Структура направленности»
4. Сравнительная таблица « Теории личности в отечественной и зарубежной психологии»
5. Укажите свойства человека как индивида.
6. Перечислите признаки человека как субъекта деятельности.
7. Назовите проявления человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности (на собственном примере, на примере известного литературного героя и т. п.).
Индивид |
Личность |
Субъект |
Индивидуальность |
|
|
|
|
8. Подготовьте одно письменное сообщение (не более трех листов формата А4) на тему «Представления о личности в психоанализе (З. Фрейд)», «Представления о личности в индивидуальной психологии (А. Адлер)», «Представления о личности в аналитической психологии (К.Г. Юнг)», «Представления о личности Э. Фромма», «Представления о личности в бихевиоризме (Б. Скиннер и др.)», «Представления о личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс)», «Представления о личности в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев и др.)» и т. п. Подход по выбору студента.
9. Изобразите схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями К.К. Платонова. Письменно ответьте на вопрос : Какая подструктура личности, по К.К. Платонову, обусловлена социально и формируется в процессе воспитания?
10. Какая подструктура личности, по К.К. Платонову, обусловлена биологически (социального почти нет)?
11. Изобразите схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями З. Фрейда.
12. Перечислите факторы формирования и развития личности.
Тема 1.7. Психические свойства личности
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: направленность личности, потребность, мотив, задатки способностей, способности, способности общие, способности специальные, талант, гениальность, одаренность, темперамент, характер, акцентуация характера, сознание, самосознание, самооценка, бессознательное, защитные механизмы личности.
2. Раскройте сущность основных форм направленности личности по К.К. Платонову (влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение).
3. Чем интерес отличается от склонности?
4. Перечислите базовые потребности личности в соответствии с представлениями А. Маслоу (пирамида потребностей).
5. Что называется самоактуализацией личности?
6. Сравните между собой мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
7. Укажите признаки способностей по Б.М. Теплову.
8. Что называется интеллектом?
9. Чем характеризуется обучаемость? А креативность?
10. Проанализируйте и определите, кто из знакомых вам людей обладает достаточно выраженными общими способностями? У кого из них имеются явные специальные способности? Не забывайте при этом о признаках способностей.
11. Как вы думаете, какими способностями обладаете вы?
12. Изобразите схематически уровни развития способностей.
13. Изложите физиологические основы темперамента.
14. Определите, к какому типу темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) вы можете отнести свой темперамент. Обоснуйте свой ответ.
15. Изложите сущность основных компонентов структуры темперамента в соответствии с представлениями В.Д. Небылицына: общая активность индивида, особенности его моторики, эмоциональность.
16. Дети и подростки не властны над проявлением некоторых своих психологических особенностей, обусловленных темпераментом. Поэтому необходимо считаться с особенностями темперамента ребенка и направлять их в социально приемлемое русло. Каким образом? Приведите примеры.
17. Опишите подробно характер вашего близкого человека. Помните, что черты темперамента связываются с динамическими и эмоциональными особенностями человека, а черты характера в большей степени – с волевыми.
18. Опишите одну из типологий акцентуаций характера.
19. Вспомните, нет ли среди ваших знакомых человека с выраженной акцентуацией характера. Пользуясь описанной вами типологией, определите, к какому типу акцентуации вы можете отнести характер этого человека.
20. Как вы думаете, что в вашем развитии в наибольшей степени повлияло на формирование вашего характера?
21. Дайте сравнительную характеристику свойств темперамента и характера.
22. Перечислите структурные компоненты самосознания личности.
23. Что называется Я-концепцией личности?
24. Опишите виды самооценки личности. Как они влияют на поведение и деятельность человека?
25. Изложите сущность основных защитных механизмов личности.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Волков Б.С., Волкова Возрастная психология.-М.,ВЛАДОС,2010
2. Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006
3. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,
Детство-Пресс,2008.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2009.
5. Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013
6. Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011
Дополнительные источники:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.
3. Волков Б.С., Волкова М.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., Просвещение, 1991.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2004.
5. Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года.М.: Аркти,2006
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от1 года до 3 лет.М.: Аркти,2006
8. Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008
9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007
10. Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005
11. Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1995.
12. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996
13. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М.,1998
14. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.
15. Косякова О.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.Минск,Асвета,2000
17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.
18. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1997.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/ Под ред. А.Г. Рузской. – М.- Воронеж., 1997.
21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.СПб,2000
22. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.
Избр.труды_ М.,1997
23. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.,1998.
24. Мухина В.С. Детская психология М., Академия , 2003.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985.
26. Павлова Л.Н.,Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие,
1-3 года.М.: Мозаика-Синтез,2006
27.Практическая психология образования ( под ред. И.В.Дубровиной.М.,1997
28. Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
29. Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2000
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., «Академия», 1998
31. Урунтаева Г.А., Афонькина ЮА Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995.
32. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.- М.,2000
33. журнал «Дошкольное воспитание»
34. журнал « Дошкольная педагогика»
35.Интернет – ресурсы:
1. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник Мухина В.С.- Режим доступа: http://www.zipsites.ru/ books/psy_muhina_vosr_ps/
введение
Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.
Цельзаданий для самостоятельной работы – оказание помощи студентам, обучающимся по индивидуальному учебному плану, в организации самостоятельной работы, а также проверка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, усвоения теоретических знаний и освоения практических умений обучающимися по учебной дисциплине «Психология». В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· применять знания психологии при решении педагогических задач;
· выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
· основы психологии личности;
· закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
· возрастную периодизацию;
· возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
· особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
· групповую динамику;
· понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации , девиантного поведения;
· основы психологии творчества.
В процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Дошкольное образование» у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции, такие как:
· 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
· 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
· 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
· 7.Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
· 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
· 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
· 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
· 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Студентами должны быть приобретены профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
· 1.2.Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
· 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
· 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
· 2.2.Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
· 2.3.Организовывать посильный труд и самообслуживание.
· 2.4.Организовывать общение детей.
· 2.5.Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
· 2.6.Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
· 2.7.Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
· 3.1.Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
· 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
· 3.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
· 3.4.Анализировать занятия.
· 4.2.Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
· 4.4.Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
· 5.2.Создавать в группе предметно-развивающую среду.
· 5.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
· 5.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Обучающимся предлагаются следующие виды самостоятельной работы: самостоятельное изучение содержания дисциплины, чтение текста (научной, справочно-информационной, учебной, нормативной литературы), поиск информации в сети Интернет, аналитическая обработка текста, составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, составление таблиц для обобщения и систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы и выполнение тестов, составление учебного терминологического словаря по изучаемой дисциплине, подготовка письменных сообщений, решение учебных задач на интерпретацию психологических фактов и законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений ; анализ психологических текстов; решение проблемных задач, требующих продуктивного мышления; подготовка к экзамену и др.
При выполнении контрольных заданий следует использовать учебные издания из списка рекомендуемой литературы, информацию из сети Интернет и материалы лекций, материалы учебно-методического комплекса.
Предлагаемые задания охватывают все разделы и темы учебной дисциплины, оформляются письменно на листах формата А4 с полями. Выполненные задания представляются преподавателю на проверку в соответствии с утвержденным графиком.
Студент имеет возможность получить консультации у преподавателя по вопросам, возникающим в ходе самостоятельного выполнения заданий, при личной встрече и с помощью информационных средств.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
– уровень усвоения студентом учебного материала (правильность, отчетливость, полнота и глубина);
– обоснованность и четкость изложения ответа на вопрос;
– умение студента использовать усвоенные теоретические знания для выполнения практических задач;
– умение переносить типовые способы решениязадач в новые условия;
– умение понимать, решать и ставить новые проблемы;
– умение работать с профессионально ориентированной информацией (находить, сохранять, передавать, изменять, систематизировать);
– оформление материала в соответствии с требованиями.
В данном методическом пособии представлены задания для самостоятельной работы обучающихся по разделу « Основы общей психологии» учебной дисциплины « Психология».
Раздел 1. Общие основы психологии
Тема 1.1. Предмет, задачи психологии
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: психология, психика, психические процессы, психические свойства, психические состояния, рефлекторное кольцо, рецепторы, афферентный нервный путь, эфферентный нервный путь, эффектор.
2. перечислите основные функции психики.
3. Составьте таблицу (или схему) «Основные этапы развития психологической науки».
Составьте таблицу (или схему) «Основные стадии развития психики живых организмов».Формы отчетности
Таблица « Историческое развитие психики и сознания» |
|
||
|
|
||
стадии |
характеристики
|
|
их характеристики
|
развитие сенсорных процессов у животных |
|
|
|
развитие перцептивных процессов животных
|
|
|
|
развитие интеллектуальных действий животных
|
|
|
|
развитие сознания человека |
|
|
4. Составьте схему « Отрасли психологии».
Ответьте на вопрос: «Какое значение имеет психологическая наука для педагогической теории и практики?»
Тема 1.2. Методы психологии
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: метод, лонгитюдный метод, сравнительный метод, близнецовый метод, наблюдение, наблюдение включенное, наблюдение невключенное, эксперимент, эксперимент лабораторный, эксперимент естественный, эксперимент констатирующий, эксперимент формирующий, тестирование, проективный метод, анкетирование, биографический метод, беседа, социометрия.
2.Изобразите графически классификацию методов психологииБ.Г. Ананьева.
3.Изложите достоинства и недостатки метода наблюдения.
4.Обоснуйте , чем метод наблюдения отличается от эксперимента.
5.Заполните таблицу
Таблица « Характеристика методов психологического исследования»
|
||||
название метода |
общая характеристика |
положительная сторона |
отрицательная сторона
|
Возрастные ограничения
|
Наблюдение
|
|
|
|
|
Эксперимент |
|
|
|
|
Тест
|
|
|
|
|
анкетирование |
|
|
|
|
Анализ продуктов Деятельности |
|
|
|
|
5.Составьте конспект по учебнику на тему «Характеристика психодиагностических методов психологии.
6. Дайте характеристику методов «Анализ продуктов деятельности», « Фокус-группа», используя Интернет-источники.
7.Составьте схемы «Виды вопросов для беседы », « Виды вопросов для анкеты», «Виды тестов»
8.Составьте схему протоколов наблюдения, эксперимента. Составьте анкету( тема на выбор)
Тема 1.3. Деятельность как способ существования
1. Отберите и запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования. Составьте кроссворд , используя термины темы.
2.Составьте схему « Виды действий»
3.Дайте психологический анализ привычек человека.
Тема 1.4. Познавательная деятельность человека
1.4.1.Внимание как условие деятельности
1.Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкование: познание, чувственное и логическое познание; внимание, устойчивость, избирательность, концентрация, объем внимания, распределение, рассеянность, непроизвольное, произвольное , послепроизвольное внимание.
2. решите психологические задачи по теме «Внимание»
3.Заполните таблицу
Таблица « Виды внимания и их характеристика»
виды внимания
|
условия возникновения
|
основные характеристики
|
физиологические механизмы
|
4.Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
5.Дайте в табличной форме характеристику следующих психических познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Таблица « Познавательная деятельность человека»
Определение |
Функции |
Физиологические основы |
Виды |
Свойства |
Индивидуальные особенности |
1.4.2.«Ощущения и восприятие»
1. Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме « Сенсорные процессы»
2.Составление кроссворда по теме «Ощущения»
3.Составление схемы «Виды ощущений», «Виды восприятия»
4.Заполните таблицу по предложенным условиям.
таблица «Характеристика процессов ощущения и восприятия»
Характеристики
|
Ощущения
|
Восприятие |
наличие у человека и животных
|
|
|
в результате чего появляется
что является результатом процесса |
|
|
сходство и различие
|
|
|
1.4.3.«Память»
1.Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме.
2.Составить кроссворд по теме « Память»
3. Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
4.Составление сообщения по теме «Теории памяти в отечественной психологии»
5.Заполнить таблицу « Виды памяти» по заданным условиям:
По времени удержания следов |
по характеру запоминаемого материала |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
1.4.4.Мышление
1.Дайте характеристику основным понятиям темы:мышление, речь, опосредованность, задача, проблема, проблемная ситуация, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, интеллект,инсайт, виды мышления.
2.Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
3.Заполните таблицу по заданным условиям
по форме
|
по характеру
|
по степени развернутости |
по степени новизны |
4.Изложите сущность основных мыслительных операций и форм мышления.
1.4.5.Речь
1.Дайте характеристику понятиям темы :язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая, устная, письменная речь, монолог, диалог, понятность, выразительность, действенность.
2.Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
3. Подготовка доклада « Требования к речи педагога»
1.4.6.Воображение
1. Работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
2. Подобрать примеры ,иллюстрирующие проявление следующих видов воображения:
1 воссоздающего
2 творческого
3 мечты
4 грезы
Тема 1.5. Эмоционально-волевые процессы
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: эмоции, чувства, воля, волевое действие, волевое усилие; волевые качества личности.
2. Письменно ответьте на вопрос : Чем, на ваш взгляд, чувства отличаются от эмоций?
3. Составьте список из пяти пережитых вами эмоций и определите, с какой из потребностей они могли быть связаны в какой-то из ситуаций в вашем прошлом.
4. Опишите основные формы проявления эмоций : эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения.
5. Охарактеризуйте основные компоненты эмоциональности личности по В.Д. Небылицыну: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность, импульсивность.
6. Раскройте основные функции эмоций и чувств.
7. Изложите физиологические основы эмоций и чувств.
8. Составьте сообщение на одну из тем: «Способы управления настроением»; «Как улучшить своё настроение»; «Как я управляю своим настроением»; «Приёмы психической саморегуляции в экстремальных ситуациях»; «Как справиться с волнением»; «Как справиться с гневом» и т. д. Тема по выбору студента.
9. Укажите основные функции воли.
10. Письменно охарактеризуйте сущность волевых качеств личности: самостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, смелость, мужество и т. д.
Тема 1.6. Понятие и факторы развития личности
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность, психологическая структура личности, развитие личности, формирование личности.
2. Составить кроссворд по теме « Личность»
3. Составьте схему «Структура направленности»
4. Сравнительная таблица « Теории личности в отечественной и зарубежной психологии»
5. Укажите свойства человека как индивида.
6. Перечислите признаки человека как субъекта деятельности.
7. Назовите проявления человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности (на собственном примере, на примере известного литературного героя и т. п.).
Индивид |
Личность |
Субъект |
Индивидуальность |
|
|
|
|
8. Подготовьте одно письменное сообщение (не более трех листов формата А4) на тему «Представления о личности в психоанализе (З. Фрейд)», «Представления о личности в индивидуальной психологии (А. Адлер)», «Представления о личности в аналитической психологии (К.Г. Юнг)», «Представления о личности Э. Фромма», «Представления о личности в бихевиоризме (Б. Скиннер и др.)», «Представления о личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс)», «Представления о личности в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев и др.)» и т. п. Подход по выбору студента.
9. Изобразите схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями К.К. Платонова. Письменно ответьте на вопрос : Какая подструктура личности, по К.К. Платонову, обусловлена социально и формируется в процессе воспитания?
10. Какая подструктура личности, по К.К. Платонову, обусловлена биологически (социального почти нет)?
11. Изобразите схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями З. Фрейда.
12. Перечислите факторы формирования и развития личности.
Тема 1.7. Психические свойства личности
1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: направленность личности, потребность, мотив, задатки способностей, способности, способности общие, способности специальные, талант, гениальность, одаренность, темперамент, характер, акцентуация характера, сознание, самосознание, самооценка, бессознательное, защитные механизмы личности.
2. Раскройте сущность основных форм направленности личности по К.К. Платонову (влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение).
3. Чем интерес отличается от склонности?
4. Перечислите базовые потребности личности в соответствии с представлениями А. Маслоу (пирамида потребностей).
5. Что называется самоактуализацией личности?
6. Сравните между собой мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
7. Укажите признаки способностей по Б.М. Теплову.
8. Что называется интеллектом?
9. Чем характеризуется обучаемость? А креативность?
10. Проанализируйте и определите, кто из знакомых вам людей обладает достаточно выраженными общими способностями? У кого из них имеются явные специальные способности? Не забывайте при этом о признаках способностей.
11. Как вы думаете, какими способностями обладаете вы?
12. Изобразите схематически уровни развития способностей.
13. Изложите физиологические основы темперамента.
14. Определите, к какому типу темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) вы можете отнести свой темперамент. Обоснуйте свой ответ.
15. Изложите сущность основных компонентов структуры темперамента в соответствии с представлениями В.Д. Небылицына: общая активность индивида, особенности его моторики, эмоциональность.
16. Дети и подростки не властны над проявлением некоторых своих психологических особенностей, обусловленных темпераментом. Поэтому необходимо считаться с особенностями темперамента ребенка и направлять их в социально приемлемое русло. Каким образом? Приведите примеры.
17. Опишите подробно характер вашего близкого человека. Помните, что черты темперамента связываются с динамическими и эмоциональными особенностями человека, а черты характера в большей степени – с волевыми.
18. Опишите одну из типологий акцентуаций характера.
19. Вспомните, нет ли среди ваших знакомых человека с выраженной акцентуацией характера. Пользуясь описанной вами типологией, определите, к какому типу акцентуации вы можете отнести характер этого человека.
20. Как вы думаете, что в вашем развитии в наибольшей степени повлияло на формирование вашего характера?
21. Дайте сравнительную характеристику свойств темперамента и характера.
22. Перечислите структурные компоненты самосознания личности.
23. Что называется Я-концепцией личности?
24. Опишите виды самооценки личности. Как они влияют на поведение и деятельность человека?
25. Изложите сущность основных защитных механизмов личности.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Волков Б.С., Волкова Возрастная психология.-М.,ВЛАДОС,2010
2. Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006
3. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,
Детство-Пресс,2008.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2009.
5. Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013
6. Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011
Дополнительные источники:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.
3. Волков Б.С., Волкова М.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., Просвещение, 1991.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2004.
5. Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года.М.: Аркти,2006
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от1 года до 3 лет.М.: Аркти,2006
8. Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008
9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007
10. Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005
11. Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1995.
12. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996
13. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М.,1998
14. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.
15. Косякова О.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.Минск,Асвета,2000
17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.
18. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1997.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/ Под ред. А.Г. Рузской. – М.- Воронеж., 1997.
21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.СПб,2000
22. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.
Избр.труды_ М.,1997
23. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.,1998.
24. Мухина В.С. Детская психология М., Академия , 2003.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985.
26. Павлова Л.Н.,Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие,
1-3 года.М.: Мозаика-Синтез,2006
27.Практическая психология образования ( под ред. И.В.Дубровиной.М.,1997
28. Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
29. Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2000
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., «Академия», 1998
31. Урунтаева Г.А., Афонькина ЮА Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995.
32. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.- М.,2000
33. журнал «Дошкольное воспитание»
34. журнал « Дошкольная педагогика»
35.Интернет – ресурсы:
1. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник Мухина В.С.- Режим доступа: http://www.zipsites.ru/ books/psy_muhina_vosr_ps/
·
·
·