Особенности дуальной целевой профессиональной подготовки кадров для технологичных производств
Югфельд Елена Александровна,
ав. кафедрой «Архитектуры и строительства», ГАОУ СПО СО
«Первоуральский металлургический колледж», г.Первоуральск
Сейчас многие специалисты отмечают, что в связи с оторванностью образовательных учреждений от реальных требований рыночной экономики и наукоемких технологий производства, одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточное соответствие потребностям рынка труда. Исправить сложившуюся ситуацию можно путем совершенствования технологии профессиональной подготовки кадров с учетом накопленного положительного опыта зарубежных стран.
Одной из наиболее развитых стран мира, имеющей высокий экономический и технический потенциал, что свидетельствует о наличии эффективной и динамичной системы подготовки конкурентоспособных специалистов, является Германия [1]. На протяжении долгого времени в этом государстве функционирует дуальная система обучения, которая представляет собой четко сбалансированный с учетом требований работодателей комплекс чередующихся этапов практического и теоретического обучения.
Термин «дуальность» означает «двуединство, двойственность». Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность, когда будущий ремесленник поступал учеником в цех и воспроизводил действия своего мастера [2]. В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального образования. Под дуальной моделью обучения понимают такую модель, при которой весь процесс овладения профессией происходит в двух учебных заведениях, то есть практическая (производственная) часть – на обучающем предприятии, а профессионально-теоретическая - в образовательном учреждении. Дуальная система обучения является продуктом партнерства образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста, она строится на взаимодействии двух самостоятельных в правовом отношении сфер в рамках официально признанного профессионального образования, то есть осуществляемого в соответствии с законодательством.
Предприятия идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением будущих кадров, так как хорошо знают, что эти затраты являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в его содержании, техническом оснащении, организации и т.д. Именно этим и определяется значимость дуальной системы, которая позволяет преодолеть разрыв, несогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров [2]. Студент включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, согласно своим обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками и получает заработную плату.
Организованное и регламентированное профессиональное образование в Германии появилось в 1894 году [3]. Упорядоченное профессиональное образование в торговой и промышленной сферах сформировалось только в 20-е гг. XX века. За обучение профессии в рамках немецкой дуальной системы отвечают Палаты, членами которых сейчас являются все предприятия. Такая организация профессионального образования считается наиболее рациональной, так как обучение студентов на предприятии ведет к обретению знаний, умений, навыков и – что особенно важно – производственного опыта. В настоящее время дуальная система получила распространение в немецкоязычных странах западной Европы - Германии, Австрии и Швейцарии, а также в большинстве развитых стран - США, Великобритании, Корее, Нидерландах и др.
Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность "вмешаться" в процесс обучения, дополняя содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства. Партнерство с учебным заведением дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и сформировать прогноз их востребованности на ближайшие годы. Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины. Подобная форма организации обучения требует дополнительных финансовых и трудовых затрат со стороны всех участников процесса, однако, она дает и дополнительные преимущества для каждого из его участников.
Так, например, система профессионального образования Германии, которая по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария) является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза, уровень безработицы среди молодых людей составляет от 4 до 7%. В других европейских странах, где дуальная система обучения не так популярна, процент безработицы более высок (до 27%).
Модель подготовки конкурентноспособных рабочих для технологичных производств в условиях промышленных предприятий по мнению ученых В.А.Федорова и С.В.Васильева обладает следующими преимуществами перед «традиционной» государственной системой подготовки специалистов:
- соответствие структуры, содержания и объема обучения специалистов действительным потребностям предприятия;
- использование в учебном процессе самого современного оборудования в реальном производственном режиме;
- соответствие содержания образования уровню производства и намеченным перспективам его развития (опережающее обучение);
- привлечение к образовательному процессу в качестве педагогов профессионального обучения высококвалифицированных сотрудников предприятия, достигших вершин профессионального мастерства;
- погружение обучающихся в общественно-корпоративную культуру предприятия, способствующее повышению статуса и престижа рабочих профессий и сокращающее процесс адаптации в трудовом коллективе;
- высокая эффективность использования средств, выделенных на подготовку кадров, за счет применения модульных образовательных программ, отражающих потребности предприятия (принцип «обучать только тому, что необходимо») [4].
При дуальном обучении предполагается обеспечение на младших курсах общетеоретической базы, а на втором-третьем курсе - работа по индивидуальному плану, содержащему практикоориентированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. К руководству данной работой обычно привлекаются специалисты-практики, наставники. Итоговая аттестация проводится в форме защиты курсового или дипломного проекта по специализации, при этом большое внимание уделяется практической значимости работы.
К отличительным особенностям дуальной профессиональной подготовки кадров можно отнести: практическую направленность, непрерывность и мобильность обучения, разнообразие и эффективность обучающих методов, а также соответствие современному уровню высокотехнологичных производств. В таблице 1 представлен ряд основных, на взгляд автора, различий между структурой образовательной системы РФ и Германии, Швейцарии.
Таблица 1. Отличия дуальной и традиционной обучающей систем.
№ |
Критерий |
Германия, Швейцария (дуальное обучение) |
РФ (традиционная форма обучения) |
1 |
Вид государственной итоговой аттестации |
Разработка и изготовление конкретного технологического узла. Важно, что критерием высокого качества изготовления служит возможность его продажи |
Теоретический проект |
2 |
Экзаменатор |
Руководитель предприятия, наставник и независимый сторонний эксперт |
Преподаватель |
3 |
Количество учеников в группе |
12-15 человек |
25-35 человек |
4 |
Разработка учебно-нормативной базы системы ученичества |
Принимают участие все субъекты образования: государство, ассоциации работодателей, образовательные учреждения и профессиональные союзы |
Осуществляет государство |
5 |
Социальная уверенность |
Есть |
Нет |
6 |
Наличие аналогов функционирующего на предприятиях промышленного оборудования |
В каждой аудитории установлены аналоги (действующие макеты и образцы) современного производственного оборудования |
В наличии не во всех образовательных учреждениях |
7 |
Рамки государственных стандартов |
Не существует |
Ограничивают развитие, обновление и модернизацию образовательного процесса |
8 |
Соотношение теории и практики |
30/70 |
70/30 |
9 |
Осознание и выбор профессии |
Осуществляется до окончания кантональной школы |
Осуществляется на 3 курсе обучения, то есть когда начинается практика на предприятиях |
10 |
Ответственность за качество теоретического и практического обучения |
За теоретическую часть обучения несет ответственность государство, за практическую – учебный профессиональный центр |
Несет ответственность образовательное учреждение |
11 |
Окупаемость обучения |
На 3 году обучения ученик сам себя окупает, так как произведенная им продукция может быть продана на производственном рынке |
Нет |
12 |
Стажировка преподавателей |
Преподаватели работают в образовательных профессиональных центрах по 5-10 лет, а затем проходят обязательную стажировку на действующем предприятии в течение 6 месяцев |
Стажировку проходят не все преподаватели и частота их проведения невысока |
13 |
Заработная плата обучаемых студентов |
Начисляется с первого года обучения (ученичества) |
Нет |
14 |
Организация практики |
Схема прохождения практики выстроена таким образом, что за время обучения ученики работают на 2-3-4 предприятиях |
Большинство студентов проходят практику в одной компании, так как работодатели неохотно принимают практикантов, не имеющих опыта работы |
15 |
Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса |
Разрабатывают профессиональные ассоциации, союзы и образовательные центры предприятий, а преподаватели только принимают в этом участие (по желанию) |
Преподаватели разрабатывают учебно-методический комплекс |
16 |
Оценка результатов обучения |
Шкала оценивания результатов такова: от 1до 4 баллов с делением на десятые. Например, если за теорию результат ниже 4 баллов, то сертификат может быть выдан, а если за практику - то нет |
Обобщенная оценка за практическую и теоретическую составляющую |
Образовательный процесс в дуальном обучении выстроен таким образом: 2-3 дня в неделю студенты изучают теоретическую базу выбранной профессии в образовательном учреждении, а 3-4 дня – практика на производственных площадках предприятий. Количество часов, отведенных на учёбу и работу, не должно быть больше сорока. Важно, что начинается это образование не с поиска учебного заведения, в котором можно обучиться той или иной специальности, а с поиска предприятия, которое возьмет абитуриентов на дуальное обучение. Абитуриенты обязаны предоставить свои школьные аттестаты и пройти собеседование, на котором работодатель оценит их пригодность обучаться той или иной профессии. Между обучающимся и работодателем заключается договор, и ученик фактически получает зарплату от работодателя, так как часть времени он действительно работает на предприятии. Обучение обычно длится 3 года, независимо от того, кем хочет стать обучающийся - парикмахером, строителем, медсестрой, IT-специалистом, переводчиком или управленцем. Следует особо отметить момент принятия квалификационного экзамена. В экзаменационную комиссию должны входить в равной пропорции представители работодателя и представители учащихся, а также минимум один преподаватель профессиональной школы. Порядок проведения экзаменов готовит Палата, но его обязательно утверждает компетентный вышестоящий Земельный орган. Эта система позволяет не только приобрести теоретические знания, но и конкретный практический опыт для дальнейшей работы. После получения образования ученики обычно остаются работать на предприятии. Такая форма образования - прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию, а для студентов – получить не только теоретические, но и практические знания.
В заключение необходимо отметить, что содержательная концепция дуальной системы обучения основана на усилении практикоориентированной деятельности студента на производственных площадках, что способствует приобретению определенных профессиональных компетенций уже на ранних стадиях обучения. Однако при реализации дуальной модели подготовки трудовых кадров в России следует помнить об особенностях отечественного образования и необходимости адекватного интегрирования нововведений в российские реалии. Кроме того, дуальная система обучения как продукт социального партнерства является эффективным и гибким механизмом в деле профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные производственные задачи, и быстро адаптирующихся к постоянно меняющимся условиям производства.
Литература:
1. Кирилловский А.Н. Развитие системы среднего профессионального образования объединённой Германии: 90 годы XX - нач. XXI вв: автореф. дис….канд. пед. наук. 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-obedinennoi-germanii-90-gody-xx-nach#ixzz2hO5twfpG(дата обращения 14 01 2014);
2. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр.49-62.;
3. Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С.112-123;
4. Федоров В.А., Васильев С.В. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентноспособных рабочих в условиях промышленных предприятий // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2014. №6. С.56-76.