Среднее профессиональное образование.
Становление, развитие, перспективы
Тимофеева Е.Ю.
преподаватель английского языка
ГБПОУ Педагогический колледж №1
им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
Истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних специальных учебных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI– XVвв.) системы городских цехов различного профиля, возникших прежде всего там, где был высок спрос на производство орудий труда, предметы быта, поисковые изыскания. Однако если мы обратимся к историческим фактам, то в Древнем Новгороде еще до татаро-монгольского нашествия существовали цеха обувщиков, ткачей, кузнецов, литейщиков, оружейников, пекарей. Аналогично развивалось мелкое кустарное производство и в странах Западной Европы, а также в ряде стран Азии и Африки. Надо заметить, что дети и подростки мастеровых людей учились, как правило, в специальных гильдейских школах (от «гильдия»), отделенных сразу же от школ приходских.
С ростом городов мелкие цеха, чтобы выжить в условиях зарождающихся капиталистических отношений в производстве, вынуждены были объединяться. К тому же время эпохи Просвещения (XVIIIв.) наметило в профессиональном образовании новую тенденцию: развивать обучение профессиям централизованно и в доступном виде (в отличие от средних веков, когда обучение строилось по принципу преемственности), с научных и педагогических позиций. Даже в школьные программы стало включаться трудовое обучение (особенно после победы Великой французской революции). В России в числе первых учебных профессиональных заведений можно назвать навигационную школу (открытую еще Петром I), артиллерийскую школу (1712),военную фельдшерскую школу (1754), театральное училище (1783), учительскую семинарию (1786).
Важнейшим государственным актом было учреждение в 1802 году Министерства народного просвещения, координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: его усилиями был создан Технологический институт, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания, шкиперские учебные курсы. К середине XIXв. в целом ряде развитых стран назрела необходимость формирования нового отдельного направления в образовании – наряду с классическим общим и высшим. Однако имеется в виду вовсе не среднее профессиональное образование, а так называемое реальное образование. На необходимость включения в школьные курсы практически полезных знаний указывали еще Я.А. Каменский и Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро. Реальные учебные заведения (школы, училища, гимназии) просуществовали вплоть до начала XXвека, в дальнейшем гарантий своим выпускникам не давали (при поступлении в вузы, при поступлении на гражданскую службу). Метаморфоза, которую претерпели реальные учебные заведения, такова: они сами стали похожи на классические учебные заведения за счет расширяющихся знаний и дисциплин.
В 1871-1872 гг. в России была проведена образовательная реформа, согласно которой реальные гимназии превращались в реальные училища. Устав 15 мая 1872 г. о реальных гимназиях заменял их шестиклассными реальными училищами, приспособленными «к приобретению технических познаний» для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Поэтому программа преподавания в них ограничивалась техническими предметами (значительно увеличился объём преподавания математики и черчения). Как в классических гимназиях, так и в реальных училищах резко уменьшилось число учебных часов по истории, географии, естествознанию и новым языкам, которые считались «второстепенными» предметами. Повышена была плата за обучение, что еще более ограничило доступ детям из непривилегированных сословий.
Начиная с 1888 г. учебные планы многих реальных училищ стали создаваться на основе, как теперь говорят, базового среднего общего образования. В конце XIXв. в России стали появляться и коммерческие училища (в Западной Европе на 40-50 лет ранее). Все это делало престижным реальное образование. Например, в начале ХХ в. под давлением общественного мнения «реалистам» было представлено право поступления на физико-математические и медицинские факультеты институтов (при условии сдачи экзамена по латинскому языку). Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80-90-е годы XIXвека. Заслуга в подготовке реформы принадлежала Министру народного просвещения И.Д. Делянову и ученому, министру финансов И.А. Вышнеградскому, который разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа по анализу практического опыта профессиональных школ, поддержка их местными обществами. В середине 1917 года в России действовало 276 реальных училищ с числом учащихся около 17.000 человек, содержавшихся как за счет казны, так и за счет земств и обществ (т.н. попечительских советов, избираемых сроком на 3 года). Окончившие реальные училища могли поступать только в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.
В 1920-е годы в связи с созданием в СССР единой трудовой школы, реальные учебные заведения как тип учебного заведения были упразднены. Это отчуждение наблюдалось в нашем образовании вплоть до 1990 г., когда в Российской Федерации наряду с гуманитарными средними учебными заведениями стали создаваться гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определенному профилю.
Тем не менее, в первые годы советской власти в стране появилось около 450 новых учебных заведений, которые получили название техникумов. А уже в 1922 году их открылось 936, и в них давалось образование по 20 отраслевым группам специальностей для более 120 тыс. студентов.
В 1930-х годах в СССР появляются заочная и вечерняя форма обучения в техникумах (около 600 техникумов). После Великой отечественной войны в стране уже действовало более 4000. В начале 1960-х годов в техникумах обучалось уже 4,5 млн. человек. Если в 1970-х годах это число оставалось стабильным, то в 1980-1990-е годы оно заметно снизилось. Так после распада СССР в 1993 году численность студентов техникумов России составляло около 1,5 млн. человек на дневной форме обучения. В середине 1990-х годов у нас стали появляться первые профессиональные колледжи.
За рубежом реальные учебные заведения или реальные отделения при средних школах в большинстве стран упразднены не были, успешно существуя в современных условиях в Австрии, Финляндии, Японии, Германии, Франции, Италии, Швеции. Но в некоторых странах подготовка специалистов среднего звена осуществляется в средних профессионально-технических и технических колледжах, технических университетах, имеющих часто название послесредних (или двухгодичных) учебных заведений. Например, в США двухгодичные колледжи составляют примерно 40% вузов (около 6 млн. учащихся). Уровень и направленность специальной подготовки в них во многом совпадают с российскими аналогами, но на общеобразовательную подготовку в них отводится значительно меньше времени (около 10%).
Сначала 1960-х годов в США широко распространилась сеть младших колледжей, в которых учащиеся (принимаемые после 12-летнего обучения в средней школе) платно занимаются по «младшей» программе вуза и получают гарантию трудоустройства в качестве низшей технической должности в одной из фирм выбранного профиля.
В Германии существует т.н. дуальная система профессионального обучения, согласно которой юноши и девушки в возрасте 15-16 лет после обязательного школьного 10-летнего обучения 1-2 раза в неделю посещают профессиональную школу, а 3-4 дня находятся на рабочем (учебном) месте. Таким образом, предприятия и организации несут ответственность за качество их профессиональной подготовки. Немецкая молодежь может благодаря этой системе за 1-3 года, обучаясь в различных типах училищ, вечерних школ и курсов, получить среднюю квалификацию по одной из 440 профессий.
Во Франции к учебным аналогичным заведениям среднего профессионального обучения относятся университетские технологические институты, по окончании которых студенты получают университетский диплом технической подготовки, дающий право на получение должности помощника инженера (техника). А в технических лицеях готовятся техники с дипломом бакалавра, что дает право продолжать образование в вузе либо работать в качестве квалифицированного рабочего или бригадира.
Колледжи достаточно популярны в Канаде. В основном данные учебные заведения осуществляют среднюю профессиональную подготовку специалистов, хотя некоторые из них реализуют программы подготовки бакалавров.
Из 200 канадских колледжей большинство открылось в 60-70-х гг. прошлого века. Это было вызвано запросами выпускников школ, у которых отсутствовала возможность или желание сразу после окончания школы учиться в университете. Колледжи предлагают специальные программы профессиональной подготовки для развития прикладных навыков в бизнесе, искусстве, технологии, социальных службах и медицине. Как правило, после двух или четырех лет учебы, выдается диплом или сертификат.
Деятельность современных колледжей Канады ориентирована на запросы быстро меняющегося рынка труда, а современное профессиональное обучение в этой стране учитывает интересы и возможности студентов, помогает им выстраивать собственную траекторию обучения, позволяет получать квалификацию, востребованную на рынке труда.
Особый интерес представляет институт «наставников» в организации практики студентов канадских колледжей. Идея о том, что опыт практической деятельности в школе – самая ценная составляющая часть педагогического образования, положена в основу организации учебного процесса образовательных колледжей Канады. Обучение практическим навыкам, предлагаемое учителями-наставниками, является важным и необходимым дополнением к процессу преподавания и курирования, обеспеченному преподавателями колледжа.
Глобальные процессы модернизации в сфере образования затронули в последние годы и те уголки планеты, которые совсем недавно считались «заповедниками» традиционализма. Вовлеченные в глобальные процессы государства-«заповедники» пытаются провести своеобразную сверку своих национальных систем образования на мировых часах. Процессы, аналогичные Болонскому, сейчас происходят и в Азии.
Органам государственной власти предстоит решить двуединую задачу: с одной стороны, необходимо обеспечить переход в профессиональном образовании на мировые стандарты, максимально учитывающие запросы хозяйственного комплекса страны, а с другой – активизировать работу по ликвидации неграмотности.
Так в Индии потребности национальной экономики побудили правительство республики к пересмотру программ начального и среднего профессионального образования. В соответствии с программой «Национальная образовательная программа» во второй половине 90-х гг. XX– начале XXIвека модернизирована учебно-лабораторная база политехникумов, региональных технических колледжей и иных учреждений среднего профессионального образования.
Шри-Ланка имеет один из самых высоких показателей грамотности в Азии. За годы независимости здесь создана разветвленная сеть профессиональных образовательных учреждений. За четверть века нахождения у власти президенту Мальдивской Республики М.А. Гаюму удалось практически с нуля создать систему профессионального образования, расширить сеть учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов со средним профессиональным образованием.
Таким образом, в государствах Южной Азии в последние годы активно идет процесс модернизации национальных систем профессионального образования. И хотя темпы, а также качественные и количественные изменения в отдельных странах региона значительно различаются, тем не менее, позитивные сдвиги в сфере профессионального образования очевидны.
С недавнего времени постепенно, и российская система образования переходит на двухуровневую систему. В стране появились новые типы образовательных учреждений СПО – колледжи, более высокая ступень подготовки специалистов среднего звена.
Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом. В настоящее время профессиональное образование переживает не лучшие времена. Современные требования рынка труда вызывают необходимость модернизации российского образования и как первоочередная задача – опережающее развитие начального и среднего профессионального образования; достижения конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке по всем специальностям.
Таким образом, явление среднего профессионального образования носит общемировой, глобальный характер. Несмотря на характерные национальные и социально-экономические особенности разных типов образовательных учреждений такого формата, в них – особенно с точки зрения педагогики, ориентации, организации – гораздо больше сходства, чем различий.
Литература
1. Из истории профессионального образования (http://muzprof.narod.ru/profotbor.html)
2. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006
3. Балицкая И.В. Профессиональная подготовка в колледжах Канады / Среднее профессиональное образование № 5, 2008.
4. Butt. The role of the higher education tutor, in. A.Williams (Ed) Perspectives on Partnership: Secondary Initial Teacher Training. – London: Falmer, 1994
5. Волосович Л.В. Роль института «наставников» в организации практики студентов педагогических колледжей Канады. / Среднее профессиональное образование № 5, 2008
6. Шкунов В.Н. Модернизация профессионального образования в государствах Южной Азии. / Среднее профессиональное образование № 5,2008.
7. Gillani S. Zaheer Ahmad. The Development of Technical and Vocational Education in Pakistan: A. Case Study in Quality Improvement. – Melbourne: RMIT, p.64