Виды и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа
Современное Российское общество выдвигает очень высокие требования к личности будущего специалиста в области педагогики. Сегодня обществу нужны инициативные, творческие, самостоятельные люди способные совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такой специалист может в дальнейшем адекватно выполнять свои профессиональные функции, стремиться к расширению и углублению знаний, развитию профессиональных навыков, освоению новых сфер деятельности.
Научно исследовательскую деятельность студентов нужно понимать как процесс совместной творческой деятельности обучающихся и преподавателей. В данный процесс следует включать работу по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, освоению новых знаний, применению их на практике, систематизации полученного опыта, описанию проектированию, объяснению.
Таким образом задачами научно-исследовательской деятельности должны стать:
1. Развитие первоначальных навыков систематического выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ
2. Стабильное усвоение знаний по основным специальным и общим дисциплинам
3. Развитие творческого, креативного мышления
4. Расширение теоретического кругозора и аналитических навыков
5. Овладение навыками практического применения полученных знаний
6. Формирование потребности самостоятельного пополнения и углубления знаний, умений, навыков.
Основными формами организации научно-исследовательной работы студентов и преподавателей являются:
1. Участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, «Днях науки» и т.д.
2. Участие в работе предметных кружков, клубов, проблемных лабораторий
3. Публикация в сборниках, СМИ, интернет-порталах
4. Издание монографий, учебных пособий, методических разработок
5. Использование результатов научно-исследовательской работы в практической и учебно-воспитательной деятельности
Видыучебно-научно-исследовательской деятельности:
1. проблемно - реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
2. аналитико - систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
3. диагностико - прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
4. изобретательско - рационализаторский (конструкторский): усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
5. экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержение результата;
6. проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Формы представления научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской деятельности студентов:
1. доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей, зрителей;
2. тезисы доклада - самостоятельная разновидность научной публикации, текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада
3. реферат - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала;
4. проект - самостоятельно планируемая и реализуемая студентами работа.
5. курсовое проектирование (работа) - организационная форма обучения, применяется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины (дисциплин) и профессиональных модулей;
6. дипломное проектирование (работа) - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса;
7. исследовательская работа - вид творческой деятельности студента, направленный на получение новых знаний.
Через активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу можно придти к более высоким результатам освоения профессиональных компетенций будущего специалиста. Несомненно, что именно учебно-исследовательская работа будет способствовать развитию профессиональных навыков и интересов, формировать учебную мотивацию. Студенты, принимающие активное участие в научно-исследовательской работе выявляют более стойкий интерес к будущей профессиональной деятельности, освоению нового материала, проявляют более высокие результаты в творческой, практической, учебной деятельности.