Методические рекомендации по проведению обучения студентов
Определение подлинности денежных знаков
Муллакаева Зимфира Салиховна,
преподаватель СПб ГБ ПОУ
«Экономический колледж»
Цели занятия:
Образовательная: Обучить студентов различать подлинные деньги от фальшивых денежных знаков
Развивающая: Развивать навыки определения подлинности денег
Воспитательная: Воспитывать ответственность, внимание, аккуратность при работе с деньгами и обслуживании клиентов
Задача: Изучить методы определения подлинности денежных знаков Банка России
Для подготовки квалифицированных специалистов, в учебной программе для контролеров банка изучается тема: Определение подлинности банкнот Банка России. Продолжительность обучения не менее 16 академических часов. Изучение подлинности банкнот происходит в несколько этапов:
I Дается описание банкнот, их оформление, размеры, дата ввода в обращение. Рассматриваются купюры по году изготовления, их номинал и модификации Любая поздняя модификация банкнот содержит более сложные степени защиты, для того, чтобы избежать подделки денежных знаков.
II Изучаются признаки подлинности денег, контролируемые на просвет:
а) Многотоновый водяной знак
в) Совмещение фрагментов лицевой и оборотной сторон
Изучаются признаки подлинности денег, контролируемые с использованием х8-х10 лупы
б)Микротекст позитивный (повторяющееся число номинала)
в)Микротекст негативный (повторяющийся текст "ЦБР номинал купюры")
г)Защитные волокна, внедрённые в бумагу
Изучаются признаки подлинности денег, контролируемые при изменении угла зрения
а)Скрытое изображение букв "РР" (Кипп - эффект)
б)Элемент изображения, напечатанный металлизированной краской
Изучаются признаки подлинности денег, контролируемые на ощупь (повышенный рельеф)
а)Надпись "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ"
б)Метка для людей с ослабленным зрением
При изучении более поздних модификаций банкнот, к каждому признаку добавляются дополнительные условия подлинности, что позволяет исключить подделку денег.
Ш Изучаются машиночитаемые признаки, то есть применение детекторов банкнот, счетно-сортировальных машин для определения подлинности банкнот.
При проведении занятий используются наглядные материалы:
а)Денежные знаки различных номиналов
б)Официальный сайт: www.cbr.ru
в)Интерактивная доска с показом нормативных документов по определению подлинности и платежеспособности денежных знаков
г)Фронтальный опрос студентов
д)Видеоматериалы
е) Конспекты в тетраде
Студентам прививаются навыки работы с приборами для определения подлинности денег.
Для более подробного изучения подлинности денег, студентами подготавливаются темы для семинарских занятий:
а)Производство банкнотной бумаги
б)Водяные знаки, их разновидности, изготовление, способы подделки
в)Способы печати денежных знаков
По окончании изучения темы - студенты закрепляют теоретические знания практическими работами с приборами для определения подлинности денег. Характеристика банкнот разных модификаций, описанием средств защиты.
Используемая литература:
1) В.В.Авдошин Определение подлинности и платежеспособности денежных знаков (Москва 2007 год, методическое пособие)
2) Положение банка России от 24.04.2008г. №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ»
3) www.cbr.ru