Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект занятия по курсу «Управление ассортиментом товаров»

Анализ ассортимента и оценка качества чая

Дедуль Татьяна Борисовна,
преподаватель Колледжа туризма
и гостиничного сервиса
Чай — один из наиболее распространенных напитков у народов Земли. В настоящее время вновь восстанавливается слава о чае, и учеными многих стран
подтверждены противораковые свойства зеленого чая. Сейчас наблюдается рост потребления чая и чайных напитков. Это объясняется наличием комплекса водорастворимых химических веществ, положительно влияющих на человека и человеческий организм. Среди водорастворимых экстрактивных веществ чая, важное место принадлежит дубильным веществам и алкалоидам. Из комплекса
дубильных веществ, наибольший интерес представляет танин, так как он обладает свойствами витамина Р, благодаря чему чай является важным источником этого витамина. Тонизирующие свойства чая определяются наличием алкалоидов, в первую очередь – кофеина. Насыщенность этими веществами зависит от сорта растения, условий произрастания, технологических процессов переработки и других факторов.
История растения начинается с Китая (до н.э). Пастухи древнего Китая приготовляли напиток из отвара высушенных листьев чая и пили его. Китайская народная медицина в то время находилась на высоком уровне развития, естественно, лекари взялись за изучение лечебных свойств чайного листа. Чай стали применять против заболеваний, в случае отравления, при физическом и умственном переутомлении, позже – как профилактическое средство при гипертонии.
       Первые чайные плантации после Китая появились в Японии примерно в 593 году н.э., а широко распространилось это растение с 865 года.
Индия по масштабам производства чайного листа, как и Китай, занимает ведущее место. В основном там производят черный байховый чай.
На Цейлоне чайное дерево имеет более древнюю историю, но массовое распространение оно получило позже. Чай там собирают круглый год, но самый высококачественный – весной. Цейлонский, как и индийский, отличается терпким вкусом.
       В Америку чай завезли англичане в 1704 году. В Европе чай распространился под названием «китайский».
До появления чая в России народы пили настой из мяты, душицы, Иван-чая, барбариса, смородинового листа, плодов шиповника. У некоторых народностей, особенно у скотоводов, принято и сейчас еще употреблять соленый чай с добавлением бараньего бульона или молока. В Россию чай проник из Монголии. Чаепитие началось во дворце царя, а затем распространилось в народе.
Русские познакомились с чаем в 1567 году, когда казацкие атаманы Иван Петров и Буриаш Ялышев побывали в Китае. Однако в Москве чай появился лишь в 1665 г. Его привез посол Перфильев царю Алексею Михайловичу. Царь попробовал чай, его примеру последовали и бояре. Всем очень понравился чайный напиток, несмотря на то, что пили его без сахара. В 1679 г. был заключен договор между Россией и Китаем о постоянных поставках чая в Москву.
Достоинства чая в том, что:
 Во-первых, кофеин, который содержится в чае, стимулирует центральную нервную систему человека, в результате повышается интеллектуальная деятельность и работоспособность;
Во-вторых, благодаря водорастворимым дубильным веществам и алкалоидам чай обладает свойствами витамина Р, благодаря чему является важным источником этого витамина.
В-третьих, научно доказано, что чай, особенно зелёный обладает противораковыми свойствами.
В-четвёртых, в зависимости от вида, чай благоприятно влияет на давление, повышая, или наоборот, понижая его.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что с каждым годом спрос на чай растёт, а следовательно, в условиях жесткой конкуренции для торгового предприятия важно правильно выбрать ассортиментную политику, а также более полно удовлетворить возросшие потребности населения.
Целью данной работы является исследовать анализ ассортимента чая поступающего на потребительский рынок в город Санкт-Петербург от разных поставщиков и провести экспертизу качества для выявления фальсификации. Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:
  • Изучить состояние и тенденции развития рынка;
  • Рассмотреть потребительские свойства;
  • Определить факторы, влияющие на ассортимент и качество чая;
  • Изучить способы идентификации и фальсификации чая;
  • Дать описание объектам и методам исследования;
  • Провести экспертизу качества чая.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач; применение результатов исследования для дальнейшего применения: выступление на конференциях, работа товароведом-экспертом, проведение мастер классов.
Гипотеза данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в Россию поступает большое количество чая из-за границы, в связи с этим может ухудшаться его состояние, пакетированный чай может быть произведён из некачественного сырья, в этом может заключаться вероятность фальсификации чая.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Характеристика рынка чая в России

Импорт чая постоянно рос, фактически, удваиваясь каждые 20 лет (с 1800 по 1850 годы он вырос с 75000 пуд/год до 360000 пуд/год). В 1840—1850 годах ввоз чая составлял до 95 % всего китайского импорта в Россию и оценивался в 5-6 миллионов рублей в год (для сравнения — в этот же период весь экспорт российского зерна давал 17 миллионов рублей в год). Торговля чаем велась исключительно на меновой основе, в обмен на чай русские купцы поставляли в Китай ткани, выделанные кожи, меха, изделия металлургии. Сухопутная транспортировка (исключительно гужевым транспортом) была причиной дороговизны чая в России. От китайской границы до Москвы чайные обозы проходили около 11000 км, на что требовалось до полугода. К цене чая, помимо пошлины в 80-120 % от покупной цены, взимаемой царским правительством, добавлялись расходы на перевозку, прокорм возчиков и охрану, в результате для потребителя чай в России стоил, в сопоставимых ценах, в 10-12 раз дороже, чем в Германии и Англии .
   Употребление чая на территории России постоянно росло. К XIX веку его пили уже все сословия. В 1830—1840 годах российская статистика отметила: в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. Структура чайного импорта России в течение XIX века претерпела существенные изменения. В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте.
К концу XIX века в России впервые появился фальсифицированный чай, который употреблялся, в основном беднейшими слоями населения, а также попадал в различные заведения общественного питания низкого уровня, вроде станционных буфетов.
В Петербурге до середины XIX века существовал всего один чайный магазин на весь город, в то время как в Москве в 1847 году количество специализированных чайных магазинов уже превышало сотню, а чайных и прочих заведений общепита, где подавали готовый чай, было более трёхсот.
Во второй половине XIX века район распространения чая стал быстро увеличиваться: чайная торговля открылась в Одессе, Полтаве, Харькове, Ростове, Оренбурге, Самаре, Уральске, Астрахани. А к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Общий оборот российской чайной торговли перед Первой мировой войной достигал нескольких сотен миллионов рублей в год, чайные склады и магазины имелись практически во всех крупных городах страны, ввоз чая в первые годы XX века достиг 57 тысяч тонн в год и продолжал расти.
Сегодня российский чайный рынок — один из самых консолидированных в пищевой отрасли. По данным компании «Nielsen Россия», более 70% рынка контролируют четыре компании: Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, «Беседа»), «Май» («Майский», «Лисма» и Curtis), «Орими Трэйд» (Greenfield, ТESS, «Принцессы»), СДС-ФУДС (дистрибутор торговой марки Ahmad)
По данным исследовательской группы, 37% сегмента пакетированного чая контролирует Группа компаний Орими трейд, 25%- Юнилевер Русь, 10%- СДС-фудс, 2%-«МАЙ»(Рис.2)

Учёт экспорта и импорта продукции осуществляет Федеральная таможенная служба(ФТС)(табл.1).
Касаемо совместного объёма экспорта чая, этот показатель получается путём умножения веса «нетто» груза (тыс. тонн) на цену тонны груза (долл. / тонну), причём учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течении всего года, а за единицы учёта экспорта чая принимаются все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельность в России(табл.2).
Таблица 1. «Экспорт чая, РФ, 2011-2013 годы, млн. долл.» %
Параметр 2011 2012 2013
Экспорт (млн. долл.) 36,81 27,48 23,73
Динамика (% к предыдущему году) 4,9 6 7,9
 
Таким образом, в России наметилась тенденция роста потребления в России чая Рынок чая является одним из стратегически важных рынков в экономике многих государств, в том числе и России.
По итогам исследования получены существенные результаты, а также представлен ряд выводов:
  1. В последнее время в России наметилась тенденция роста потребления чая пакетированного и рассыпного. Подавляющая часть отечественного рынка чая находится под влиянием Орими трейд, Юнилевер Русь, СДС-фудс, «МАЙ».
  2. Объём рынка чая будет расти, достигая среднегодового темпа роста 7% в период с 2011-2016 годы. В перспективе: повышение уровня качества чая, увеличение инвестиций в чайное производство, комфорт употребления, потребление вне дома, благодаря многочисленным возможностям (различного рода чайные, принцип «чай с собой» и т.д.)
1.2. Экспертиза качества чая и самостоятельная экспертиза
При экспертизе чая проводим проверку сопроводительных документов, состояния упаковки и правильность маркировки. Отбираем выборку для оценки качества чая в соответствии с размером партии.
Качество чая определяют по:
1) органолептическим
2) физико-химическим
3) микробиологическим показателям
4) показателям безопасности
Органолептические показатели качества чая (внешний вид, цвет настоя, вкус и аромат чая, цвет разваренного листа) являются важнейшими при определении товарного сорта чая. На основании их анализа можно судить о происхождении чая, качестве сырья, соблюдении технологии производства и хранения.
Поэтому органолептические исследования чая по-прежнему остаются определяющими при оценке его качества. Органолептические свойства чая определяют специалисты в области дегустационной оценки –титестеры, пользуясь 10-бальной системой                                         
Таблица 1(Приложение № 2)    
По этой системе самые низкосортные сорта чая оценивают всего в 1,5 балла, а наиболее высококачественные – в 5,5 балла и выше. Оценка чая в 9-10 баллов пока считается недостижимой. Самые высококачественные чаи, именуемые «Уникум», например лучшие сорта индийского чая «Дарджилинг» или цейлонского «Нюр-Эли», очень редко оцениваются 9 баллов за свои уникальные вкусоароматические свойства.
К физико-химическим показателям качества чая относятся следующие: массовая доля влаги, массовая доля водорастворимых экстрактивных веществ, массовая доля метало-магнитной примеси, массовая доля общей золы, массовая доля водорастворимой золы, массовая доля сырой клетчатки и массовая доля мелочи.
Из микробиологических показателей для чая установлен показатель наличия плесеней.
Из показателей безопасности в чае нормируется содержание токсичных элементов (Pb, As, Cd, Cu), афлатоксина В1, радионуклидов (Cs-137 иv Sr-90).
Самостоятельная экспертиза
Органолептическая оценка качества чая начинается с осмотра внешнего оформления, маркировки и выявления отклонений в массе.
На пачках, с чаем имеется маркировка содержащая следующую информацию: товарный знак; наименование предприятия - изготовителя, его местонахождение; наименование продукта; массу нетто; дату выработки; срок хранения; информационные сведения о пищевой (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности 100 г продукта; обозначение настоящего стандарта.
Аромат и вкус чая: нежный аромат, приятный с терпкостью вкус; настой: яркий, прозрачный; внешний вид: ровный, однородный.
Используя методику штрихового кода установлено, что штрих код на пачке печенья является подлинным.
Из средней пробы отбирают навеску массой 100 г и высыпают тонким слоем на лист белой бумаги. Затем из навески берут 3 г чая, помещают в специальный фарфоровый чайник, заливают крутым кипятком (не доливая чайник на 4-6 мм) и закрывают крышкой. Через 7 минут (для кирпичного чая) и через 5 минут для других видов чая настой из чайника сливают в чашку, встряхивая несколько раз чайник, чтобы полностью стекли последние наиболее густые капли настоя. Анализ чая проводят через 1-1,5 мин. после слива настоя в чашку.
Чайный напиток приготавливается, преимущественно, завариванием: сухой чай заливается горячей водой и настаивается в течение некоторого времени. Дозировка сухого чая, время настаивания и температура воды зависят от сорта чая и традиции. В большинстве традиций считается, что чем выше степень ферментации чая, тем более высокой должна быть температура воды. Зелёные, белые и жёлтые чаи заваривают водой низкой температуры (60-80 °C), чёрные - крутым кипятком.
В любой традиции приготовление и употребление чая обычно включает в себя следующие шаги:
1) общая подготовка к чаепитию,
2) отмеривание и подготовка заварки,
3) нагрев воды,
4) подготовка посуды для заваривания,
5) заваривание,
6) разлив чая,
7) собственно питьё чая.
Рассмотрим на примере образца:
Чай черный байховый фасованный «GREENFIELD»;
Таблица 2 (Приложение №3)
В результате проведения экспертизы, выявлено, что чай «GREENFIELD» соответствует ГОСТу по всем органолептическим показателям.
1.3 Фальсификация чая
Наиболее широко применяется фальсификация чая при его производстве. В чай добавляют низкосортное сырье, полученное из более грубых листьев. При незначительных добавках такого сырья фальсификацию установить невозможно.
Иной способ фальсификации – полная или частичная замена натурального продукта спитым чаем, высушенными листьями кипрея, вишни, тополя, ивы, камелии и др.
Такую фальсификацию можно определить путем органолептической оценки.
Широкое распространения получила фальсификация, состоящая в замене высших сортов чая низшими сортами того же или другого наименования. Иногда сухой чай подкрашивают колером или другими красящими веществами. При перемешивании чая с холодной водой эти красители окрашивают воду.
Обман потребителя может быть связан с неточной и искаженной информацией о товаре.
1.4 Упаковка и маркировка чая
Чай фасуют в мягкую или полужесткую упаковку массой от 25 до 250г,а также в жесткую упаковку массой нетто от 50 г до 1,5 кг.
Мягкая упаковка должна состоять из внутренней части – пергамента или специальной бумаги и внешней части – кашированной алюминиевой фольги или бумаги со специальным покрытием.
Полужесткая упаковка должна состоять из внутренней части – кашированной алюминиевой фольги или пергамента или бумаги со специальным покрытием и внешней коробки из картона.
Маркировка чая проводится в соответствии с ГОСТ Р 51075-2003 «продукты пищевые. Информация для потребителя». Надписи должны быть четкими, легко читаемыми, без разночтений.
1.5 Условия, сроки хранения и транспортирования чая
Хранят чай в чистых сухих, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха 60-65 %, не допуская соседства со скоропортящимися и резко пахнущими товарами. В складах ящики с чаем устанавливают в штабели высотой 4-5 ящиков на расстоянии 5-10 см от пола и 50 см от стен и между ящиками. Гарантийный срок хранения фасованного чая - 12 месяцев со дня упаковки.
Во время хранения сухого чая происходят химические изменения его состава, хотя и чрезвычайно медленно. Они усиливаются при увлажнении и приводят к разложению эфирных масел, снижению качества. Чтобы избежать таких изменений, необходимо четко соблюдать правила упаковки, транспортирования и хранения.
Транспортируют чай в ящиках или пакетах по ГОСТ 23 285 всеми видами транспорта в соответствии с действующими правилами перевозок грузов. Транспортные средства должны быть крытыми, сухими, чистыми и не зараженными вредителями.
1.6 Дефекты чая
К дефектам чая относятся:
1) засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) - вследствие сбора с кустов грубого чайного листа и недостаточной очистке при сортировке
2) мешанный чай получается результате в результате плохой сортировки
или плохого подбора по однородности при купаже
3) кислый вкус и запах возникают из-за нарушения процесса, длительность ферментации, сушки
4) «водянистый», «пустой» вкус настоя может быть из-за чрезмерно слабого скручивания или слишком длительной ферментации чайного листа;
5) мутный настой появляется вследствие ферментации чая;
6) затхлый, плесневелый и другие посторонние запахи возникают из-за нарушения технологии хранения чайного листа и повышенной влажности (более 9%) чая при хранении. Такой чай к употреблению непригоден и др.

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Приёмка чая по количеству и качеству
Приёмка чая осуществляется на основании ГОСТ 32170-2013.
Чай принимаются партиями. Партией считают количество упаквочных единиц с чаем одной или нескольких марок – для фасованного чая, оформленное одним документом о качестве.
Документ о качестве должен содержать:
  1. Наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение и подчиненность; товарный знак предприятия-изготовителя; номер документа о качестве; наименование продукта и его сорт; дату выработки; массу нетто в упаковочной единице фасованного чая; количество ящиков и массу нетто чая; количество упаковочных единиц в одном ящике; результаты анализа; обозначение нормативно-технической документации (НТД).
  2. Для проверки качества упаковки и маркировки транспортной тары применяют выборочный одноступенчатый план нормального вида контроля со специальным уровнем контроля S-4
Для проверки должна быть отобрана выборка(ящики), объем которой указан в табл.2
Таблица 2. «Объём выборки для контроля качества»
Количество единиц транспортной тары в партии или потребительской тары в единице транспортной тары, шт. Объем выборки, шт. Приёмочное число Браковочное число
До 90 включительно. 5 1 2
 
От 91 до 150 8 2 3
От 151 до 500 13 3 4
От 501 до 1200 20 5 6
Свыше 1200 32 7 8
 
Для проверки из каждой отобранной в соответствии с 4.2 единицы транспортной упаковки должна быть отобрана выборка, объем которой указан в таблице 1. Если число несоответствующих единиц потребительской упаковки менее приемочного числа или равно ему, партию признают приемлемой. Если число несоответствующих единиц потребительской упаковки превышает браковочное число или равно ему, партию признают неприемлемой.
 
2.2. Объекты и методы исследований, их характеристика
Для проведения исследований были выбраны пять образцов чая:
  1. Чай «Акбар».
Пакетированный чёрный цейлонский мелкий, упаковка чая 200г.
Адрес производства: ООО «Яковлевская чаеразвесочная фабрика», 142152, Россия, Московская обл., Подольский р-н., д. Федюково
  1. Чай «Гринфилд».
Пакетированный индийский чёрный, упаковка чая 50г.
Адрес производства: ООО «ОРИМИ ТРЭЙД», 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, Тобольская, 3
  1. Чай «Лисма».
Пакетированный чёрный байховый, упаковка чая 100г.
Адрес производства: Общество с ограниченной ответственностью «МАЙ», 141191, Россия, Московская обл., г. Фрязино, Озерная, 1 А.
  1. Чай «Майский».
Пакетированный чёрный байховый, упаковка чая 200г.
Адрес производства: Общество с ограниченной ответственностью «МАЙ», 141191, Россия, Московская обл., г. Фрязино, Озерная, 1 А.
  1. Чай «Принцесса Нури».
Пакетированный цейлонский, упаковка чая 150г.
Адрес производства: ООО «ОРИМИ ТРЭЙД», 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, Тобольская, 3.

2.3. Отбор проб для экспертизы ГОСТ 32170-2013

Отбор проб – это важнейший этап экспертизы товара. Целью отбора проб является доставка для лабораторного испытания минимальной части товара, которая достоверно отражает его качественные характеристики, в том виде, в каком товар поступает на таможенную территорию.
Таблица 3. «Отбор проб для экспертизы»
Наименование показателя «Акбар»
 
«Гринфилд» «Лисма» «Майский» «Принцесса Нури»  
1.Наименование изготовителя, его товарный знак и адрес ООО «Яковлевская чаеразвесочная фабрика», ООО «ОРИМИ ТРЭЙД»
 
Общество с ограниченной ответственностью «МАЙ» Общество с ограниченной ответственностью «МАЙ» ООО «ОРИМИ ТРЭЙД»
                   
 
 
Таблица 3. Продолжение. «Отбор проб для экспертизы»
  142152, Россия, Московская обл., Подольский р-н., д. Федюково 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, Тобольская, 3
 
141191, Россия, Московская обл., г. Фрязино, Озерная, 1 А 141191, Россия, Московская обл., г. Фрязино, Озерная, 1 А 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, Тобольская, 3
2.Тип чая Пакетированный чёрный цейлонский мелкий Пакетированный индийский чёрный Пакетированный
чёрный байховый
Пакетированный цейлонский Пакетированный чёрный байховый
3.Масса нетто упаковочной единицы 200г. 50г. 100г. 200г. 150г.
4.Дата изготовления и упаковывания Изготовлен 01.02.16
 
Изготовлен 19.01.16 Изготовлен 11.12.15
 
Изготовлен 21.10.15
 
Изготовлен 03.01.16
5.Срок хранения с даты изготовления Годен до 01.02.17 Годен до 19.01.17 Годен до 11.12.16 Годен до 21.10.16 Годен до
03.01.17
6.Обозначение настоящего стандарта ГОСТ 32170-2013 ГОСТ 32170-2013 ГОСТ 32170-2013 ГОСТ 32170-2013 ГОСТ 32170-2013
 
 
Таблица 3. Окончание. «Отбор проб для экспертизы»
7.Способ приготовления Имеется Имеется Имеется Имеется Имеется
 

2.4 Результаты исследования упаковки и маркировки ГОСТ 32170-2013

Сделан визуальный осмотр всех упаковочных отобранных единиц. Состояние упаковочного материала, этикетки, содержание надписей, качество завёртки и оклейки, чёткость печати, яркость и совмещение красок соответствует технической документации на данный вид продукции.
Упаковка товара не повреждена.
Образцы, взятые на экспертизу, - ««Акбар», «Гринфилд», «Лисма», «Майский», «Принцесса Нури» - содержат следующие данные:
  • Наименование изготовителя;
  • Адрес;
  • Его товарный знак;
  • Наименование продукта;
  • Тип чая;
  • Массу нетто упаковочной единицы;
  • Дату изготовления и упаковывания;
  • Срок хранения с даты изготовления;
  • Способ приготовления или рекомендации по использованию;
  • Условия хранения;
  • Обозначение настоящего стандарта.
По результатам исследования маркировки данные образцы соответствуют ГОСТ 32170-2013

2.5. Результаты органолептической оценки качества ГОСТ 32170-2013

При установлении качества отобранных нами образцов основную роль играют органолептические показатели: внешний вид, цвет, аромат, вкус.
Таблица 4. «Оценка качества товаров по органолептическим показателям»
Показатели «Акбар»
Пакетированный чёрный цейлонский мелкий
«Гринфилд»
Пакетированный индийский чёрный
«Лисма»
Пакетированный
чёрный байховый
«Майский»
Пакетированный цейлонский
«Принцесса Нури»
Пакетированный чёрный байховый
1.Внешний вид Внешне однородные частицы, части листьев, имеются включение частиц другого цвета. Неоднородный состав по размеру и форме частиц Внешне однородные частицы, части листьев, имеются включения частиц другого цвета. Практически однородный состав Части листьев, имеются включения частиц другого цвета.
Однородный состав
Части листьев. Имеются частицы ярко-коричневого цвета. Однородный состав Части листьев и стеблей. Частицы ярко-коричневого цвета. Однородный состав
2.Цвет Темный, яркий коричневый цвет Темный, неяркий коричневый цвет Тёмно-коричневый цвет Темный, коричневый оттенок Темно-коричневый цвет
3.Аромат Терпкий, сильный Средний, приятный Средний,
приятный
Средний, приятный Средний, сладковатый
4.Вкус Горьковатый, терпкий, посторонних привкусов нет Приятный, терпкий, остаётся послевкусие, посторонних привкусов нет Приятный, умеренно терпкий,
посторонних привкусов нет
Слабая горечь, умеренно терпкий,
посторонних привкусов нет
Слабая горечь, умеренно терпкий, посторонних привкусов нет
 
По результатам органолептической оценке качества чая
 можно сделать вывод, все виды чая соответствует ГОСТу.

2.6. Результаты физико-химической оценки качества ГОСТ 32170-2013

По физико-химическим показателям при оценке качества определяют: полную растворимость в воде, массовую долю металлических и посторонних примесей.
Таблица 5. «Оценка качества товаров по физико-химическим показателям»
Показатели «Акбар»
 
«Гринфилд» «Лисма» «Майский» «Принцесса Нури»
1.Изменение цвета, мин, не более:
  • В горячей воде (96-96°С)
 
  • В холодной воде (18-20°С)
1.В горячей:
Вода приобрела яркий коричневый цвет, осадок отсутствует
2.В холодной: отсутствует осадок, вода приобрела бледный коричневый оттенок
1.В горячей:
Вода приобрела тёмный коричневый цвет, осадок отсутствует белого цвета на поверхности.
 
2.В холодной: отсутствует осадок, вода приобрела бледный желтоватый оттенок
1.В горячей:
тёмный коричневый цвет, осадок отсутствует
2.В холодной: Вода практически не изменила свой цвет, осадок отсутствует
1.В горячей:
Тёмный коричневый оттенок, осадок отсутствует.
2.В холодной: Светло-коричневый цвет, отсутствует осадок
1.В горячей: Тёмно-коричневый цвет, осадок отсутствует
2.Светло-жёлтый цвет, осадок отсутствует
 
2.Массовая доля металлических примесей Не содержит металлических примесей Не содержит металлических примесей Не содержит металлических примесей Не содержит металлических примесей Не содержит металлических примесей  
3.Посторонние примеси Не содержит посторонних примесей Не содержит посторонних примесей Не содержит посторонних примесей Не содержит посторонних примесей Не содержит посторонних примесей  
 
По результатам физико-химической оценке качества чая можно сделать вывод, все виды чая соответствует ГОСТу.

2.7. Результаты анкетирования

В анкетировании приняло участие 50 человек, из них 31 женщина и 19 мужчин.
На вопросы анкеты были даны следующие ответы:

 
  1. Среди девушек:
  • Возраст опрошенных девушек(рис.2)
 
  • Отношение к чаю среди опрошенных девушек(рис.3)
 
  • Какую марку выбирают опрошенные девушки(рис.4)
 
  • Какой чай предпочитают опрошенные девушки(рис.5)
 
  • Чем объясняется выбор опрошенных девушек(рис.6)
 
  • Что опрошенные ценят в чае(рис.7)
 
  • Как часто опрошенные девушки употребляют чай(рис.8)
 
  • Где опрошенные девушки предпочитают покупать чай(рис.9)
 
  • Как часто девушки покупают чай(рис.10)
 
  1. Среди мужчин:
  • Возраст опрошенных мужчин(рис.11)
 
  • Отношение к чаю среди опрошенных мужчин(рис.12)
 
  • Какую марку выбирают опрошенные мужчины(рис.13)
 
  • Какой чай предпочитают опрошенные мужчины(рис.14)
 
  • Чем объясняется выбор опрошенных мужчин(рис.15)
 
  • Что опрошенные ценят в чае(рис.16)
 
  • Как часто опрошенные мужчины употребляют чай(рис.17)
 
  • Где опрошенные мужчины предпочитают покупать чай(рис.18)
 
  • Как часто мужчины покупают чай(рис.19)
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив потребительские свойства чая, можно сказать, что чай – это вкусовой продукт, который благоприятно действует на нервную систему и сердечно-сосудистую систему.
Чай – это вкусный продукт, приготовляемый из высушенных чайных листьев. Чай имеет довольно сложный состав: имеет множество химических веществ, которые в совокупности определяют его отличительный аромат и вкус.
Качество ингредиентов и качество напитка является важнейшими показателями для чайной промышленности.
В последнее время в продаже стало появляться много новых сортов чая, которые стали более полно удовлетворять возросшие вкусовые требования и предпочтения населения. Проблема заключается лишь в том, чтобы обеспечить население более качественным и натуральным продуктом.
Проделав данную работу можно без сильной затраты времени, оборудования и денег выявлять дефекты чая, соответствие продукта ГОСТу и его качество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ГОСТ 32170-2013 Чай. Правила приемки и методы анализа
  2. ГОСТ Р ИСО 6079-2012 чай расстворимый. Общие технические условия.
  3. ГОСТ Р ИСО 1839-2011 Чай. Отбор пробы.
  4. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. / Под ред. А.Ф. Шепелева. М., 2011
  5. Химический состав пищевых продуктов. / Под ред. И.М. Скурихина. М., 2010
  6. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения. – М.: Экономика, 2010
  7. Инструкция о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (П-6).
  8. Инструкция о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (П-7).
  9. Международные  экономические  отношения:  учебник  /  под  ред.  В.Е.  Рыбалкина.  М.:  Юнити-Дана,  2012.  —  647  с.
  10. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
  11. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
  12. Справочник  Химический состав российских продуктов: Справочник /Под ред. Член-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А. Тутельяна.- М: ДеЛипринт, 2012.- 236с.
  13. Федеральная  таможенная  служба  российской  Федерации.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.customs.ru  (дата  обращения:  16.01.2016).
 
Интернет – источники
http://stud24.ru/merchandizing/identifikaciya-tovarov-cel-zadachiobekty/400251-1357589-page1.html
http://tea.jofo.ru/263654.html
http://www.foodcover.ru/covfoms-58-1.html
http://www.znaytovar.ru/new2148.html
http://plesetsk-info.ru/uchebnoe-posobie/tovarovedenie-i-zkspertiza-napitkov-laboratornii-praktikum/

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»