ПОРТФОЛИО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Исаченко Светлана Ивановна,
Санкт-Петербургское ГОУ
«Педагогический колледж» № 8, Россия
«Образование - это индустрия, направленная в будущее»
С.П. Капица
Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. (Казакова Е.И., Тряпицына А.П.).
Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Каменский»,- тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.
Слово «инновации» звучит в кругу педагогов самых разных образовательных учреждений. Однако следует понимать: инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков и экспериментов.
Педагоги постоянно ищут пути создания условий, при которых будут новые возможности для раскрытия способностей, определяющих компетентность учащихся и повышения их конкурентоспособности на рынке труда на пороге окончания учебного заведения.
Действующие ФГОС на территории РФ определяют современную подготовку студентов педагогического колледжа. Цель их - создание условий для эффективной реализации образовательной деятельности колледжа и повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Что же такое конкурентоспособность выпускника - это совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения успешной социализации. Показателями успешной социализации будет - активная жизненная позиция выпускника и готовность его к дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому так важно выпускнику педагогического колледжа обеспечить качественное профессиональное образование посредством реализации компетентностного подхода.
Компетентный (от лат. сompetentis- соответствующий, способный) - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь отрасли.
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки будущего педагога, его профессиональной компетентности.
Компетентность - умение активно использовать полученные профессиональные знания и навыки в практической деятельности.
Какой труд педагога можно считать профессионально - компетентным?
Профессионально-компетентным является такой труд педагога, при котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения. (Маркова А.К.).
Профессиональная компетентность - это те компоненты, которые могут быть отнесены не только к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности будущего педагога: ответственности, творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела.
Развитие профессиональной компетентности выпускника - это развитие творческой индивидуальности, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям.
Повышение профессионализма выпускника - одно из важнейших условий повышения качества образования.
Поэтому актуальной проблемой образовательных учреждений - это научить демонстрировать образовательные достижения и успехи своих выпускников. Портфолио - эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них профессиональных компетенций, а также перспектив делового взаимодействия работодателя с ними.
Выпускник к моменту окончания образовательного учреждения должен понимать, что одним из способов оценки его профессионализма в трудовой деятельности будет аттестация, цель которой определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям тарифно-квалификационных категорий при присвоении им соответствующей квалификации.
На основе тарифных требований вырабатываются критерии оценки деятельности педагога, являющиеся элементом модели оценивания.
Аттестация проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, одним из таких инновационных критериев оценки индивидуальных достижений педагога является создание портфолио.
В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами».
Потфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагогической деятельности деятельности.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности.
Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.
Поэтому портфолио на современном этапе российского образования как инновационная технология позволяет объективно оценить профессиональный рост педагога.
А также портфолио - одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки профессиональной компетенции.
Следовательно, задача педагогического колледжа- научить выпускника создавать и самостоятельно структурировать портфолио.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:
- портфолио развития - оценка прогресса в течение определенного времени;
- отчетный портфолио - свидетельствует о достижении определенных результатов при завершении работы над каким-либо проектом;
- демонстрационный портфолио - коллекция лучших работ.
Какова же структура портфолио педагога? Есть общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого, большую роль в формировании портфолио играет специфика его образовательной деятельности.
И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить. Вот они:
1.Информация «от себя» - представление себя.
2.Информация «от других» - отзывы, характеристики и т.д.
В результате выпускник педагогического колледжа должен научиться:
1.решать задачи ключевого уровня профессиональной компетентности;
2.работать с традиционными и цифровыми источниками информации;
3.владеть практическими умениями и навыками самостоятельного моделирования и создания, а также структурирования портфолио.
В работе с выпускниками можно использовать три основных типа портфолио:
1.портфолио документов.
2.портфолио работ.
3.портфолио отзывов.
Следовательно, портфолио - это:
1.Средство мониторинга профессионализма педагога, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности.
2.Коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, портфолио выпускника педагогического колледжа должно стать формой его поддержки в условиях конкуренции на рынке труда и умением грамотно, самостоятельно презентовать свои достижения работодателю. А в некоторых случаях портфолио может стать итоговым документом - аналогом свидетельства или выступать наряду с ним. А для администрации образовательных учреждений или других учреждений портфолио- это визитная карточка будущего педагога или будущего работника.
Поэтому раскрутка портфолио выпускника - это одна из эффективных идей в образовательной деятельности колледжа и мера состоятельности выпускника в профессии.
Список литературы:
1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб, 1997.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.,2001.
4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация//Народное образование, 2004. №4.
5. Смольянинова О.Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий //Информатика и образование, 2002. №9.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/www.edu.ru.