Методическая разработка урока
Кристаллическое строение металлов.
Физические свойства металлов
Пузикова Наталья Ивановна
Цели урока:
Образовательные: организация изучения физических свойств и кристаллического строения металлов, причин особых физических свойств металлов.
Развивающие: формирование умений установления причинно-следственных связей, проведение наблюдений.
Воспитательные: развитие представлений о безграничности познания, продолжение знакомства с категориями диалектики(содержание и форма),их взаимосвязью, формирование интереса к избранной профессии, наблюдательности.
Тип урока: Комбинированный.
Методы:
обучения - диалогический;
преподавания - объяснительно-стимулирующий;
учения - репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: периодическая система химических элементов, схемы – плакаты: «Влияние деформации на различные кристаллы», «Виды упаковок металлических кристаллов», справочник химика, реактивы:Cu, Fe, Al, Mg, Pb, Na в керосине, вода, химический стакан, пробирки, спиртовка, прибор для определения электропроводности, модели кристаллических решеток, фильм «Общие свойства металлов».
1.Актулизация знаний о строении твердых тел, типах кристаллических решеток.
Самостоятельная работа;
Фронтальная беседа.
2.Формирование новых понятий и способов действия;
Вновь вводимые понятия – типы упаковок металлических кристаллов: кубическая объемно-центрированная упаковка, кубическая гранецентрированная упаковка, плотнейшая гексагональная упаковка;
Предполагаемые приращения в знаниях – понимание зависимости физических и механических свойств металлов от их кристаллического строения;
Создание проблемной ситуации путем выявления различий в физических свойствах отдельных металлов в ходе эксперимента;
Основная проблема: в чем причина заметного различия физических свойств отдельных металлов.
Способ решения – выводится из строения металлических кристаллов.
3.Формирование умений и навыков при закреплении:
Эвристическая беседа;
Индивидуальные задания с учетом уровня знаний.
4.Задание на дом: Выполнить упр. в тетради, повторить материал по конспекту.
Конспект урока.
1.Актулизация знаний.
Самостоятельная работа на 2 варианта(10-12 мин.)
1 вариант.
1) Ниже приведен порядок распределения электронов по электронным слоям для некоторых элементов:
А)2,8,3. Б)2,8,18,8. В)2,8,14,2. Г)2,8,5. Д)2,7.
Какие из них являются металлами, назовите их.
2)Почему металлы являются проводниками электрического тока?
3)Определите вид химической связи у веществ: O2 ,Ca, Ni, HCl,CO2,H2,Zn.
2 вариант – задания типичные.
Фронтальная беседа по вопросам:
Преподаватель: При изучении новой темы нам понадобятся знания, полученные на уроках физики. Вспомните, на какие группы делятся твердые тела? К какой группе относятся металлы и их сплавы?
2.Изучение нового материала.
Преподаватель: На столах имеются образцы металлов. Изучите образцы металлов и опишите их физические свойства.
Учащиеся с помощью наводящих вопросов и справочных материалов записывают в тетрадь: твердость, непрозрачность, металлический блеск, проводят электрический ток, тепло, расширяются при нагревании, имеют определенную температуру плавления и кипения и другие.
Преподаватель: Перечислите известные вам механические свойства металлов, одинаковы ли они для всех?
Одинакова электропроводность для металлов?
Создается проблемная ситуация: в чем причина различия физико – механических свойств металлов.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать строение атомов металлов и строение металлических кристаллов.
Преподаватель: Какое влияние оказывает металлическая связь на физико- механические свойства металлов, чем можно объяснить свойство металлов как электропроводность, теплопроводность
Учащиеся: Эти свойства объясняются наличием свободных электронов в металлических кристаллах.
Преподаватель: Запишем в тетрадь вывод «Чем выше концентрация свободных электронов в кристалле металла, тем ярче выражены металлические свойства тепло- и электропроводность.
Затем в совместной беседе учащиеся приходят к следующему выводу «Металлы пластичны, легко деформируются как при холодной, так и особенно при горячей обработке. Причиной пластичности является наличие металлической связи.
Физико - механические свойства металлов определяются:
1.Строением атомов и ионов металла, находящихся в узлах кристаллической решетки, числом свободных электронов, принимающих участие в образовании металлической связи;
2.Типом кристаллической решетки.
3.Закрепление материала.
Очень важно, чтобы учащиеся убедились в практической значимости знаний о свойствах металлов для своей профессии. Закрепление проводится в форме беседы.
Вопрос: Какое значение имеет знание Т плавления металлов.
Ответ: Зная Т пл. металлов, можно выбрать способ изготовления металлических изделий – паяние, сварку, литье. Т пл. определяет области применения легкоплавких и тугоплавких металлов.
Вопрос: Приведите пример, для каких целей необходимо знать теплопроводность металлов.
Ответ: Для правильного выбора металлов при изготовлении режущих инструментов и трущихся деталей машин.
Вопрос: Какое значение имеет знание теплового расширения металлов.
Ответ: Данные о тепловом расширении металлов необходимо знать при проведении работ по горячей ковке и штамповке металлических изделий. Необходимо уметь определять ,насколько изменяются объемные и линейные размеры детали при ее нагревании и охлаждении.
Вопрос: Какое значение имеет знание электропроводности.
Ответ: Зная электропроводность металлов, можно определить выбор их для передачи электроэнергии.
Вопрос: Какое значение имеет знание твердости металлов.
Ответ: Твердость металлов влияет на их обработку. От степени твердости зависит выбор металла для изготовления деталей машин и в особенности инструментов.
Вопрос: Какие свойства металлов называются технологическими. Какое значение имеет их знание для практической деятельности.
Ответ: Технологические свойства металлов представляют собой совокупность физических и механических свойств, которые определяют поведение металлов в процессе обработки.
4.Задание на дом – см. план урока.