Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока

Кристаллическое строение металлов.
Физические свойства металлов

Пузикова Наталья Ивановна

Цели урока:

Образовательные: организация изучения физических свойств и кристаллического строения металлов, причин особых физических свойств металлов.

Развивающие: формирование умений установления причинно-следственных связей, проведение наблюдений.

Воспитательные: развитие представлений о безграничности познания, продолжение знакомства с категориями диалектики(содержание и форма),их взаимосвязью, формирование интереса к избранной профессии, наблюдательности.

Тип урока: Комбинированный.

Методы:

обучения - диалогический;

преподавания - объяснительно-стимулирующий;

учения - репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: периодическая система химических элементов, схемы – плакаты: «Влияние деформации на различные кристаллы», «Виды упаковок металлических кристаллов», справочник химика, реактивы:Cu, Fe, Al, Mg, Pb, Na в керосине, вода, химический стакан, пробирки, спиртовка, прибор для определения электропроводности, модели кристаллических решеток, фильм  «Общие свойства металлов».

1.Актулизация знаний о строении твердых тел, типах кристаллических решеток.

Самостоятельная работа;

Фронтальная беседа.

2.Формирование новых понятий и способов действия;

Вновь вводимые понятия – типы упаковок металлических кристаллов: кубическая объемно-центрированная упаковка, кубическая гранецентрированная упаковка, плотнейшая гексагональная упаковка;

Предполагаемые приращения в знаниях – понимание зависимости физических и механических свойств металлов от их кристаллического строения;

Создание проблемной ситуации путем выявления различий в физических свойствах отдельных металлов в ходе эксперимента;

Основная проблема: в чем причина заметного различия физических свойств отдельных металлов.

Способ решения – выводится из строения металлических кристаллов.

3.Формирование умений и навыков при закреплении:

Эвристическая беседа;

Индивидуальные задания с учетом уровня знаний.

4.Задание на дом: Выполнить упр. в тетради, повторить материал по конспекту.

Конспект урока.

1.Актулизация знаний.

Самостоятельная работа на 2 варианта(10-12 мин.)

1 вариант.

1)    Ниже приведен порядок распределения электронов  по электронным слоям для некоторых элементов:

А)2,8,3.    Б)2,8,18,8.    В)2,8,14,2.   Г)2,8,5.   Д)2,7.

Какие из них являются металлами, назовите их.

2)Почему металлы являются проводниками электрического тока?

3)Определите вид химической связи у веществ: O2 ,Ca, Ni, HCl,CO2,H2,Zn.

2 вариант – задания типичные.

 

Фронтальная беседа по вопросам:

Преподаватель: При изучении новой темы нам понадобятся знания, полученные на уроках физики. Вспомните, на какие группы делятся твердые тела? К какой группе относятся металлы и их сплавы?

2.Изучение нового материала.

Преподаватель: На столах имеются образцы металлов. Изучите образцы металлов и опишите их физические свойства.

Учащиеся с помощью наводящих вопросов и справочных материалов записывают в тетрадь: твердость, непрозрачность, металлический блеск, проводят электрический ток, тепло, расширяются при нагревании, имеют определенную температуру плавления и кипения и другие.

Преподаватель: Перечислите известные вам механические свойства металлов, одинаковы ли они для всех?

Одинакова электропроводность для металлов?

Создается проблемная ситуация: в чем причина различия физико – механических свойств металлов.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать строение атомов металлов и строение металлических кристаллов.

Преподаватель: Какое влияние оказывает металлическая связь на физико- механические свойства металлов, чем можно объяснить свойство металлов как электропроводность, теплопроводность

Учащиеся: Эти свойства объясняются наличием свободных электронов в металлических кристаллах.

Преподаватель: Запишем в тетрадь вывод «Чем выше концентрация свободных электронов в кристалле металла, тем ярче выражены металлические свойства тепло- и электропроводность.

Затем в совместной беседе учащиеся приходят к следующему выводу «Металлы пластичны, легко деформируются как при холодной, так и особенно при горячей обработке. Причиной пластичности является наличие металлической связи.

 

Физико -  механические свойства металлов определяются:

1.Строением атомов и ионов металла, находящихся в узлах кристаллической решетки, числом свободных  электронов, принимающих участие в образовании металлической связи;

2.Типом кристаллической решетки.

3.Закрепление материала.

Очень важно, чтобы учащиеся убедились в практической значимости знаний о свойствах металлов для своей профессии. Закрепление проводится в форме беседы.

Вопрос: Какое значение имеет знание Т плавления металлов.

Ответ: Зная Т пл. металлов, можно выбрать способ изготовления металлических изделий – паяние, сварку, литье. Т пл. определяет области применения легкоплавких и тугоплавких металлов.

Вопрос: Приведите пример, для каких целей необходимо знать теплопроводность металлов.

Ответ: Для правильного выбора металлов при изготовлении режущих инструментов и трущихся деталей машин.

Вопрос: Какое значение имеет знание теплового расширения металлов.

Ответ: Данные о тепловом расширении металлов необходимо знать при проведении работ по горячей ковке и штамповке металлических изделий. Необходимо уметь определять ,насколько изменяются  объемные и линейные размеры детали при ее нагревании и охлаждении.

Вопрос: Какое значение имеет знание электропроводности.

Ответ: Зная электропроводность металлов, можно определить выбор  их для передачи электроэнергии.

Вопрос: Какое значение имеет знание твердости металлов.

Ответ: Твердость металлов влияет на их обработку. От степени твердости зависит выбор металла  для изготовления деталей машин и в особенности инструментов.

Вопрос: Какие свойства металлов называются технологическими. Какое значение имеет их знание для практической деятельности.

Ответ: Технологические свойства металлов представляют собой совокупность физических и механических свойств, которые определяют поведение металлов в процессе обработки.

4.Задание на дом – см. план урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»