Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Методические рекомендации для преподавателя к практическому занятию №2

Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы.
Судорожные состояния у детей

Соловьёва Александра Александровна
Дисциплина «Детская неврология»
по специальности среднего профессионального образования 34.02.02 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Квалификация: Медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу    
Форма обучения: очная


Пояснительная записка
Целью пояснительной записки является помощь преподавателю в подготовке и организации проведения практического  доклинического занятия для студентов с ограниченными возможностями по здоровью.
Выданный преподавателем текстовый материал (в электронном виде) студенты осваивают при помощи программ экранного доступа: JAWS.  NVDA.
Контроль исходного уровня осуществляется в форме опроса индивидуального и фронтального.
Для оценки знаний  используются технические средства обучения, оборудованные голосовой строкой (компьютерное тестирование).
При проведении практического занятия используется технология «контекстного обучения» в виде решения ситуационных задач. Контекст активизирует мышление студента и вводит его в состояние проблемной ситуации. Ситуационные задачи представлены в виде аудиоматериала.
Из инновационных методик преподавания применяется проблемный метод (решение практической проблемы, заключенной в ситуационной задаче). Это дает возможность содействовать эффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся.
Проводится тестовый контроль знаний: тесты оформлены шрифтом Times New Roman размером 18 или в виде аудиофайла.
Для оценки подготовки к занятию и работы студента на занятии используется рейтинговая система.

Методические рекомендации для преподавателя
Тема занятия: «Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы. Судорожные состояния у детей»
Значение темы:
           Наследственные болезни обусловлены нарушениями генетической информации вследствие хромосомных (нарушения структуры хромосом), геномных (изменение количества хромосом) и генных мутаций. Мутации могут происходить и в половых, и в соматических клетках. Первые передаются следующим поколениям и обнаруживаются во всех клетках потомков, ставших их носителями, вторые – только в потомстве соответствующей мутантной соматической клетки. Подавляющее большинство геномных и хромосомных мутаций обусловливают гибель зиготы. Большая часть наследственных заболеваний (около 4000) – это генные мутации.  Профилактика наследственных заболеваний осуществляется путем проспективного (до планирования деторождения) и ретроспективного (после рождения больного ребенка) медико-генетического консультирования. Безусловными показаниями для направления на консультацию к врачу-генетику можно считать повторные выкидыши, мертворождения, наследственные болезни в семье, браки между близкими родственниками, появление в семье ребенка с врожденными пороками, задержкой физического и умственного развития при вероятном тератогенном воздействии в первом триместре беременности. При высоком риске рождения больного ребенка после тщательной пренатальной диагностики рекомендуется прерывание беременности. Для пренатальной диагностики в настоящее время используют ультразвуковые исследования, различные оперативные методы (хорионбиопсия, амнио- и кордоцентез, биопсия тканей плода), определение концентрации a-фетопротеина (АФП) в сыворотке крови беременной, уровня хорионического гонадотропина и несвязанного эстриола.
Концентрация АФП понижена в крови женщин, вынашивающих плод с болезнью Дауна, повышена при врожденных дефектах нервной трубки. Повышение содержания белка в крови требует его исследования в амниотической жидкости и тщательного ультразвукового исследования, понижение концентрации АФП предполагает цитогенетическое исследование клеток (амниоцитов или лимфоцитов плода). Исследование уровня хорионического гонадотропина позволяет заподозрить наличие у плода хромосомной аберрации. Вышеописанные мероприятия относят к первичной профилактике наследственной патологии. К вторичной профилактике можно отнести использование специальных диет при фенилпировиноградной олигофрении, галактоземии, прием фолиевой кислоты до зачатия и в течение первых 3 месяцев беременности – при повышенном риске развития дефектов нервной трубки плода (сокращает этот риск на 65-70%).

Цели обучения :
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1- ОК 4
ОК 8
Студент должен овладеть элементами профессиональных компетенций:
ПК 2.1-2.3
ПК 2.6
ПК 3.1 - 3.2.

Учебные цели:
    Изучить клинику и особенности  наследственно-дегенеративных заболеваний и заболеваний нервно-мышечных синапсов.
    Изучить основные сестринские диагнозы при наследственно-дегенеративных заболеваниях и заболеваниях нервно-мышечных синапсов.
    Изучить особенности медикаментозного лечения, алгоритмы оказания неотложной помощи при наследственно-дегенеративных заболеваниях и заболеваниях нервно-мышечных синапсов.
Сформировать умения:
    готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
    осуществлять сестринский уход за пациентами при наследственных, дегенеративных заболеваниях нервной системы;
    консультировать пациентов, родственников по применению лекарственных средств; осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
    проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
    осуществлять паллиативную помощь пациентам;
    вести утвержденную медицинскую документацию.

Метод обучения: проблемный
Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.
Место проведения практического занятия: учебная комната.
Оснащение занятия:
Методические рекомендации к практическому занятию № 2 для студентов.




Хронокарта практического занятия
№ №
п
п    Этапы практического         занятия    Продолжительность (мин)    Содержание этапа и оснащенность
1.        Организационный    2    Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
2.        Формулировка темы и цели    3    Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия
3.        Контроль исходного уровня знаний, умений (или актуализация знаний при введении нового материала)    20    

Фронтальный и индивидуальный  опрос.
4.        Методические указания для самостоятельной  работы студентов.    20     Раскрыть этапы выполнения практической работы.
На примере разобрать решение ситуационной задачи с применением сестринского процесса.
5.        Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль).
    110    В дневниках студенты конспектируют:
1.Стандарты практической деятельности медицинской сестры в неврологии.
2.Протоколы сестринского наблюдения и ухода за неврологическими пациентами.
3.Методические рекомендации для медицинского персонала неврологической службы.

6.        Итоговый контроль     20    Тесты по теме.
7.        Подведение итогов     3    Подводится итог занятия. Выставляются отметки.
8.        Задание на дом     2    Бортникова С.М. Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии: Учебник. – 10-е издание, стереотипное. – Ростов-на – Дону : Феникс, 2013.- ( Медицина ).
Всего:    180    



Контроль исходного уровня
Ответьте на вопросы:
1. Расскажите о профилактике и  реабилитации пациентов с наследственно-дегенеративными заболеваниями (миопатия, миастения, миотония, хорея Гентингтона, гепатоцеребральная дистрофия)и аномалиями развития нервной системы.
2. Дайте характеристику судорожным состояниям у детей раннего возраста;  акушерский анамнез у детей с судорожными состояниями.
3. Назовите особенности большого эпилептического припадка, отличие от малого.
4. Перечислите принципы оказания сестринской помощи при судорожном состоянии, противопоказания к массажу.
5. Дайте характеристику  большим и малым эпилептическим припадкам у детей раннего возраста: понятие  судорожной готовности; фебрильные судороги у детей; спазмофилия.

2. Содержание темы
Методические рекомендации к выполнению работы.
Студенты записывают на диктофон:
Стандарты практической деятельности медицинской сестры в детской неврологии. Протоколы сестринского наблюдения и ухода за неврологическими пациентами. Методические рекомендации для медицинского персонала детской неврологической службы.

Рекомендованная литература по теме занятия:

Основная литература
1.Бортникова, С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии: учеб. пособие  / С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина; ред.
Б.В. Кабарухин. − 10-е изд., стер. − Ростов н/Д: Феникс, 2013. − 475 с.

Дополнительная
1.Спринц,А.М. Нервные болезни (с элементами физиотерапии, иглотерапии и массажа) : учебник для средних медицинских учебных заведений / [А. М. Спринц и др.] ; под ред. А. М. Спринца. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 431 с. : ил.
2.Организация специализированного сестринского ухода: учеб. пособие для мед. училищ и колледжей[Электронный ресурс ]  / Н. Ю. Корягина и др.; ред. З. Е. Сопина. − М.: ГЭОТАР − Медиа, 2013. – 464 с. – Режим доступа:http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

Электронные ресурсы
1.ЭБС Консультант студента;
2.ЭБС ibooks.


                                                                                              Приложение № 1


Ситуационная задача № 1
Больной Ч., 16-ти лет, поступил на лечение с диагнозом: эпилепсия. За месяц до поступления участились приступы. В отделении наблюдался большой судорожный припадок, затем последовал второй и третий. Больной в сознание не приходил.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией  каждого сестринского вмешательства.
3. Назовите противопоказания к массажу и гимнастике в педиатрии.

Ситуационная задача № 2
    Больная С., 18-ти лет, поступила на лечение с диагнозом: эпилепсия. Больна с трехлетнего возраста. В клинике заболевания большие судорожные припадки. Перед госпитализацией конфликтовала с родителями, порвала свои вещи, разбила телевизор, была агрессивной.
    При осмотре: отвечает на вопросы в плане заданного. Свое поведение объясняет плохим настроением: «достали все». Быстро раздражается, высказывает недовольство госпитализацией. Жалуется на головную боль, бессонницу. Критика отсутствует.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией  каждого сестринского вмешательства.

Ситуационная задача № 3
Ребенок 7 лет, наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией  каждого сестринского вмешательства.




Ситуационная задача № 4
Больная О., 16 лет.  Мать больной страдала эпилептическими припадками. Отец был алкоголик.   Больная с детских лет отличалась неуравновешенным, злобным характером. В период полового созревания стали отмечаться колебания настроения: то она хо¬рошо работала, была весела, то отказывалась от работы, дерзила, все бро¬сала и убегала из дома. С 6 лет появились судорожные припадки.
В настоящее время наблюдаются большие судорожные припадки. Припадки бывают серией ежедневно, иногда 2 раза в день. За день до наступления припадка возникает состояние возбуждения. Поступила на лечение в связи с учащением припадком. В беседе несколько назойлива, льстива, любит лечиться, высказывает масс соматических жалоб.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.
2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией  каждого сестринского вмешательства.

Ситуационная задача № 5
Больной Ч., 16-ти лет, поступил на лечение с диагнозом: эпилепсия. За месяц до поступления участились приступы. В отделении наблюдался большой судорожный припадок, затем последовал второй и третий. Больной в сознание не приходил.
Задания:
1.Определите неотложное состояние пациента.
2.Составьте алгоритм оказания первой медицинской помощи.

 Ситуационная задача № 6
Ребенку 3 месяца. В положении на спине лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями (поза лягушки). Объем пассивных движений резко увеличен. При тракции за руки голова запрокинута назад и не подтягивается. В положении на животе голову не удерживает, на руки не опирается. Эмоционально-психическое развитие: фиксирует взор на предмете, улыбается, реагирует на звуки. Направлен на массаж с диагнозом: перинатальная энцефалопатия.
Задания:
1. Определите сестринский диагноз и проблемы пациента.
2. Перечислите цели массажа и гимнастики.
3. Выберите вид и составьте план массажа с мотивацией.
4. Оцените эффективность лечения.



Ситуационная задача № 7
Ребенку 2,5 месяца. Родился в ягодичном предлежании. При рождении был выставлен диагноз: акушерский паралич Эрба- Дюшена (верхний). Получал лечение: укладка с помощью шины в позе «голосующего» и массаж. Обнаружено: правая рука немного согнута в локтевом суставе, ротирована внутрь, кисть согнута. Сухожильные рефлексы вызываются слабо. Движения в кисти и пальцах сохранены. Движения в плечевом и локтевом суставах только появились, но отстают от движений в здоровой конечности.
Задания:
1.Поставьте сестринский диагноз и определите проблемы пациента.
2.Назовите цели массажа и гимнастики.
3.Составьте план массажа.
4.Оцените эффективность проведенного лечения.
5.Продемонстрируйте воздействие на точки для стимуляции паретичных мышц руки.


Эталоны ответов
Эталон ответа на ситуационную задачу № 1:
1. Эпилептический статус.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-вызвать врача;
-подложить под голову больного подушку;
-расстегнуть стесняющую одежду;
-вставить между зубами шпатель, обмотанный салфеткой;
-придерживать пациента;
-обложить голову пузырями со льдом;
-приготовить шприцы, иглы, 0,5% раствор реланиума.
3. Массаж и гимнастика  в педиатрии противопоказаны в следующих случаях:
при всех острых лихорадочных заболеваниях;
при тяжелых формах гипотрофии (атрофия);
при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты И Т.Д.);
при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;
при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;
при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;
при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным
цианозом и расстройством компенсации;
при различных формах геморрагического диатеза, особенн при гемофилии;
при острых нефритах;
при острых гепатитах;
при активных формах туберкулеза;
при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Эталон ответа на ситуационную задачу № 2:
1. У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, работать, общаться, избегать опасности.
Проблемы пациентки.
Настоящие проблемы:
•    дисфория
•    головная боль
•    нарушение сна
•    дефицит контроля поведения
Приоритетная проблема:
•    головная боль
Потенциальная проблема:
•    развитие судорожных припадков
2.Краткосрочная цель: к концу смены головная боль не будет беспокоить пациентку.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет ощущать себя комфортно, будет знать необходимость постоянного поддерживающего лечения.

№ п/п    Мероприятия     Мотивация
1    Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.    С целью лечения и безопасности пациентки и окружающих.
2    Проветривание палаты, тишина, влажные уборки.    Для создания психического и физического комфорта.
3    Подготовка к обследованию.    Для улучшения диагностики.
4    Выполнение назначений врача.    Для оказания квалифицированной помощи.
5    Беседы с больной о необходимости постоянного лечения.    Для профилактики обострения.

Оценка результата: к концу смены головная боль прошла.

Эталон ответа на ситуационную задачу № 3:
1.Эпилепсия. Судорожный синдром.
2.Алгоритм действий медицинской сестры:
-вызвать врача;
-уложить на спину, голову повернуть на бок, выполнить прием Сафара;
-освободить и выпрямить дыхательные пути;
-обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород;
-по назначению врача ввести 0,5 % раствор седуксена в возрастной дозе.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 4:
1.У пациентки нарушены потребности: быть здоровой, работать, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
•    судорожные припадки
•    колебания настроения
Приоритетная проблема:
•    судорожные припадки
Потенциальная проблема:
•    развитие осложнений
2.Краткосрочная цель: оказать помощь пациентке в случае развития эпилептического припадка.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет знать о необходимости постоянного диспансерного наблюдения и лечения.


№ п/п    Мероприятия     Мотивация
1    Режим лечебно-охранительный, усиленное наблюдение.    С целью лечения и безопасности пациента.
2    Контроль АД, пульса.    Для контроля состояния.
3    Подготовка к обследованию.    Для улучшения диагностики.
4    В случае развития припадка оказать помощь в соответствии с алгоритмом.    Для облегчения состояния и предотвращения развития осложнений.
5    Выполнение назначений врача.    Для оказания квалифицированной помощи.
6    Беседы о необходимости наблюдения и лечения в диспансере.    Для профилактики обострения.

Оценка результата: в течение смены у пациентки не наблюдалось судорожного припадка.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 5:
1. Эпилептический статус.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-вызвать врача;
-подложить под голову больного подушку;
-расстегнуть стесняющую одежду;
-вставить между зубами шпатель, обмотанный салфеткой;
-придерживать пациента;
-обложить голову пузырями со льдом;
-приготовить шприцы, иглы, 0,5% раствор реланиума.

Эталон ответа на ситуационную задачу № 6:
1. Мышечная гипотония и задержка темпа психомоторного развития.
Проблемы: Настоящие – общая гипотония мышц, дефицит двигательной активности, отставание в психомоторном развитии; Потенциальные – нарушение координации движений, развитие атактической формы ДЦП. Приоритетной проблемой является общая гипотония мышц.
2. Цели массажа: Краткосрочные:
− Нормализовать тонус мышц.
− Выработать нормальные реакции выпрямления и равновесия.
− Способствовать нормальному психомоторному развитию.
Долгосрочные: Ликвидировать отставание в психомоторном развитии.
3. При гипотонии широко применяют классический массаж в сочетании с точечным. Для повышения тонуса мышц спины, ягодиц, живота постепенно вводят глубокое поглаживание, щипцеобразное разминание, пиление, попеременное растирание, валик, «сороконожку». Возможно легчайшее рубление и поколачивание подушечками пальцев. В области живота комбинированное поглаживание вдоль прямых, косых мышц, круговое поглаживание, спиралевидно растирание - 3,4 пальцами по ходу толстого кишечника, легкое и быстрое пощипывание. Схема массажа стандартна. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.
1. Частое выкладывание на живот, под грудь подкладывать валик - для реакции выпрямления.
2. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.
3. Рефлекторные ползание – для активной деятельности всех мышц тела и гладкой мускулатуры внутренних органов.
4. «Парение» на спине и животе – для стимуляции подъема головы.
5. Выкладывание на мяч с точечным массажем паравертебрально – для стимуляции подъема головы, плечевого пояса, формирования лордоза, опоры рук.
4. При сохранении отставания в психомоторном развитии после 1 года может сформироваться атактическая форма ДЦП – расстройства координации движений и равновесия, что потребует ограничений в выборе профессии.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 7:
1. Дефицит движений в правой руке.
Настоящие проблемы: дефицит движений в плечевом и локтевом суставах, нарушение тонуса сгибателей и разгибателей руки, формирование сгибательной контрактуры, атрофии мышц.
Потенциальная проблема: утрата функций и косметический дефект руки. Приоритетная проблема: нарушение двигательной активности в руке.
2. Цели массажа и гимнастики: краткосрочные:
- предупредить атрофию пораженных мышц
- стимулировать трофические процессы
- профилактика контрактур
 - основная цель массажа и гимнастики – развитие и тренировка активных движений в пораженной руке.
Долгосрочные: Полное восстановление двигательных функций.
3. План массажа : на фоне  1) общего гигиенического массажа, соответствующего возрасту ребенка, проводим  2) дифференцированный массаж пораженной ручки, т.к. в это время начинает усиливаться напряжение сгибателей руки. С этой целью применяем а) расслабляющие приемы массажа на двуглавой мышце плеча, плечелучевой и большой грудной мышце. Для более слабых мышц, которыми являются мышцы лопатки, дельтовидная, трехглавая: б) укрепляющие приемы, т.е. более сильный массаж, включающий приемы щипцеобразного разминания на дельтовидной и трехглавой мышцах и особое внимание необходимо уделить лопатке (для предупреждения формирования "крыловидных лопаток").
4. После этого переходим к очень осторожным пассивным движениям во всех суставах паретичной руки. Для этого необходимо фиксировать своей рукой плечевой сустав ребенка, обхватив его предплечье так, чтобы большой палец фиксировал ключицу, а остальные пальцы располагались на лопатке. Затем медленно производить движения плеча вперед, назад, отвести, привести, ротировать кнаружи. В локтевом и лучезапястном суставах - сгибание, разгибание, супинация.
5. Стимулировать ребенка яркой игрушкой на активные действия: захватить и удержать игрушку. Оценка эффективности лечения: Если при систематическом лечении полного восстановления двигательных функций к 1 году не произошло, возможно дальнейшее поражение мышц руки и плечевого пояса, развитие контрактур. Далее рука отстает в росте и развитии, что приводит к утрате функций с косметическим дефектом.




                                                                                                Приложение № 2


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант I

Выберите один  правильный ответ:

1. При миастеническом кризе необходимо:
1. ввести дыхательные аналептики
2. ввести прозерин в/в
3. ввести оксазил per os
4. окибутират натрия в/в
Ответ: 2
2. Наиболее информативное исследование для выявления тимомы при миастении:
1. пневмомедиастинография
2. флебография
3. МР - томография
Ответ: 3
3. Основные тормозные нейромедиаторы при эпилепсии:
1. ГАМК
2. серотонин
3. глутамат
4. норадреналин
5. гистамин
Ответ: 1,2,4.
4. При эпилепсии генетически предопределены:
1. судорожная готовность мозга
2. состояние клеточных мембран
3. эпилептизация нейронов
4. энергетический баланс клетки
Ответ: 1,3.
5. Диагностические тесты при миастении:
1. ЭЭГ
2. прозериновая проба
3. тест с двигательной нагрузкой
4. атропиновая проба
5. электромиография
6. РЭГ
Ответ: 2,3,5.
6. Клинические признаки миастении:
1. общее недомогание
2. мышечная слабость
3. изменение частоты пульса
4. диплопия
5. усиление симптомов в течение дня
6. возникновение симптомов в ранние утренние часы
Ответ: 2,4,5.
7. Симптомы, характерные для глазной формы миастении:
1. лагофтальм
2. нарушение жевания
3. птоз
4. диплопия
5. дисфагия
6. косоглазие
Ответ: 3,4,6.
8. Рассеянный склероз является заболеванием ЦНС:
1. сосудистым
2. наследственным
3. демиелинизирующим
Ответ: 3.
9. Рассеянный склероз чаще встречается в возрасте:
1. 10 -14 лет
2. 18 - 30 лет
3. 40 - 55 лет
Ответ: 2.
10. Синдром, характерный для бокового амиотрофического склероза:
1. эпиприпадки
2. нарушения функций тазовых органов
3. амиотрофии с фибрилляциями и гиперрефлексией
4. центральные монопарезы
5. трофические язвы
Ответ: 3.
11. Рассеянный склероз необходимо дифференцировать с:
1. менингитом
2. рассеянным энцефаломиелитом
3. субарахноидальным кровоизлиянием
4. паркинсонизмом
Ответ: 2.
12. Симптом, характерный для бульбарной формы бокового амиотрофического склероза
1. нарушения чувствительности
2. амблиопия
3. дизартрия и дисфагия
4. атрофия нижних конечностей
 Ответ: 3.
13. При рассеянном склерозе наиболее часто поражается система:
1. чувствительная
2. пирамидная и мозжечковая
3. стрио-нигральная
4. двигательная
Ответ: 2.
14. При боковом амиотрофическом склерозе поражается система:
1. вегетативная
2. двигательная
3. чувствительная
 Ответ: 2.
15. При боковом амиотрофическом склерозе развивается сочетанное поражение:
1. передних и задних рогов спинного мозга
2. передних рогов и пирамидного пути
3. задних рогов и задних столбов спинного мозга
4. пирамидного пути и мозжечка
Ответ: 2.
16. Боковой амиотрофический склероз чаще развивается в возрасте:
1. 20 - 30 лет
2. 15 - 20 лет
3. 50 - 70 лет
4. 30 - 40 лет
Ответ: 3.
17. Синдром, характерный для рассеянного склероза:
1. ретробульбарный неврит
2. симпатоадреналовый криз
3. Кожевниковская эпилепсия
4. Джексоновская эпилепсия
Ответ: 1.
18. Шейное сплетение составляют спинно-мозговые корешки:
1. С1-С8
2. С3-С8
3. С1-С4
4. С5-Th 2
5. С1-Th2
 Ответ: 3
19. Плечевое сплетение составляют спинно-мозговые корешки:
1. С3-С8
2. С5-Th2
3. С7-TH2
4. С7-Th4
5. С5-С8
Ответ: 2
20. Боль по задне-латеральной поверхности бедра характерна для поражения корешка:
1. L2
2. L4
3. L5
4. S1
Ответ: 4



Вариант II

Выберите один  правильный ответ:
1. Для поражения бедренного нерва характерно нарушение:
1. сгибания голени
2. разгибания голени
3. подошвенного разгибания стопы
4. тыльного разгибания стопы
5. ахиллова рефлекса
Ответ: 2
2. Для поражения седалищного нерва характерно:
1. отсутствие ахиллова рефлекса
2. отсутствие коленного рефлекса
3. гипестезия по передней поверхности бедра
4. положительный симптом Вассермана
Ответ: 1
3. Для поражения лицевого нерва характерно:
1. птоз
2. гипестезия половины лица
3. парез мимической мускулатуры половины лица
4. слезотечение
5. расходящееся косоглазие
6. снижение надбровного рефлекса
7. симптом Белла
Ответ: 3, 4, 6, 7.
4. Для поражения спинального ганглия характерно:
1. корешковые боли
2. герпетические высыпания /herpes zoster/
3. периферический сегментарный парез
4. диссоциированный тип расстройства чувствительности
5. расстройство всех видов чувствительности в соответсвующем сегменте
Ответ: 1, 2, 5.
5. Для невралгии тройничного нерва характерно:
1. приступы острой боли в лице
2. периферический парез лицевой мускулатуры
3. наличие триггерных зон на лице
4. снижение вкуса на задней трети языка
5. купирование боли приемом финлепсина
Ответ: 1, 3, 5.
6. Симптомы, характерные для полиневропатии:
1. гемипарез
2. проводниковый тип нарушения чувствительности
3. боли по ходу нервов
4. периферический парез кистей, стоп
5. мышечная гипертония
6. снижение чувствительности в дистальных отделах конечностей
7. вегетативные нарушения в дистальных отделах конечностей
Ответ: 3, 4, 6, 7.
7. Симптомы, характерные для дифтерийной полиневропатии:
1. центральный тетрапарез
2. бульбарный паралич
3. паралич аккомодации
4. менингеальные симптомы
5. плеоцитоз в ликворе
6. парастезии в конечностях
7. нарушения сердечного ритма
Ответ: 2, 3, 6, 7.
8. Тип наследования болезни Вильсона:
1. аутосомно-доминантный
2. аутосомно-рециссивный
3. сцепленный с Х-хромосомой рецессивно
4. сцепленный с Х-хромосомой доминантно
Ответ: 2.
9. Тип наследования хореи Гентингтона:
1. аутосомно-доминантный
2. аутосомно-рециссивный
3. сцепленный с Х- хромосомой рецессивно
4. сцепленный с Х-хромосомой доминантно
 Ответ: 1.

10. Тип наследования миопатии Дюшенна:
1. аутосомно-доминантный
2. аутосомно-рециссивный
3. сцепленный с Х-хромосомой рецессивно
4. сцепленный с Х-хромосомой доминантно
Ответ: 3.
11. Для постановки диагноза болезни Вильсона решающим является:
1. поражение экстрапирамидной системы
2. нарушение обмена меди
3. поражение печени
Ответ: 2.
12. Генный дефект при миопатии Дюшена заключается в нарушении синтеза:
1. дофамина
2. белка дистрофина
3. церулоплазмина
4. медь-транспортной АТФазы
5. фенил-аланин гидроксилазы
Ответ: 2.
13. Для сирингомиелии характерно поражение:
1. конского хвоста
2. задних рогов спинного мозга
3. передних корешков спинного мозга
4. продолговатого мозга
5. подкорковых ядер
Ответ: 2, 4.
14. Для сирингомиелии, характерно:
1. дизрафический статус
2. безболевые ожоги
3. вялые парезы конечностей
4. эпилептические припадки
5. тазовые нарушения
Ответ: 1, 2, 3 .
15. Дифференциальный диагноз сирингомиелии проводят с :
1.интрамедуллярной опухолью
2. экстрамедуллярной опухолью
3. рассеянным склерозом
4. кранио-вертебральной аномалией
5. боковым амиотрофическим склерозом
Ответ: 1, 4.
16. В терапии сирингомиелии используют:
1. рентгенотерапию
2. оперативное лечение
3. антихолинэстеразные препараты
4. гемосорбцию
5. плазмоферрез
Ответ: 1, 2, 3.
17. Для диагностики сирингомиелии используют:
1. биохимические анализы крови
2. методы молекулярной диагностики
3. ЯМР
4. КТ
5. кариотипирование
Ответ: 3, 4.
18. К наследственным заболеваниям нервной системы относятся:
1. рассеянный склероз
2. торсионная дистония
3. миастения
4. малая хорея
5. хорея Гентингтона
Ответ: 2, 5.
19. Симптомы, характерные для хореи Гентингтона:
1. начало в возрасте 20 -30 лет
2. начало в возрасте 30 - 50 лет
3. аутосомно-доминантный тип наследования
4. аутосомно-рециссивный тип наследования
5. развитие деменции
6. эффект терапии зависит от сроков начала лечения
Ответ: 2, 3, 5.
20. Симптомы, характерные для болезни Вильсона:
1. кольца Кайзер-Флейшера
2. мышечные атрофии
3. цирроз печени
4. гиперкинетический синдром
5. атрофия дисков зрительных нервов
6. нарушения чувствительности
7. акинетико-ригидный синдром
Ответ: 1, 3, 4, 7.
21. Симптомы, характерные для миопатии Дюшена:
1. миокардиодистрофия
2. псевдогипертрофии мышц голеней
3. атрофия мышц дистальных отделов конечностей
4. атрофия мышц проксимальных отделов конечностей
5. повышение содержания КФК в моче
6. понижение содержания КФК в моче
7. начало в возрасте 2 - 5 лет
8. начало в возрасте 10 -15 лет
Ответ: 1, 2, 4, 5, 7.

22. Симптомы, характерные для болезни Вильсона:
1. гиперкупрурия
2. понижение содержания церулоплазмина
3. повышение содержания меди в желчи
4. понижение содержания меди в моче
5. кольца Кайзер-Флейшера
6. повышение содержания церулоплазмина
7. понижение содержания меди в желчи
Ответ: 1, 2, 5, 7.
23. Для поражения лицевого нерва характерно:
1. птоз
2. гипестезия половины лица
3. парез мимической мускулатуры половины лица
4. слезотечение
5. расходящееся косоглазие
6. снижение надбровного рефлекса
7. симптом Белла
Ответ: 3, 4, 6, 7.
24. Для рассеянного склероза характерно поражение:
1. чувствительных спинальных ганглиев
2. мозжечка
3. обонятельного тракта
4. пирамидного пути
5. зрительного нерва
6. передних рогов спинного мозга
Ответ: 2, 4, 5.
25. При рассеянном склерозе, поражение зрительного анализатора проявляется в виде:
1. ангиопатии сетчатки
2. ретробульбарного неврита
3. гемианопсии
4. застойного диска зрительного нерва
5. побледнение височных половин диска зрительного нерва
6. преходящего амавроза
7. зрительных галлюцинаций
Ответ: 2, 5, 6.
26. Шейно-грудная форма бокового амиотрофического склероза начинается с:
1. слабости в дистальных отделах рук
2. эпиприпадков
3. нарушения функций тазовых органов
4. атрофии мышц рук
5. фасцикуляций
6. нарушения функции зрения
Ответ: 1, 4, 5.
27. Для лечения рассеянного склероза с наибольшим эффектом используют:
1. антибиотики
2. кортикостероиды
3. плазмоферрез
4. блокаторы кальциевых каналов
5. препараты железа
6. b -феррон
Ответ: 2, 3, 6.         
        

                                                                                                                                                                 

                                                                                              Приложение № 3



 



    Сестринский процесс при наследственно-дегенеративных заболеваниях и заболеваниях нервно-мышечных синапсов

Проблемы пациент

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»