Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование метода Синквейна на междисциплинарном курсе
«Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья»
Соловьева Александра Александровна,
преподаватель I квалификационной категории
СПБГБОУ  «Медицинский техникум  №2»
Министерства Здравоохранения Российской Федерации
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация
Автор статьи рассматривает  использование метода синквейна на междисциплинарном курсе «Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья», как эффективного метода развития критического мышления у будущих специалистов в рамках ФГОС СПО.
Ключевые слова: синквейн, образовательная технология, метод обучения, профессиональные компетенции.
 
 
           В статье рассматривается метод преподавания междисциплинарного курса
«Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья» с использованием различных вариантов синквейнов.
           Актуальность темы обусловлена тем, что одним из важнейших прогностических критериев здоровья, который может рассматриваться как конечный результат деятельности всей системы здравоохранения, по утверждению ВОЗ, является психическое здоровье нации. По данным доклада ВОЗ психическими расстройствами страдает в мире более 200 млн. человек, к 2020 году психические заболевания окажутся среди ведущих причин инвалидизации населения планеты, а униполярная депрессия будет занимать второе место среди заболеваний, приводящих к инвалидности (после ишемической болезни сердца). Увеличение заболеваемости психическими расстройствами отмечается и в России. По данным официальной государственной статистики, в РФ состоит на диспансерном учете психиатров более 4 млн. человек, в то время как «скрытая психическая заболеваемость», по оценкам эпидемиологов, поражает две трети населения.
Основной задачей курса психиатрии для будущих медицинских сестер является формирование представления о сущности психиатрической службы, о задачах, которые решают психиатрические учреждения, о социальных, медицинских и психологических проблемах, которые возникают в процессе оказания психиатрической и наркологической помощи.
Медицинские работники любого уровня должны ясно понимать размер урона, который наносят обществу психические расстройства. Немаловажно отметить тесную связь психиатрии с другими медицинскими специальностями, что делает знание психической патологии обязательным для медицинского работника любого профиля. Следовательно, составление синквейнов в результате преподавания междисциплинарного курса
«Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья» может использоваться как инструмент формирования критического мышления.
           Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain)-пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии; эффективный метод развития критического мышления, который позволяет быстро получить результат [1].
Применение синквейнов является одним из таких методов, полностью вытесняющим классический метод – составление глоссариев.
Синквейн – это краткое резюме на основе больших объемов информации, которое полезно для выработки способности к анализу. Написание синквейна  требует от студента реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной [1].
Различные вариации для составления способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты:
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием
слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
(например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на
основе существующих ее определить).
Организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, не побуждает студентов к активному участию в формировании ценностных ориентаций и коммуникативной компетентности, поэтому, в проведении учебной деятельности необходимы технологии, способные активизировать мыслительный процесс и логику обучающихся. На наш взгляд, наиболее приемлемо в этом случае использование технологии развития критического мышления.
Для понимания механизма развития критического мышления приведем ряд примеров метода синквейна (таблица 1).
 
Таблица 1. Примеры синквейнов

 
СИНКВЕЙНЫ по теме «Сестринский уход за пациентами с психическими и поведенческими расстройствами при наркомании и алкоголизме»
 
Первая строка – понятие, которому посвящен стих. АЛКОГОЛИК ВОДКА НАРКОМАНИЯ
Вторая строка  – два прилагательных, определяющих ваше представление о нем. Безвольный, слабый Лживая, безумная. Преступная, асоциальная.
Третья строка  – три глагола, показывающих, что делает Понятие. Пьянствует, ожесточается, опохмеляется. Зверит, тупит, убивает. Разоряет, порабощает, приобщает.
Четвертая строка  – фраза из четырех слов, передающая ваше отношение к понятию. Трагедия многих русских семей. Водка для страны страшнее войны. Угроза  национальной безопасности страны.
Пятая  строка  – слово, выражающее ваше чувство к этому понятию. Скорбь. Отчаяние Безнадежность.
 
           В 2002 г. Минобразования России дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах: качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний обучающихся требованиям стандартов; характеристики системы обеспечения этого качества: содержания образования, уровня подготовки обучающихся, преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых
образовательных технологий, научной деятельности.
Интегрировав названные подходы, под качеством образования будем понимать качество реализации и условия протекания образовательного процесса, обеспечивающие качество результатов. Приведѐнное определение позволяет нам выделить наиболее важные показатели, которыми обеспечивается качество образования в образовательном учреждении: характер деятельности педагога; управленческая деятельность руководства; образовательные технологии.
Реализации названных показателей качества образования призваны инновации, являющиеся естественным и необходимым условием развития образования в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. С одной стороны, инновации способствуют сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны, они несут в себе
отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований.
Реализация технологий развития критического мышления требует большой подготовительной работы, но это не должно останавливать преподавателя, т.к. эффективность обучения высокая и прослеживается в демонстрации студентами сформированных умений и способностей: задавать вопросы; формировать собственное мнение; выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; заниматься самообразованием; работать в команде, выстраивая взаимоотношения с другими людьми, решать нестандартные задачи.
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баннов А. М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М.:
ИНТУИТ.РУ, 2007. 105 с.
2. Горшкова Е. В. Эффективные методы мотивации персонала : учеб.-метод. пособие. М.: ИПК госслужбы, 2009. 200 с.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 284 с.
4. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : метод. пособие. СПб.: КАРО, 2009. 98 с.
5. Халперн Д. Психология критического мышления.  СПб.: Питер, 2000. 503 с.
6.Теория и практика аргументации.  М.: Directmedia, 2013. 395 с. https://books.google.nl/books?id=V9xA62i4m-sC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»