Электронное портфолио студента как инструмент оценки компетенций учащихся
Чичев Евгений Михайлович
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (1) оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Оба направления оценки качества подготовки могут быть реализованы в разных формах, но настоящее время становиться актуальным использованием современных информационно-коммуникационных технологий для создания среды сетевого взаимодействия учащихся и преподавателей с целью построения системы, в рамках которой учащийся формирует собственное портфолио – набор индивидуальных достижений, которые могут продемонстрировать уровень подготовки обучаемого.
Основная цель портфолио – анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента.
Портфолио позволяет решить следующие задачи(2):
- проследить индивидуальный прогресс обучающегося/студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других;
- оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля;
- поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся/студентов;
- поощрять активность и самостоятельность обучающихся/студентов, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности,
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося/студента;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
В настоящее время не существует единого подхода к формированию портфолио – набору индивидуальных достижений учащихся.
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (3).
Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е.С. Полат, Д.Н. Исоян, Е.Н. Балыкина, О.Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.). Д.Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познавательной деятельности, В.А. Девисилов — как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения, портфолио как условие формирования исследовательских способностей рассматривают Н.И. Подгребальная, Л.А. Халилова; А.С. Тазутдинова определяет портфолио как технологию в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности, Д.В. Шестакова рассматривает портфолио как средство формирования конкурентноспособности будущего специалиста. Необходимо отметить, что наибольшее число отечественных работ посвящено применению метода портфолио в школьном образовании. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку.
Однако, в научно-педагогической литературе нет единого мнения о использовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио, не рассматривались вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций и др.
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В эпоху информационно-коммуникационных технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.
В рекомендательном документе ГУ ВШЭ "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся есть упоминание об электронной форме портфолио: "Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...". Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.
С другой стороны создание электронного портфолио возможно с использованием общедоступных сервисов, называемых инструментами сетевого взаимодействия. Наибольший интерес представляет платформа Google, предоставляющая широкий спектр бесплатных приложений
В настоящее время широко используются следующие формы электронного портфолио:
- Сайт — система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом). Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP
- Блог— веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
Основное их отличие состоит в том, что на сайтах предоставлена информация для ознакомления, которая размещена их владельцем и по своему обычаю не предоставляет обратной оперативной связи. Речь идёт об информационных сайтах, но отнюдь не об интернет-магазинах, в которых интерактивность имеет место, но функции её ограничены уточнением заказа и совершением покупки.
Есть различия и в размещении текста на сайте и блоге. Для размещения материала на сайте, необходимо зайти в соответствующий раздел и применить форму для размещения текста или создать страницу на компьютере, произвести её запись на сервере, который предоставляет место для сайта в сети Интернет.. А вот само создание блога упрощено до предела. Создание сообщения имеет стандартную форму, освоить доступ к которой по силам любому пользователю Интернета. На блоге рубрикация в автоматическом режиме не предусмотрена, и все материалы по умолчанию будут размещаться в порядке их публикации друг за другом.
Исходя из сравнительного анализа понятий сайт - это место наглядного представления информации, на котором (в основном) отсутствует элемент выражения мысли, точки зрения автора, отсутствует открытое (т.е. доступное всем для прочтения и участия в нем) общение. Блог же обладает функциями “массового общения”, то есть читатели блога могут задавать вопросы, дискуссировать с автором блога и другими участниками открыто, “на публику”. В блогах нередко выражаются мысли и мнение автора, и возможна совместная дискуссия. С другой стороны блог ограничен функциональными возможностями и созданием многоуровневой структуры.
Отсюда можно сделать вывод что для создания портфолио – электронной галереи как выпускной квалификационной работы целесообразно комплексной использование вышеуказанных инструментов, например – в течении учебного процесса использование блога, как временной ленты сообщений, а сайт – итоговый продукт с продуманной структурой и выступающий в роли непосредственно портфолио для итоговой аттестации и оценки сформированности компетентностей.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 230103.02 мастер по обработке цифровой информации, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151586/?frame=1#p33, КонсультантПлюс, 1992-2014
- Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.
- Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронное портфолио ученика // Информатика и образование, 2007. № 2.