Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект урока

Формы организации обучения детей
дошкольного возраста

Исаченко Светлана Ивановна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж № 8",
Санкт-Петербург,

 

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения:комбинированный урок

Задачи:

Дидактические:

· Познакомить с формами обучения и организации дошкольников и их своеобразием.

· Познакомить с классификацией форм обучения и требованиями к выбору в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.

· Показать особенности применения форм обучения организацией обучения, их связь с тенденциями к современным подходам к процессу обучения в свете новых требований ФГОС.

Воспитательные:

· Понимать сущность и значимость своей профессиональной деятельности, проявлять устойчивый интерес к ней (ОК1).

· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК9).

· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК11).

Развивающие:

· Использовать ИК технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)

· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК4)

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и повышать квалификацию (ОК8).

Средства обучения:

· Комплект документов, в том числе на электронных носителях. Закон РФ «Об образовании» 2012г., ФГОС дошкольного образования 2013 г. Формы для рефлексии «ПМИ».


Технические средства обучения:

· Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

· Мультимедийная установка;

Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1 фаза «Вызов»(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока и ответьте на вопросы:

-В чем актуальность данной темы для работников ДОУ?

-Почему?

2 фаза «Осмысление содержания(получение новой информации)

Повторение материала: (связь с наполнением портфолио)

Фронтальная беседа.

А.

1.В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?

Форма обучения - это способ организации деятельности обучаемых, определяющих количество и характер связей участников процесса обучения.

Формы обучения бывают:

Индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа)

Групповые- педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное здание самостоятельно.

Коллективные - совместное выполнение задания несколькими детьми.

Самостоятельная работа– самообучение ребенка в развивающей среде.

2.Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.

С 1953 и до 2010 основной формой организации обучения детей в детском саду - было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:

- на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;

- занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

- воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

3. В каких формах организуется обучение детей в детском саду?

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

 

Таблица. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.

 

Параметры для характеристики

Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности

Направленность на решение образовательных задач

 

 

 

Продолжительность в течение дня

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма образовательной ситуации

 

 

 

Позиция педагога

 

 

 

Позиция ребенка

Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение.

 

15 мин – млад. гр 10 образовательных ситуаций

20 мин – ср.гр. 11 образовательных ситуаций

Старшая гр. - 25мин., 13 образовательных ситуаций

Подготовительная гр.- 30 мин. 15 образовательных ситуаций

 

Фронтальная и подгрупповая

 

 

 

Передача социального опыта

 

 

 

Активность направлена на освоение социального опыта.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Образовательные используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.

Проблемная ситуация- состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает,когда пе­дагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с науч­ными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизнен­ного опыта.

Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов:

· Подведение дошкольников к противоречию:

Ребенок на день рождение принес 10 больших конфет в группу и хочет угостить всех, а детей 20. Как ты думаешь, всем хватит? Что надо сделать, чтобы каждый из детей получил конфету?

· Рассмотрение различных точек зрения:

Как можно переложить 2 палочки в домике из счетных палочек, чтобы он смотрел в другую сторону?

· Создание ситуаций выбора

Стол, стул, диван, игрушка - ?

· Провокации:

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

· Проблемные задачи:

У всех детей на занятии приготовлен большой квадрат, а у одного маленький. Что будем делать?

Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.

Виды образовательных ситуаций:игровые образовательные ситуации, реально-практические и условно-вербальные.

1. Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?

Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности.

Например,

В групповой комнате появляется медведь Мишка. Он подходит к окну, качает головой: «Ох, и холодно стало на улице. Медвежата отказываются гулять: у них мерзнут лапы. А почему у вас руки не мерзнут? Что-что вы на руки надеваете? Варежки? А что это такое?»

Воспитатель вытаскивает из кармана варежку, надевает ее себе на руку: «Вот, Мишка, варежка, в ней руке тепло». Рассматриваются все элементы варежки, обсуждается их назначение, а также материал, из которого изготовлена варежка. Воспитатель обобщает детские ответы.

«Ах, вот, что такое варежка. У меня таких, целый сундучок. Я просто не знал, как это называется» - говорит Мишка.

Из Мишкиного сундучка по очереди появляются «Мишкины варежки» и он предлагает их надеть детям. Но оказывается, что у одной варежки мышки пальчик сгрызли, у другой нет манжеты. Под конец дети обнаруживают пару целых варежек, но они сшиты из марли. Дети вместе с воспитателем выявляют этот недостаток.

Дети очень эмоционально реагируют, показывают Мишке, чего не хватает.

Нет у Мишки хороших варежек, и воспитатель предлагает выбрать несколько пар хороших варежек. При этом важно Мишку убедить, так как он постоянно сомневается, хорошие ли это варежки, есть ли у них все части, теплые ли они и пушистые.

В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.

2. С чего начинается образовательная ситуация?

Образовательная ситуация как правило, имеет 3 части, которые конструирует педагог:

- Завязка игрового сюжета, появление предмета, его рассматривание.

- Демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Освоение словаря.

- Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – то решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

3. Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

4. Чем завершается образовательная ситуация?

Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Б.Знакомство с требованиями к выбору форм организации обучения в педагогическом процессе дошкольной организации.

Вы познакомились с конспектами образовательных ситуаций. Мы учимся работать с информацией, анализировать различные конспекты образовательных ситуаций и НОД, и информационными источниками и выдвигать собственное мнение по вопросам правильного выбора форм обучения и их педагогическое сопровождение в конспектах НОД и к выбору методов в информационных источниках.

И сегодня мы выполним практическое задание «Анализ конспектов (сценариев) образовательных ситуаций обучающимися с целью решения дидактических задач ». (На основе анализа конспектов образовательных ситуаций, НОД и анализа информационных источников)

ü Студенты анализируют конспекты образовательных ситуаций, сравнивают с НОД.

ü Студенты анализируют информационные источники (по одному на парте).

Вопросы для анализа:

v Какова структура образовательных ситуаций?

v Какой вид образовательных ситуаций представлен? Сделайте пояснение.

v Какое педагогическое сопровождение образовательных ситуаций вы можете назвать?

v Какова запись образовательных ситуаций, почему этот вид записи наиболее приемлем?

Критерии оценки:

5. Аргументированность выступления

6. Активность и инициативность в ходе обсуждения

7. Участие в обсуждении всех вопросов

8. Культура ведения диалога

3 фаза «рефлексия»(осмысление, рождение новых направлений)

Преподаватель предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ – таблички.

Метод принятия решений:Плюс, Минус и Интересно. ПМИ – автор Эдвард де Боно (род. Мальта, 19 мая 1933 г.) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины.

1. Берем лист чистой бумаги А4 (А3), можно использовать ПК (но на листке - лучше).

2. Вверху пишем ту идею или предложение, цель которую нужно оценить.

3. Внизу чертим одинаковые три колонки.

4. Первая- «+». В ней причисляем все позитивные моменты - следствия. (Что хорошего?)

5. Вторая -«-». Все негативные следствия, что будет, приняв это решение. (Что плохого?)

6. Третья - «i». Дополнительный положительный «бонус», вследствии, принятия такого решения. Обычно это эмоциональная, приятная составляющая. Или перспектива на будущее. (Что интересного?)

7. И оценка, каждому пункту. Субъективно. Шкалу может назначить себе сам (можно 10-ти бальной). Лучше вначале пункты в каждом столбике перечислить, а потом оценивать их, а не сразу.

8. Итог: считаем балы, делаем выводы.

+

-

i

     
     

Всего:

   

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

Задание для самостоятельной работы. Наполнение портфолио -«Ориентируемся в понятиях - Образовательная ситуация. Виды.».

Составить картотеку образовательных, проблемных ситуаций.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»