Конспект урока
Формы организации обучения детей
дошкольного возраста
Исаченко Светлана Ивановна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж № 8",
Санкт-Петербург,
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации обучения:комбинированный урок
Задачи:
Дидактические:
· Познакомить с формами обучения и организации дошкольников и их своеобразием.
· Познакомить с классификацией форм обучения и требованиями к выбору в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
· Показать особенности применения форм обучения организацией обучения, их связь с тенденциями к современным подходам к процессу обучения в свете новых требований ФГОС.
Воспитательные:
· Понимать сущность и значимость своей профессиональной деятельности, проявлять устойчивый интерес к ней (ОК1).
· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК9).
· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК11).
Развивающие:
· Использовать ИК технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)
· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК4)
· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и повышать квалификацию (ОК8).
Средства обучения:
· Комплект документов, в том числе на электронных носителях. Закон РФ «Об образовании» 2012г., ФГОС дошкольного образования 2013 г. Формы для рефлексии «ПМИ».
Технические средства обучения:
· Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
· Мультимедийная установка;
Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока:
1 фаза «Вызов»(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Обратите внимание на название темы урока и ответьте на вопросы:
-В чем актуальность данной темы для работников ДОУ?
-Почему?
2 фаза «Осмысление содержания(получение новой информации)
Повторение материала: (связь с наполнением портфолио)
Фронтальная беседа.
А.
1.В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?
Форма обучения - это способ организации деятельности обучаемых, определяющих количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
Индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа)
Групповые- педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное здание самостоятельно.
Коллективные - совместное выполнение задания несколькими детьми.
Самостоятельная работа– самообучение ребенка в развивающей среде.
2.Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?
Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.
С 1953 и до 2010 основной формой организации обучения детей в детском саду - было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:
- на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;
- занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;
- воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.
3. В каких формах организуется обучение детей в детском саду?
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.
Таблица. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.
Параметры для характеристики |
Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности |
Направленность на решение образовательных задач
Продолжительность в течение дня
Форма образовательной ситуации
Позиция педагога
Позиция ребенка |
Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение.
15 мин – млад. гр 10 образовательных ситуаций 20 мин – ср.гр. 11 образовательных ситуаций Старшая гр. - 25мин., 13 образовательных ситуаций Подготовительная гр.- 30 мин. 15 образовательных ситуаций
Фронтальная и подгрупповая
Передача социального опыта
Активность направлена на освоение социального опыта. |
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Образовательные используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.
Проблемная ситуация- состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает,когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов:
· Подведение дошкольников к противоречию:
Ребенок на день рождение принес 10 больших конфет в группу и хочет угостить всех, а детей 20. Как ты думаешь, всем хватит? Что надо сделать, чтобы каждый из детей получил конфету?
· Рассмотрение различных точек зрения:
Как можно переложить 2 палочки в домике из счетных палочек, чтобы он смотрел в другую сторону?
· Создание ситуаций выбора
Стол, стул, диван, игрушка - ?
· Провокации:
Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
· Проблемные задачи:
У всех детей на занятии приготовлен большой квадрат, а у одного маленький. Что будем делать?
Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.
Виды образовательных ситуаций:игровые образовательные ситуации, реально-практические и условно-вербальные.
1. Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?
Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности.
Например,
В групповой комнате появляется медведь Мишка. Он подходит к окну, качает головой: «Ох, и холодно стало на улице. Медвежата отказываются гулять: у них мерзнут лапы. А почему у вас руки не мерзнут? Что-что вы на руки надеваете? Варежки? А что это такое?»
Воспитатель вытаскивает из кармана варежку, надевает ее себе на руку: «Вот, Мишка, варежка, в ней руке тепло». Рассматриваются все элементы варежки, обсуждается их назначение, а также материал, из которого изготовлена варежка. Воспитатель обобщает детские ответы.
«Ах, вот, что такое варежка. У меня таких, целый сундучок. Я просто не знал, как это называется» - говорит Мишка.
Из Мишкиного сундучка по очереди появляются «Мишкины варежки» и он предлагает их надеть детям. Но оказывается, что у одной варежки мышки пальчик сгрызли, у другой нет манжеты. Под конец дети обнаруживают пару целых варежек, но они сшиты из марли. Дети вместе с воспитателем выявляют этот недостаток.
Дети очень эмоционально реагируют, показывают Мишке, чего не хватает.
Нет у Мишки хороших варежек, и воспитатель предлагает выбрать несколько пар хороших варежек. При этом важно Мишку убедить, так как он постоянно сомневается, хорошие ли это варежки, есть ли у них все части, теплые ли они и пушистые.
В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.
2. С чего начинается образовательная ситуация?
Образовательная ситуация как правило, имеет 3 части, которые конструирует педагог:
- Завязка игрового сюжета, появление предмета, его рассматривание.
- Демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Освоение словаря.
- Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – то решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
3. Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?
Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
4. Чем завершается образовательная ситуация?
Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Б.Знакомство с требованиями к выбору форм организации обучения в педагогическом процессе дошкольной организации.
Вы познакомились с конспектами образовательных ситуаций. Мы учимся работать с информацией, анализировать различные конспекты образовательных ситуаций и НОД, и информационными источниками и выдвигать собственное мнение по вопросам правильного выбора форм обучения и их педагогическое сопровождение в конспектах НОД и к выбору методов в информационных источниках.
И сегодня мы выполним практическое задание «Анализ конспектов (сценариев) образовательных ситуаций обучающимися с целью решения дидактических задач ». (На основе анализа конспектов образовательных ситуаций, НОД и анализа информационных источников)
ü Студенты анализируют конспекты образовательных ситуаций, сравнивают с НОД.
ü Студенты анализируют информационные источники (по одному на парте).
Вопросы для анализа:
v Какова структура образовательных ситуаций?
v Какой вид образовательных ситуаций представлен? Сделайте пояснение.
v Какое педагогическое сопровождение образовательных ситуаций вы можете назвать?
v Какова запись образовательных ситуаций, почему этот вид записи наиболее приемлем?
Критерии оценки:
5. Аргументированность выступления
6. Активность и инициативность в ходе обсуждения
7. Участие в обсуждении всех вопросов
8. Культура ведения диалога
3 фаза «рефлексия»(осмысление, рождение новых направлений)
Преподаватель предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ – таблички.
Метод принятия решений:Плюс, Минус и Интересно. ПМИ – автор Эдвард де Боно (род. Мальта, 19 мая 1933 г.) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины.
1. Берем лист чистой бумаги А4 (А3), можно использовать ПК (но на листке - лучше).
2. Вверху пишем ту идею или предложение, цель которую нужно оценить.
3. Внизу чертим одинаковые три колонки.
4. Первая- «+». В ней причисляем все позитивные моменты - следствия. (Что хорошего?)
5. Вторая -«-». Все негативные следствия, что будет, приняв это решение. (Что плохого?)
6. Третья - «i». Дополнительный положительный «бонус», вследствии, принятия такого решения. Обычно это эмоциональная, приятная составляющая. Или перспектива на будущее. (Что интересного?)
7. И оценка, каждому пункту. Субъективно. Шкалу может назначить себе сам (можно 10-ти бальной). Лучше вначале пункты в каждом столбике перечислить, а потом оценивать их, а не сразу.
8. Итог: считаем балы, делаем выводы.
+ |
- |
i |
Всего: |
Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.
Задание для самостоятельной работы. Наполнение портфолио -«Ориентируемся в понятиях - Образовательная ситуация. Виды.».
Составить картотеку образовательных, проблемных ситуаций.