Методические рекомендации для преподавателя
Применение пузыря со льдом, грелки, постановка горчичников
Баннова Оксана Васильевна,
преподаватель профессионального модуля
СПб ГБПОУ "Медицинский техникум №2"
преподаватель профессионального модуля
СПб ГБПОУ "Медицинский техникум №2"
Цели занятия:
Методические:
Применение комплекса методов обучения:
- воспроизводящие, тренировочные упражнения;
- проблемно-поисковые методы (решение задач);
- частично-поисковые методы - самостоятельная работа;
- метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
- индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).
- Дальнейшее формирование знаний о простейших методах физиотерапии.
- Работа с алгоритмами (постановка грелки, пузыря со льдом, горчичников).
- Раскрытие роли медицинской сестры при выполнении простейших методах физиотерапии.
- Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала при выполнении простейших методов физиотерапии.
- Формирование умений при выполнении простейших методов физиотерапии.
- Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
- Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
- умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
- умение анализировать свое поведение;
- воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
- Формирование у студентов:
- навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
- способности осуществлять внутрипредметные связи;
- способности применять межпредметные связи.
- Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
- Развитие умений анализировать ошибки.
Профессиограмма занятия:
Студент должен знать:
1. Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; ( Элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; Элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода)
2. Области тела, разрешаемые для выполнения процедур; (Элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; Элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода)
3. Осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур; (Элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; Элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода)
Студент должен уметь:
1. Уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры; ( ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности)
2. Поставить горчичники; (ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.)
3. Применять грелку; (ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий)
4. Применять пузырь со льдом; (ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий)
Методические указания для преподавателя по этапам занятия
№ |
Ход занятия |
Методическое обоснование |
I | Организационный момент: · приветствие; · отметка отсутствующих студентов, выяснение причины; · проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды); · проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций). |
· организует и дисциплинирует студентов; · воспитывает актуальность, ответственность; · воспитывает требовательность к себе;
|
II | Мотивация занятия:
|
· создает рабочую обстановку; · активизирует внимание студентов; · формирует познавательный интерес к занятию. |
III | Актуализация опорных знаний. Контроль исходного уровня знаний: Фронтальный опрос по теме: «Методы простейшей физиотерапии». (Приложение №1). |
|
IY | Формирование новых знаний и умений: План
2. Применение грелки. Алгоритм манипуляции применение грелки. (Приложение №3). 3. Применение пузыря со льдом. Алгоритм манипуляции применение пузыря со льдом. (Приложение №4). 4.Применение горчичников. Алгоритм манипуляции постановка горчичников. (Приложение №5). Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники. Преподаватель, используя таблицы, схемы
2) Демонстрация преподавателем манипуляции «Применение горчичников» на фантоме. «Применение грелки». «Применение пузыря со льдом». 3) Самостоятельная работа студентов: Отработка манипуляций (согласно алгоритмам) · Применение горчичников.
4) Закрепление темы:
5) Работа с методическими указаниями:
|
· Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека): - закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами; - активизирует интерес к занятию; - побуждает к активной учебно-познавательной деятельности; - совершенствует умение работать в коллективе. |
Y |
Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала:
|
|
YI | Подведение итогов занятия:
|
Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе. |
YII | Задание к следующему занятию:
4. составить алгоритм дезинфекции грелок и пузыря для льда |
· для расширения самообразования; · активизирует самоподготовку; · формирует принцип сознательности и активности. |
Приложение №1 Фронтальный опрос
1. Понятие простейшей физиотерапии.
2. Применение горчичников: показания и противопоказания.
3. Применение грелки: показания и противопоказания.
4. Использование пузыря со льдом: показания и противопоказания.
Приложение №2
Методы простейший физиотерапии.
Еще в глубокой древности люди исцеляли страждущих природными явлениями. Однако лишь развитие естественных наук послужило основой научной физиотерапии. Большое значение в этой области имели работы выдающихся отечественных физиологов и клиницистов: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина.
Физиотерапией (гр. physis - природа и therapeia - лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.
Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях - изменения сосудистого тонуса, секреторной и моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Подобное воздействие на кожные покровы с целью изменения функционального состояния органов и систем организма получило название сегментарно-рефлекторная терапия.
Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное действие на организм человека.
Тепловое воздействие:
· повышает температуру тканей при местном применении;
· усиливает приток крови к пораженному участку, вызывая улучшение кровоснажнения/лимфообращения определенной области тела человека и уменьшая застой крови внутренних органов;
· стимулирует интенсивность обменных процессов.
Тепловые процедуры могут вызвать и неблагоприятный эффект:
· местно - ожоги, отеки;
· системно - предобморочное состояние, обморок (отток крови от головы, внутренних органов к периферии).
Применение холода:
· уменьшает интенсивность кровообращения и замедление метаболизма;
· вызывает сужение кровеносных сосудов;
замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;
способствует ослаблению застойных явлений;
· понижает температуру тела;
· дает временный анестезирующий эффект.
Местное применение холода изменяет болевую чувствительность - блокирует или замедляет проведение нервных импульсов, а также усиливает мышечный спазм вследствие снижения нервно-мышечной проводимости. Длительное воздействие холода приводит к нарушению кровообращения (лимфообращения), повреждению тканей из-за дефицита кислорода.
Применение горчичников, грелки, пузыря со льдом, компрессов. Эффект физиотерапевтических процедур обусловлен их рефлекторным воздействием на рецепторы кожи.
Приложение №3
Применение грелки
Грелка (сухое тепло) вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Следует помнить, что эффект от применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия. В стационаре используют стандартные грелки, электрические запрещены.
Алгоритм манипуляции применение грелки
Цель: лечебная (согревание, снижение боли, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
Механизм действия: рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, стимуляция кровенаполнения внутренних органов (локальное расширение сосудов).
Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов; озноб; переохлаждение; хронические воспалительные процессы в брюшной полости (хронический гастрит и др.) по назначению врача.
Противопоказания: острые воспалительные процессы и боли в брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, панкреатит, перитонит и др.); опухоли; внутренние кровотечения; ушибы в первые часы; инфицированные раны; высокая лихорадка; маститы, тромбофлебиты; нарушение целостности кожных покровов.
Оснащение:
· грелка резиновая 1,5—2 л;
· вода — 60—70°С,
· полотенце,
· ёмкость с дезинфицирующим раствором,
· две салфетки для дезинфекции грелки,
· термометр для измерения температуры воды.
Возможные проблемы пациента: риск возникновения ожогов в связи с пониженной чувствительностью кожи у тяжелобольных или в связи с ее отсутствием; пигментация кожи в связи с частым применением грелки на одно и то же место; сильное жжение в области соприкосновения кожи с грелкой.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
II. Выполнение процедуры:
3. Налить горячую (60-70°С) воду в грелку на 2/3 ее объема приготовленную в кувшине воду. Выпустить воздух сжатием верхней трети грелки, завинтите пробку.
4. Опрокинуть грелку пробкой вниз, вытереть грелку насухо.
5. Завернуть грелку в полотенце.
6. Приложить грелку к нужной области тела на 15-20 минут (при длительном применении по назначению врача делать 10—15 минутные перерывы, меняя воду).
7. Снять грелку.
8. Осмотреть кожу пациента в области соприкосновения с грелкой.
9. Спросить пациента о его самочувствии. Удовлетвориться, что он чувствует себя нормально.
III. Окончание процедуры:
10. Вылить воду из грелки. Продезинфицировать грелку.
11. Вымыть и осушить руки.
12. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №4
Применения пузыря со льдом
Сухой холод используют местно на поверхность тела посредством прикладывания пузыря со льдом или разового охлаждающего пакета. В целях охлаждения используют измельченный лед при заполнении пузыря или охлаждающий пакет с химическими реагентами. На охлаждающий пакет воздействуют механическим путем (удар, сдавливание) с целью активизации компонентов химической реакции и возникновению холодового эффекта.
Алгоритм манипуляции применения пузыря со льдом
Цель: лечебная (охлаждение, уменьшение кровотечения, снижение боли, отечности тканей).
Механизм действия: холод способствует сужению кровеносных сосудов кожи и подлежащих органов, снижает чувствительность нервных рецепторов. Оказывает болеутоляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие.
Показания: кровотечения внутренние; острые воспалительные процессы в брюшной полости; ушибы (первые сутки); высокая лихорадка (второй период); укусы насекомых; мастит; послеоперационный период; сотрясение мозга.
Противопоказания: хронические воспалительные процессы; заболевания кожи. Оснащение:
· пузырь для льда, предварительно проверенный на целостность,
· лед кусочками,
· воду (14—16°С),
· полотенце (пеленка),
· ёмкость с дезинфицирующим раствором,
· салфетки.
Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение; риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу; непереносимость холода. Обязательное условие: организация постоянного контроля процедуры.
ЗАПОМНИТЕ! При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере, может возникнуть отморожение участка тела.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
II. Выполнение процедуры:
3. Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда до половины, залить их холодной водой.
4. Положить пузырь на горизонтальную поверхность, завинтить пробку.
5. Завернуть пузырь в полотенце (пеленку).
6. Приложите на нужный участок тела (область головы на 5 минут (с интервалом 5 минут), на область брюшины на 15-20 минут с интервалом 30 минут).
7. По мере таяния льда сливать воду и добавлять кусочки льда.
8. Запишите время постановки пузыря со льдом (общее время воздействия не должно превышать 2 часов с учетом интервалов).
9. По окончании процедуры воду из пузыря слить.
10. Спросить пациента о самочувствии.
III. Окончание процедуры:
11. Продезинфицировать пузырь, затем обмыть его водой и высушить. Хранить пузырь следует в сухом виде с открытой крышкой.
12. Вымыть и осушить руки.
13. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации
Приложение №5
Применение горчичников.
Применение порошка горчицы основано на том, что выделяющееся при соприкосновении с водой эфирное (аллиловое) масло, вызывая раздражение рецепторов кожи и ее гиперемию, приводить к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов. За счет этого достигается болеутоляющий эффект, ускоряется рассасывание некоторых воспалительных процессов.
Второе составляющее горчицы - фитонциды. Под влиянием воды они выделяются из фермента мирозина. Эфирное масло и фитонциды являются целительными свойствами горчицы.
Нужно предупредить пациента, что гиперемия и болезненность кожи там, где были горчичники, могут держаться несколько часов, даже дней. После частого применения горчичников иногда появляется пигментация кожи.
Показания к использованию горчичников определяет врач. Часто они применяются без консультации врача, поэтому нужно знать о противопоказаниях, казалось бы, безвредной процедуры.
ЗАПОМНИТЕ! Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, высокой температуре (выше 38°С), легочном кровотечении, резком снижении или отсутствии кожной чувствительности, злокачественных образованиях.
Алгоритм манипуляции постановка горчичников
Цель: лечебная (отвлекающий, болеутоляющий эффект, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
Механизм воздействия горчицы: проникая в кожу пациента, эфирное горчичное масло раздражает ее и расширяет кожные кровеносные сосуды, приводит к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов.
Показания: при болях, острых воспалительных процессах органов дыхания: пневмонии, бронхиты, плевриты. Заболевания мышц, нервной системы, невралгии, невриты, остеохондроз, гипертонический криз, при болях в сердце.
Места постановки горчичников:
1. Бронхиты, пневмонии в стадии рассасывания – на грудную клетку спереди и сзади.
2. При гипертоническом кризе – на воротниковую зону и икроножные мышцы.
3. При болях в сердце – на область сердца.
Избегать: область сосков, молочных желез, позвоночника и родимых пятен.
Противопоказания: кровотечения; заболевания кожи; опухоли различной этиологии; аллергические реакции на эфирные масла; нарушение целостности кожных покровов; гипертермия; туберкулез легких.
Оснащение:
· горчичники (перед применением следует проверить качество горчичников, срок годности; пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается).
· лоток с водой температурой 40-45°С,
· лоток для отработанного материала,
· полотенце,
· марлевы салфетки,
· термометр для измерения температуры воды,
· часы.
Возможные проблемы пациента: ожог кожи; ощущение сильного жжения во время процедуры.
I. Подготовка к процедуре:
1 Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Вымыть руки.
3. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников (отсутствие повреждений, гнойничков, сыпи). Уточнить отсутствие аллергии на горчицу.
4. Проверить пригодность горчичников: срок годности поставлен на каждом 10-м горчичнике, горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанных по другим технологиям (например, пакетированная горчица), проверить срок годности на упаковке. Подготовить необходимое оснащение.
II. Выполнение процедуры:
5. Помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (при постановке горчичников на спину). Попросить его охватить руками подушку, а голову повернуть набок.
6. Положить салфетку на место постановки горчичников.
7. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (40—45°С).
При более низкой температуре эфирное масло не выделяется, а при более высокой — разрушается.
8. Смочить горчичники в воде в течение 5 секунд каждый, стряхните и приложите на нужный участок кожи горчицей вниз на салфетку; сверху положите полотенце.
9. Укрыть пациента одеялом.
10. Через 2-3 минуты уточнить ощущение пациента.
11. Держать горчичники 10—15 минут.
12. Снять горчичники при появлении стойкой гиперемии через 10-15 минут или раньше в случае нестерпимого жжения и поместить их в лоток для использованных материалов.
13. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой.
14. Вытереть кожу насухо полотенцем. Помочь пациенту надеть рубашку, укрыть его одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 минут.
15. Спросить самочувствие пациента.
III. Окончание процедуры:
16. Выбросить горчичники. Вымыть и осушить руки.
17. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
ЗАПОМНИТЕ! При более длительном воздействии горчичников возможен ожог кожи с образованием пузырей.
Приложение № 6
Дополните предложение
1. При повышении АД горчичника ставят на голову в область - ___________________ и на область ___________ мышц.
2. При боли в сердце медицинская сестра ставит горчичники на область __________ .
3. При воспалительных состояниях верхних дыхательных путей горчичники ставят в области грудной клетки ___________ и на область ____________ мышц.
4. Длительное воздействие холода при применении пузыря со льдом может вызвать ______________ организма.
5. Гипертония, острое кровотечение – показания для постановки __________________.
6. Переохлаждение, озноб, почечная колика – показания для применения __________.
Приложение № 7
Вставьте недостающий показатель
- Температура воды для постановки горчичников _____ °C.
- Грелку заполняют на _____ объема.
- Температура воды для заполнения грелки _____°C.
- Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на _____ минут с интервалами на ____ минут.
Термины
Анемия – малокровие.
Анестезия – обезболивание, отсутствие чувствительности.
Антикоагулянты – препараты, препятствующие свертыванию крови.
Аппендицит – воспаление аппендикулярного отростка.
Аппликация – наложение на поверхность тела источников физического воздействия.
Бронхит – воспаление бронхов.
Гемостаз – остановка кровотока.
Колика – острая, приступообразная боль.
Метаболизм – обмен веществ в организме.
Пневмония – воспаление легких.
Радикулит – воспаление нервных корешков в области поясницы.
Стенокардия – сжимающие боли в области сердца..
Физиотерапия – целенаправленное воздействие на организм различными природными физическими факторами.
Приложение № 9
Проблемно-ситуационные задачи
Задача №1.
Вы - медицинская сестра терапевтического отделения.
Пациент с заболевание легких жалуется на ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную боль. Болеет вторые сутки. Объективно: температура - 38°C. Определите проблему пациента. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №2.
Вы - медицинская урологического отделения.
Пациент К. жалуется на почечную колику. Определите приоритетную проблему. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №3.
Вы – медицинская сестра хирургического отделения.
Пациенту З. после операции на органах брюшной полости назначили физиотерапевтическую процедуру, чтобы избежать внутреннего кровотечения. Какую физиотерапевтическую процедуру назначили этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №4.
Вы – медицинская сестра кардиологического отделения.
У пациента С. Начался приступ стенокардии. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Определите проблему пациента. Обоснуйте ответ (место постановки). Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Приложение № 6а
Ответы на задание «Дополните предложение»
1. затылка, икроножных
2. сердце
3. спереди, икроножных
4. переохлаждение
5. пузыря со льдом
6. грелки
Приложение № 7а
Ответы на задание «Вставьте недостающий показатель».
1. 40-45°C
2. 2/3
3. 60-70°C
4. 20-30 мин 10-15
Приложение № 9а
Ответы на задачи
Задача №1.
Проблема пациента: озноб. Это первый период лихорадки. В этот период лихорадки пациенту можно поставить грелку.
Задача №2.
Проблема пациента: боль в поясничной области. Пациента с этой проблемой можно поставить грелку на область поясницы.
Задача №3.
Пациенту с кровотечением можно положить на брюшную полость пузырь со льдом.
Задача №4.
Проблема пациента: боли в области сердца. Пациенту можно поставить горчичники на область сердца.
Приложение №10
Домашнее задание "Заполни таблицу"
Наименование | Показания | Противопоказания | t˚ воды | Время постановки | Механизм действия |
Грелка | |||||
Пузырь для льда | |||||
Горчичники |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО студента |
Внешний вид | Наличие домашнего задания |
Фронтальный опрос |
Самостоятельная работа | Решение ситуационных задач |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. |