План учебного занятия
Методические основы разработки бизнес-плана.
Состав бизнес-плана
Евтеева Ольга Васильевна
Цели занятия:
- Дидактическая (обучающая) цель: обеспечить обобщение, систематизацию и контроль знаний учащихся по дисциплине; обеспечить усвоение основных понятий при разработке бизнес-плана
- Воспитательная цель: воспитание чувства ответственности; формирование навыков самостоятельной деятельности
- Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной работы; развитие критического мышления; развитие творческих способностей.
Тип занятия. Урок изучения новых знаний, а также систематизации, обобщения и контроля знаний.
Дисциплины, с которыми осуществляются межпредметные связи: маркетинг, экономика организации, налогообложение.
Оборудование и технические средства обучения (ТСО): рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным комплексом, рабочие места учащихся.
Методическое и информационное обеспечение: инструкционные карты, карточки-задания, опорные конспекты, презентации.
Формы организации занятия: индивидуальная работа, фронтальная работа, критическое мышление, работа в командах.
Методы обучения:
- Методы контроля (викторина);
- Словесный метод;
- Метод критического мышления;
- Элементы педагогического менеджмента.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Организационный этап:
- Приветствие и выявление отсутствующих на занятии, привлечение структур самоуправления в группе для проверки наличия учащихся на занятии;
- Проверка готовности учащихся и учебного помещения к занятию: компьютеры, мультимедийный комплекс, презентация, рабочие места студентов, тетради, цветные фломастеры, инструкционные карты, карточки-задания.
- Вступительное слово преподавателя: комментарии к материалам урока и ходу проведения урока.
- Актуализация опорных знаний и умений, мотивация учебной деятельности и целеполагание (урок-игра).
- Приветствие
- Разминка
- Конкурс-аукцион
- Блиц-турнир
- Конкурс капитанов
- Работа жюри
- Оценки результатов деятельности студентов.
Разминка: Участвуют обе команды. Учитель задаёт вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы для команд:
- Какой налог должен уплатить гражданин, если он приобрёл яхту? Ответ: транспортный налог.
- Как называются затраты, не зависящие от объёма выпускаемой продукции? Ответ: постоянными.
- Как называется кредит, предоставленный кредитно-финансовыми учреждениями? Ответ: банковский.
- Тип хозяйства, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя. Ответ: натуральное хозяйство.
- Ставка налога на прибыль организаций. Ответ: 20%.
- Ставка налога на имущество организаций. Ответ: 2,2 %.
- Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. Ответ: договор.
- Риск, обусловленный характером бизнеса. Ответ: предпринимательский риск.
- Вид предпринимательской деятельности, направленный на поиск и привлечение свободных финансовых средств и инвестирование их в элементы основных фондов, которые передаются во временное пользование. Ответ: лизинг.
- «Аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Ответ: франчайзинг.
Вопросы для команд:
- Российский император, благодаря которому предпринимательство вышло на новый уровень развития
Подсказки: - во время правления этого императора возникли сотни новых промышленных заводов;
- основал город Санкт-Петербург.
- Провёл аграрную реформу, которая была направлена на создание в крестьянской среде мощного слоя крестьян – собственников.
Ответ: П.А. Столыпин
Подсказки: - реформа проведена 1906 году,
- приходился Лермонтову троюродным братом.
Блиц-турнир. Русские учёные-экономисты.
Участвуют обе команды. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
- Пушкин называл его «первым нашим университетом».
- Автор работы «О значении золота теперь и после полной побыды социализма»
- Первый и единственный в России лауреат Нобелевской премии по экономике.
- Дал быстрое развитие статистики в России. Является классиком статистической науки в России и в мире.
Конкурс капитанов. Капитаны получают цветные карточки с заданиями.
СИНЯЯ КАРТОЧКА: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины. Время на выполнение задания 20 секунд. За каждое правильное слово капитан получает 1 балл.
- Б И Л Ь П Р Ы _______________________
- Х О О Д Д _______________________
- Т Ы Т Р А З А _______________________
- Я Л Ц И Ф Я И Н _______________________
КРАСНАЯ КАРТОЧКА: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины. Время на выполнение задания 20 секунд. За каждое правильное слово капитан получает 1 балл.
- Г А Л О Н _______________________
- Т А Н Е Р _______________________
- ЖИЗРДЕКИ _______________________
- Р А Ц А Б О Б Е З И Т _______________________
Работа жюри. Подведение итогов работы команд по каждому конкурсу. Заполнение протокола (Приложение 1).
Оценки результатов деятельности студентов.
- Освоение и применения новых знаний и умений.
- Объяснение нового материала с элементами критического мышления.
- Объяснение порядка ведения урока.
- Совместная работа с учащимися, создание гроздей.
- Для кого разрабатывается бизнес-план?
- Каковы цели бизнес-плана?
- Какие вы знаете виды бизнес-планов?
- Какие вы знаете методики разработки бизнес-плана?
- Какова структура бизнес плана?
- Самостоятельная работа с текстом (маркировка). Маркировка – это оценка уровня знаний, специальными знаками по каждому абзацу текста.
«+» это я знал(а)
«-» это для меня новое
«~» это вызывает сомнения (считал иначе)
Задание для самостоятельной работы:
I вариант – Пользователи бизнес-плана
II вариант – Цели бизнес-плана
III вариант – Виды бизнес-плана
IV вариант – Методики разработки бизнес-планов
V вариант - Состав бизнес-плана.
В ходе самостоятельной работы учащиеся используют информационные карты (Приложение 2).
- Проверка самостоятельной работы и обсуждение результатов (корректировка, дополнение, внесение данных).
- Подведение итогов, путем сравнения первоначального варианта гроздей с окончательным.
- Составление сиквейна.
- Одно существительное,
- Два прилагательных,
- Три глагола,
- Фраза из 4 (5) слов,
- Слово, характеризующее суть изучаемого объекта.
Например:
- Почва,
- Глинистая, песчаная,
- Чернеет, краснеет, вымывается,
- В ней главное перегной,
- Кормилица.
7) Составление гроздей в сервисе https://www.mindmeister.com
- Подведение итогов занятия.
- Всем обучающимся преподаватель выдает бланки с рефлексией по достигнутым образовательным результатам и просит оценить свою работу и урок в целом.
- Анализ достигнутых результатов; оценка достижений учащихся по результатам проведения занятия, обоснование выставленной оценки педагогом.
- выдача домашнего задания: выполните в тетради, ответив на вопрос «Какие ошибки можно допустить при написании бизнес-плана?»
- Преподаватель благодарит всех обучающихся за проделанную работу.
- Окончание занятия.
Протокол
Этапы | Мах. количество баллов | Команда | Команда |
Состав: |
Состав: | ||
Приветствие | 5 | ||
Разминка | 1 бал. за каждый правильный ответ | ||
Конкурс-аукцион | 3 балла | ||
Блиц-турнир | 3 балла | ||
Конкурс капитанов | За каждое слово 1 балл | ||
ИТОГО |
Приложение 2
Тема: Методические основы разработки бизнес-плана. Состав бизнес-плана
Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес- операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.
Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).
Бизнес-план служит трем основным целям:
- он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;
- служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект;
- кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
- бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
- бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;
- бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;
- бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.
Самыми распространенными среди них являются стандарты:
- Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);
- Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);
- Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);
- Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;
- Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
- Министерства финансов РФ;
- Титульный лист.
- Резюме/Вводная часть.
- Анализ положения дел в отрасли.
- Сущность проекта.
- План маркетинга.
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Оценка рисков.
- Приложения.
- полное название фирмы;
- сведения о владельцах или учредителях;
- краткая характеристика сути предлагаемого проекта;
- общая стоимость проекта;
- указание на конфиденциальный характер данного документа.
- более подробную характеристику направления деятельности предприятия;
- общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;
- обоснование перспективности проекта;
- необходимый объем инвестиций для реализации проекта;
- контрольные сроки по проекту.
Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:
- динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
- тенденции ценообразования;
- всесторонняя характеристика конкурентов;
- выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;
- характеристика потребителей;
- оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;
- перспективные рыночные возможности.
- основные цели;
- характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;
- подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;
- стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
- характеристика предприятия;
- общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.
- программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;
- общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;
- направления совершенствования продукции;
- требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;
- обоснование ценовой политики;
- планирование сбыта;
- планирование товародвижения;
- планирование рекламной кампании;
- планирование сервиса;
- система маркетингового контроля.
- производственные мощности;
- описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;
- субподрядчики;
- оборудование;
- производственные площади;
- сырье;
- себестоимость.
- организационно-правовая форма;
- организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;
- характеристика учредителей;
- характеристика руководящего состава;
- работа с персоналом;
- материально-техническая обеспеченность управления;
- местонахождение предприятия.
- сводный баланс доходов и расходов;
- план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;
- балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;
- план по источникам.
- перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта;
- определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;
- разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
- обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми, в силу этого, можно пренебречь.
Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.