Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
План учебного занятия

 Методические основы разработки бизнес-плана.
Состав бизнес-плана

 Евтеева Ольга Васильевна
Цели занятия:
  1. Дидактическая (обучающая) цель: обеспечить обобщение, систематизацию и контроль знаний учащихся по дисциплине; обеспечить усвоение основных понятий при разработке бизнес-плана
  2. Воспитательная цель: воспитание чувства ответственности; формирование навыков самостоятельной деятельности
  3. Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной работы; развитие критического мышления; развитие творческих способностей.
 
Тип занятия. Урок изучения новых знаний, а также систематизации, обобщения и контроля знаний.
Дисциплины, с которыми осуществляются межпредметные связи: маркетинг, экономика организации, налогообложение.
Оборудование и технические средства обучения (ТСО): рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным комплексом, рабочие места учащихся.
Методическое и информационное обеспечение: инструкционные карты, карточки-задания, опорные конспекты, презентации.
Формы организации занятия: индивидуальная работа, фронтальная работа, критическое мышление, работа в командах.
Методы обучения:
  • Методы контроля (викторина);
  • Словесный метод;
  • Метод критического мышления;
  • Элементы педагогического менеджмента.  

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап:
  • Приветствие и выявление отсутствующих на занятии, привлечение структур самоуправления в группе для проверки наличия учащихся на занятии;
  • Проверка готовности учащихся и учебного помещения к занятию: компьютеры, мультимедийный комплекс, презентация, рабочие места студентов, тетради, цветные фломастеры, инструкционные карты, карточки-задания.
  • Вступительное слово преподавателя: комментарии к материалам урока и ходу проведения урока.
  1.  Актуализация опорных знаний и умений, мотивация учебной деятельности и целеполагание (урок-игра).
Структура урока-игры:
  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Конкурс-аукцион
  4. Блиц-турнир
  5. Конкурс капитанов
  6. Работа жюри
  7. Оценки результатов деятельности студентов.
Приветствие: представление команд. Каждая команда представляет название и капитана. Максимальное количество баллов 5.
Разминка: Участвуют обе команды. Учитель задаёт вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы для команд:
  1. Какой налог должен уплатить гражданин, если он приобрёл яхту? Ответ: транспортный налог.
  2. Как называются затраты, не зависящие от объёма выпускаемой продукции? Ответ: постоянными.
  3. Как называется кредит, предоставленный кредитно-финансовыми учреждениями? Ответ: банковский.
  4. Тип хозяйства, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя. Ответ: натуральное хозяйство.
  5. Ставка налога на прибыль организаций. Ответ: 20%.
  6. Ставка налога на имущество организаций. Ответ: 2,2 %.
  7. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. Ответ: договор.
  8. Риск, обусловленный характером бизнеса. Ответ: предпринимательский риск.
  9. Вид предпринимательской деятельности, направленный на поиск и привлечение свободных финансовых средств и инвестирование их в элементы основных фондов, которые передаются во временное пользование. Ответ: лизинг.
  10. «Аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Ответ: франчайзинг.
            Конкурс-аукцион. Необходимо угадать деятелей, повлиявших на развитие предпринимательства в России. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла, с одной подсказкой – 2 балла, с двумя подсказками 1 балл. Подсказку получает та команда, которая предложит большее количество экономических денег (1 балл – 1 рубль).
            Вопросы для команд:
  1. Российский император, благодаря которому предпринимательство вышло на новый уровень развития  
Ответ: Пётр I.
 
Подсказки:  - во время правления этого императора возникли сотни новых промышленных заводов;
                      - основал город Санкт-Петербург.                   
  1. Провёл аграрную реформу, которая была направлена на создание в крестьянской среде мощного слоя крестьян – собственников.
 
Ответ: П.А. Столыпин
 
      Подсказки: - реформа проведена 1906 году,
                          - приходился Лермонтову троюродным братом.
 
Блиц-турнир. Русские учёные-экономисты.
Участвуют обе команды. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
  1. Пушкин называл его «первым нашим университетом».
Ответ: М. Ломоносов
  1. Автор работы «О значении золота теперь и после полной побыды социализма»
Ответ: В. Ленин
  1. Первый и единственный в России лауреат Нобелевской премии по экономике.
Ответ: Леонид Канторович
  1. Дал быстрое развитие статистики в России. Является классиком статистической науки в России и в мире.
Ответ: Чупров
 
            Конкурс капитанов. Капитаны получают цветные карточки с заданиями.
 
СИНЯЯ КАРТОЧКА: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины. Время на выполнение задания 20 секунд. За каждое правильное слово капитан получает 1 балл.

 
  1. Б И Л Ь П Р Ы        _______________________
  2. Х О О Д Д               _______________________
  3. Т Ы Т Р А З А         _______________________
  4. Я Л Ц И Ф Я И Н   _______________________
 
КРАСНАЯ КАРТОЧКА: переставив буквы в приведенных ниже словах, получите экономические термины. Время на выполнение задания 20 секунд. За каждое правильное слово капитан получает 1 балл.

 
  1. Г А Л О Н                        _______________________
  2. Т А Н Е Р                         _______________________
  3. ЖИЗРДЕКИ                    _______________________
  4. Р А Ц А Б О Б Е З И Т   _______________________
 
Работа жюри. Подведение итогов работы команд по каждому конкурсу. Заполнение протокола (Приложение 1).
 
Оценки результатов деятельности студентов.

 
  1. Освоение и применения новых знаний и умений.
  • Объяснение нового материала с элементами критического мышления.
ПЛАН УРОКА:
  1. Объяснение порядка ведения урока.
  2. Совместная работа с учащимися, создание гроздей.
Вопросы необходимые для составления гроздей:
  1. Для кого разрабатывается бизнес-план?
  2. Каковы цели бизнес-плана?
  3. Какие вы знаете виды бизнес-планов?
  4. Какие вы знаете методики разработки бизнес-плана?
  5. Какова структура бизнес плана?
  1. Самостоятельная работа с текстом (маркировка). Маркировка – это оценка уровня знаний, специальными знаками по каждому абзацу текста.
Маркировка:
«+» это я знал(а)
«-»  это для меня новое
«~» это вызывает сомнения (считал иначе)
Задание для самостоятельной работы:
I вариант – Пользователи бизнес-плана
II вариант – Цели бизнес-плана
III вариант – Виды бизнес-плана
IV вариант – Методики разработки бизнес-планов
V вариант - Состав бизнес-плана.
В ходе самостоятельной работы учащиеся используют информационные карты (Приложение 2).

 
  1. Проверка самостоятельной работы и обсуждение результатов (корректировка, дополнение, внесение данных).
  2. Подведение итогов, путем сравнения первоначального варианта гроздей с окончательным.
  3. Составление сиквейна.
Сиквейн – краткое изложение пройденного материала. Он служит для закрепления пройденного материала. Сиквейн – это подбор значимых для темы слов.
- Одно существительное,
- Два прилагательных,
- Три глагола,
- Фраза из 4 (5) слов,
- Слово, характеризующее суть изучаемого объекта.
Например:
- Почва,
- Глинистая, песчаная,
- Чернеет, краснеет, вымывается,
- В ней главное перегной,
- Кормилица.
7) Составление гроздей в сервисе https://www.mindmeister.com
  1. Подведение итогов занятия.
  • Всем обучающимся преподаватель выдает бланки с рефлексией по достигнутым образовательным результатам и просит оценить свою работу и урок в целом.
  • Анализ достигнутых результатов; оценка достижений учащихся по результатам проведения занятия, обоснование выставленной оценки педагогом.
  • выдача домашнего задания: выполните в тетради, ответив на вопрос «Какие ошибки можно допустить при написании бизнес-плана?»
  • Преподаватель благодарит всех обучающихся за проделанную работу.
  • Окончание занятия. 
Приложение 1
Протокол
Этапы Мах. количество баллов Команда Команда
Состав:
 
Состав:
Приветствие 5    
Разминка 1 бал. за каждый правильный ответ    
Конкурс-аукцион 3 балла    
Блиц-турнир 3 балла    
Конкурс капитанов За каждое слово 1 балл    
ИТОГО      
 
  
Приложение 2
 
Тема: Методические основы разработки бизнес-плана. Состав бизнес-плана
 
Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес- операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.
Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).
Бизнес-план служит трем основным целям:
  • он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;
  • служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект;
  • кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:
  • бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
  • бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;
  • бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;
  • бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.
Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.
Самыми распространенными среди них являются стандарты:
  • Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);
  • Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);
  • Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);
  • Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;
  • Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
  • Министерства финансов РФ;
На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:
  1. Титульный лист.
  2. Резюме/Вводная часть.
  3. Анализ положения дел в отрасли.
  4. Сущность проекта.
  5. План маркетинга.
  6. Производственный план.
  7. Организационный план.
  8. Финансовый план.
  9. Оценка рисков.
  10. Приложения.
Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:
  • полное название фирмы;
  • сведения о владельцах или учредителях;
  • краткая характеристика сути предлагаемого проекта;
  • общая стоимость проекта;
  • указание на конфиденциальный характер данного документа.
Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну – четыре страницы. Раздел включает:
  • более подробную характеристику направления деятельности предприятия;
  • общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;
  • обоснование перспективности проекта;
  • необходимый объем инвестиций для реализации проекта;
  • контрольные сроки по проекту.
К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана.
Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:
  • динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
  • тенденции ценообразования;
  • всесторонняя характеристика конкурентов;
  • выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;
  • характеристика потребителей;
  • оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;
  • перспективные рыночные возможности.
Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:
  • основные цели;
  • характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;
  • подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;
  • стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
  • характеристика предприятия;
  • общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.
План маркетинга. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:
  • программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;
  • общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;
  • направления совершенствования продукции;
  • требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;
  • обоснование ценовой политики;
  • планирование сбыта;
  • планирование товародвижения;
  • планирование рекламной кампании;
  • планирование сервиса;
  • система маркетингового контроля.
Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:
  • производственные мощности;
  • описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;
  • субподрядчики;
  • оборудование;
  • производственные площади;
  • сырье;
  • себестоимость.
Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:
  • организационно-правовая форма;
  • организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;
  • характеристика учредителей;
  • характеристика руководящего состава;
  • работа с персоналом;
  • материально-техническая обеспеченность управления;
  • местонахождение предприятия.
Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:
  • сводный баланс доходов и расходов;
  • план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;
  • балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;
  • план по источникам.
Оценка рисков. Назначение раздела – в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:
  • перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта;
  • определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;
  • разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
  • обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми, в силу этого, можно пренебречь.
Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д.
Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»