Мастер производственного обучения — воспитатель!
Шишонок Любовь Николаевна
В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только там, где к работе относятся с любовью, где понимают его необходимость и пользу, где труд делается основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл.
Мастер производственного обучения на мой взгляд — это воспитатель.
Воспитатель — это педагог, владеющий технологией воспитательного воздействия на личность группы, коллектив, обладающий организаторскими навыками и умениями, ориентирующийся на обучающихся, как на высшую ценность, способный к непрерывному саморазвитию.
Мастер производственного обучения — это воспитатель — координатор усилий педагогов, семьи, социума, организатор системы отношений.
При работе мастера перед ним стоят следующие простые на слух, но имеющие глубокие воспитательные корни задачи:
- изучение личности каждого обучающегося;
- формирование познания обучающимися своих положительных и отрицательных качеств, способностей;
- воспитание позитивного отношения к себе и к окружающим
- формирование умения строить бесконфликтные отношения в группе
И, конечно, готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональной самостоятельности и направленности, мотивации к труду формируется в первую очередь в процессе практического обучения мастером производственного обучения.
Мастера производственного обучения выполняют очень важную роль в воспитании обучающихся. Они формируют и профессиональные, и общие компетенции
у обучающихся, сформированность которых необходима в дальнейшей профессиональной и личной жизни молодых специалистов. На уроках производственного обучения мастер имеет возможность глубоко изучить индивидуальные особенности своих воспитанников, их способности, интересы и склонности, а зная обучающихся, он может более точно определить содержание, формы и методы коллективной и индивидуальной работы
в группе. Благоприятные условия работы мастера с группой. Особенности его педагогической деятельности позволяют успешно обучать и воспитывать будущих рабочих.
Хорошо известно, что планирование является началом любой деятельности, оно помогает рационально распределять имеющиеся силы. Активное участие подростков
в планировании деятельности группы вооружает их целым рядом организаторских компетенций, необходимых в будущей жизни и деятельности.
Организуя планирование деятельности актива, мастер учит его и всех обучающихся видеть перспективы работы группы, вооружает их умениями расставить наиболее рационально силы коллектива, учитывая объем и характер намеченной работы
в соответствии с конкретными возможностями группы и каждого ее члена, отвечающего за тот или иной участок выполнения плана.
Воспитать у учащихся активную жизненную позицию невозможно, если они сами не работают над совершенствованием своих положительных качеств и над преодолением отрицательных, если они не заботятся о развитии способностей, не прилагают усилий
к преодолению трудностей в усвоении знаний, в выработке учебных, трудовых
и профессиональных компетенций.
Труд – это тот станок, на котором ткутся самые тонкие человеческие отношения
и формируются глубинные личностные качества: инициатива, и находчивость, активная творческая позиция, упорство в достижении цели. Мастер производственного обучения должен осознавать, что личность видится как некий индивид с независимыми предпочтениями, а поэтому в работе с группой, прежде всего, следует руководиться интересами учащихся. В своей работе мастер, как у любого педагога, очень многое зависит от успехов учеников, продуктивности их работы, успешности овладения ими изучаемой специальности. А как основу профессиональной деятельности мастера составляет работа с группой и отдельно с каждым подростком для этого необходимо опираться на знание законов психического развития личности уметь направить инициативу учащихся в нужном направлении, подтолкнуть их к поиску решения конкретной проблемы, подсказать идею, тем самым не проявлять своей доминирующей роли и предоставить учащимся максимум самостоятельности. Соблюдая такие правила, можно достичь вместе со своими воспитанникам отличных результатов.
Одной из важных задач мастера производственного обучения является взаимодействие с родителями обучающегося.
Уважаемые коллеги! В общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это улыбка, имя собеседника, комплимент. Эти плюсы одинаково работают и при установлении контакта с обучающими и с их родителями
и с коллегами и в нашей обычной жизни.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии с родителями. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Я расскажу более подробно о том, по каким правилам я выстраиваю свой диалог с родителями моих воспитанников. Психологи говорят, что в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка…да ребёнка, и не важно, что этому ребёнку уже 18, он всегда будет ребёнком для своих родителей.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения или успеваемости ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала расскажите об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах подростка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не «сверлите» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Это самые основные правила установления хорошего личностного контакта
и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.