Овладение технической лексикой английского языка
как способ формирования профессиональных компетенций
Севастьянова Анастасия Вячеславовна
Напичканный знаниями,
но не умеющий их использовать
ученик напоминает фаршированную
рыбу, которая не может плавать.
А.Л. Минц
Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов.но не умеющий их использовать
ученик напоминает фаршированную
рыбу, которая не может плавать.
А.Л. Минц
Возрастание роли английского языка в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обуславливается:
-расширением международных экономических связей,
-развитием глобальных компьютерных сетей,
-все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий,
- документы, технические паспорта, инструкции к оборудованию, произведенному за рубежом, написаны на английском языке. Для перевода требуется знание терминологии,
- возможность зарубежных стажировок и работы в интернациональном коллективе требует успешного освоения и прочного владения английским языком.
Владение английским языком необходимо так же, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально — коммуникативной компетенции в сфере среднего профессионального образования.
Конкурентоспособность предполагает у соискателя преимущества состязательного характера: более высокая квалификация, профессионализм, опыт практической работы, владение языком международного общения, стремление к совершенствованию своих профессиональных компетенций.
Компетенциями можно назвать совокупность знаний, умений, навыков, личностных характеристик, которые специалист способен использовать в своей трудовой деятельности, принимая правильные решения даже в нестандартных ситуациях и взяв ответственность за принятые решения на себя.
ФГОС определяют две группы компетенций, которые должны формироваться в процессе обучения. Это общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции декларируются для многих видов деятельности и жизнедеятельности в том числе, а профессиональные -предназначены для решения задач профессионально направленной деятельности.
Уровень освоения дисциплины Английский язык в профессиональной деятельности проявляется в умении владеть профессиональной лексикой, читать и переводить при помощи словаря тексты общей лексической и научно-технической направленности, работать с технической документацией и изъясняться на изучаемом языке на общие и профессиональные темы.
Так как иностранный язык на сегодняшний день становится не целью, а средством изучения, то возникают определенные проблемы.
- иностранный рассматривается как второстепенная дисциплина
- недостаточное количество учебников и учебных пособий для средних специальных учебных учреждений, имеющих узкую профессиональную направленность.
- не все обучающиеся приходят в колледж с базовыми знаниями по иностранному языку, у многих знания достаточно бедные.
- очень часто интерес к предмету у обучающихся падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми они встречается при изучении дисциплины.
Исходя из вышеизложенного, перед перед обучающимися должга быть поставлена следующая цель:
Освоить стандарт школьного образования и сформировать учебные компетенции в сфере профессиональной лексики английского языка по специальности, …………
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- мотивировать каждого обучающегося к активному усвоению профессиональной лексики;
- учебный материал не должен быть перегружен;
- методы и формы проведения уроков должны быть разнообразны.
В ходе изучения курса обучающиея знакомятся:
- с производством поездов, основными заводами-изготовителями, выпускающими современные поезда в России и за рубежом, и их видами;
- с основными техническими характеристиками поездов и их общим устройством (скорость, мощность, размеры, составляющие, электрооборудование)
- со структурой железнодорожного полотна и управлением его функциями
Совершенствованию умения овладения профессиональной деятельностью и приемами профессиональной коммуникации на иностранном языке способствуют учебные тексты
Расширение словарного запаса происходит непрерывно при обильном чтении и выполнении упражнений, которые обеспечивают повторение новой лексики. При усвоении новой лексики важно видеть и слышать слово.
. К принципам обучения профессионально-ориентированной лек-
сики относятся:
− дидактические (принцип наглядности, принцип межпредметной интеграции);
− лингвистические (принцип минимизации языка, принцип концентризма),
− психологические (принцип поэтапности в формировании лексическихнавыков и умений);
− методические (принцип обучения лексике в различных видах речевойтдеятельности, принцип дифференцированного подхода в зависимости от цели усвоения лексики, принцип профессиональной направленности обучения,
Одним из методов, который предоставляет учащимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем является метод проектов. Он мотивирует учащихся к получению до-
полнительных знаний, способствует развитию социальных и деловых компе-
тенций, даёт возможность проявить себя и достичь успеха более слабым уча-
щимся. Используя источники из интернета для создания своих проектов, уча-
щиеся получают информацию о будущей профессии, не только в рамках соб-
ственной культуры, но и культуры страны изучаемого языка.
Для обучения профессионально-ориентированному английскому языку
выделяют следующие типы уроков:
- Урок-изучение нового материала (урок-лекция, теоретическое исследование в рамках изучаемой профессии).
- Урок по применению и совершенствованию знаний (практические задания, сочинения, выполнение упражнений, деловая игра).
- Комбинированный урок (сочетание различных видов занятий).
- Контрольное занятие (тест, устный опрос, письменная работа, зачёт, викторина).
Все это приводит к положительным результатам:
во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием студентов;
во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются, обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект
развития творческого мышления);
в-третьих, решение проблемных вопросов выступает своеобразным
приемом в развитии интеллекта (развивающий эффект);
в-четвертых, подобного рода урок повышает интерес студентов к содержанию общеобразовательной дисциплины и способствует их дальнейшей успешной подготовке (эффект психологической подготовкиобучающихся к будущей деятельности).