Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальность среднего профессионального
образования в современном мире

Науменко Дмитрий Сергеевич
Среднее профессиональное образование обеспечивает получение специальности и продвижение личности в образовательной системе. На современном этапе наиболее востребованными становятся квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена, обладающие профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям современного непрерывно развивающегося производства. Перед системой профессионального образования встает проблема подготовки специалиста, востребованного на современном рынке труда.
Система среднего профессионального образования России, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурнотехнического уровня, всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе.
Среднее профессиональное образование страны занимает особое место в удовлетворении потребностей личности и общества. В настоящее время такое образование имеет 22 % трудоспособного населения страны. В производственной и социальной сфере занято 21,6 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет
34 % от общей численности трудящихся (или 62 % от числа занятых специалистов). В Российской Федерации функционирует 2865 средних специальных учебных заведений.
По данным Росстата, число обучающихся в системе среднего профессионального образования в 2013 г. составило 2,087 млн чел.
Среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе. 
Возникает и обостряется противоречие между объективной сущностью профессионального образования, формированием личности вообще и востребованностью на рынке труда работника со специализированными профессиональными качествами, в частности, между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением им студентами через множество учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Современная экономическая ситуация стимулирует изменения в развитии профессионального образования в Российской Федерации. Наиболее востребованными становятся квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена, обладающие дополнительными профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям современного непрерывно развивающегося производства.
В ходе тесного взаимодействия образовательной организации с работодателями определяются конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), и перечень профессиональных компетенций будущего специалиста.
Поскольку компетенции ориентируют обучающегося на формирование способности
осуществлять деятельность, в компетентност-ном подходе используются понятия «готовности» и «способности» к определённой деятельности.
Образовательная организация среднего профессионального образования должна обеспечить формирование таких профессиональных компетенций и качеств личности выпускника, которые позволили бы ему решать производственные задачи сегодняшнего дня, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, гарантировали бы социальную защиту и конкурентоспособность на рынке труда.
По окончании освоения основной профессиональной образовательной программы, обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Эти компетенции действительно являются необходимыми для выполнения основных видов профессиональной деятельности, однако, развитие техники, технологии -процесс непрерывный. Происходит постоянное обновление производства, а значит, возникают дополнительные требования к компетенции специалистов.
Производству нужны не просто всесторонне развитые люди, а работники с определенными, конкретными профессиональными компетенциями, зачастую дополнительными к тем, формирование которых предусмотрено ФГОС СПО по специальности, профессии.
Именно здесь и возникает необходимость быстрого реагирования на изменяющиеся требования производства к квалификации рабочих, специалистов среднего звена. Компетенции, которые лежат за пределами ФГОС СПО, но крайне необходимы специалистам, занятым на современном производстве, мы предлагаем рассмотреть как дополнительные профессиональные компетенции.
В современной научной литературе и нормативных документах отсутствует понятие «дополнительные профессиональные компетенции». В этой связи считаем необходимым выделить данную группу компетенций и дать определение понятия «дополнительные профессиональные компетенции».
Подготовка выпускников к профессиональной деятельности является целью каждой образовательной организации среднего профессионального образования, которая достигается в результате формирования у студентов профессиональных компетенций. До недавнего времени требования к личностным качествам специалистов определялись односторонне, без учета современных достижений мировой цивилизации в области науки, технологий, образования, без учета личностного потенциала будущих специалистов и динамичности развития производства.Только совместная работа профессиональной образовательной организации и работодателей в тесном и непрерывном сотрудничестве может способствовать подготовке специалиста, востребованного на современном производстве.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»