Основная концепция преподавания предмета «Живопись»
в Российском колледже традиционной культуры
Берникова Светлана Владимировна,
преподаватель первой категории дисциплин
профессионального цикла в СПБ ГБ ПОУ
«Российский колледж традиционной культуры»
Становление современного художественного образования в области декоративно-прикладного искусства претерпевает различные изменения и на сегодняшний день регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Требования к выпускнику по ФГОС включает в себя формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Изменения в системе образования в области социального и государственного запроса к специалистам, влекут за собой изменения и в методике преподавания.преподаватель первой категории дисциплин
профессионального цикла в СПБ ГБ ПОУ
«Российский колледж традиционной культуры»
Изучение дисциплины «Живопись» в учреждении среднего профессионального образования «Российский колледж Традиционной культуры» организуется таким образом, чтобы студенты освоили знания и умения, обеспечивающие формирование общих и профессиональных компетенций, представленных в ФГОС.
При подготовке по квалификации «художник - мастер, преподаватель» одним из основополагающих факторов является обучение академической живописи. Методика преподавания живописи может включать в себя как традиционные, так и современные подходы. К традиционным методам художественного академического преподавания живописи относятся: изучение законов перспективы и композиции, цветоведения, копирование работ великих мастеров, пленэрный метод обучения, как один из важнейших разделов курса обучения изобразительной грамоте, способствующий пониманию законов воздушной перспективы, развитию творческого воображения, умению анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительные мотивы. Основой данных методов является наблюдение, копирование и работа с натуры. Натурный метод сохраняется как базовый принцип в практике освоения академической живописи, особенностями обучения которого является развитие комплексных знаний и практических навыков в области живописного изображения, как средства выражения конкретной идеи.
Живопись представляет собой комплексный учебный предмет, занимающий приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего художника декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Живопись как учебный предмет усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по мастерству, проектированию, композиции, уроки рисунка, пластической анатомии, и цветоведения, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности учащихся. [3]
Как показывает опыт работы, наши студенты в большинстве случаев (50-30%) поступали в наш колледж без какой-либо художественной подготовки на специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам деятельности: художественная роспись ткани, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по дереву, художественная обработка дерева. В этом есть определенная сложность работы. Задача педагогов – сформировать у студентов не только теоретические знания, но и практические навыки в области живописи, понимание специфики выразительных средств живописи, навыки в реализации художественного замысла.
На уроках живописи студенты изучают различные живописные техники: выполняют работы лессировочными акварельными красками и кроющими красками, такими как гуашь и темпера. При этом программа составлена таким образом, что студенты на первом курсе знакомятся с приемами и техниками письма акварельными и кроющими красками (гуашь, темпера).
В дальнейшем выбор живописной техники зависит от направления обучения студента в соответствии с видом деятельности. Обучающиеся по видам: художественная роспись ткани, художественная керамика (роспись по фарфору) преимущественно работают акварельными красками, т.к. работа с тканью (батик) или с фарфором предполагает использование прозрачных анилиновых и керамических красок. А для студентов, обучающихся по видам: художественная роспись по дереву, лаковая миниатюрная живопись, художественный металл, художественное ткачество и ковроткачество (гобелен), художественная керамика (интерьерная керамика и моделирование, формование фарфоровых изделий), художественная обработка дерева, предпочтительной является работа гуашью или темперой, так как при работе с проектной подачей в этих направлениях в основном используются кроющие клеевые краски.
При этом студенты не ограничены строго определенной техникой в грфических трансформациях и декоративных переработках, при выполнении этих заданий они могут использовать, как смешанную технику, так и чередовать на практике работу с различными материалами.
Существующая программа по живописи, используемая в нашем учебном заведении, отражает как элементы академической живописи, так и практические умения декоративной переработки живописных этюдов, в процессе выполнения которой обучающиеся выявляют наиболее характерные свойства и признаки предметной формы, осуществляют процесс переработки реалистического изображения в декоративно-условную композицию на плоскости, обобщают, создают художественный образ.
Художник-мастер, преподаватель должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект. [2]
На формирование творческого потенциала выпускников большое значение имеет участие студентов в выставках, только за последние три года наши студенты принимали участие в городской Рождественской выставке-конкурсе «В мире балета «Щелкунчик» к 245-летию со дня рождения художника и композитора Э.Т.А.Гофмана, общегородской открытой выставки-конкурсе детского художественного творчества «Мир художника»,в городской выставке-конкурсе пейзажей «О Русь, взмахни крылами», посвященной 125-летию со дня рождения Сергея Есенина и других.
Одной из важнейших задач современного художественного образования является приобщение молодого поколения к истокам отечественной и мировой живописной культуры, традиционному и декоративно-прикладному искусству России. Сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге требует обязательного творческого подхода к изучению и переосмыслению наследие Мировой культуры как в области живописи, так и в области декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и городских ремесел.
Используемые источники:
- Львова. Е. В. «Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям» / Е. В. Львова, С. В. Шаброва. —Молодой ученый. — 2020. URL: https://moluch.ru/archive/305/68703/
- Серов П.Е. «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства»/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./-URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-rukovodstvo-obucheniem-zhivopisi-v-srednem-professionalnom-uchebnom-zavedeni/read
- Васильева Е.И. «Особенности преподавания живописи в профессиональном обучении художника традиционного прикладного искусства» –URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-prepodavaniya-zhivopisi-v-professionalnom-obuchenii-hudozhnika