Научно-практическая конференция
«Среднее профессиональное образование: практика и управление»
«Среднее профессиональное образование: практика и управление»
Актуальные вопросы воспитания человека
и гражданина в учебных заведениях системы СПО
Из опыта работы
Стручкова Татьяна Константиновна,
преподаватель истории и обществознания
СПб ГБПОУ «Техникум «Автосервис»
«Школа - это мастерская , где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»-преподаватель истории и обществознания
СПб ГБПОУ «Техникум «Автосервис»
писал французский писатель, публицист и общественный деятель Анри Барбюс ещё в рубеже 19-20 вв.
Трудно с ним не согласиться. Действительно, именно учебные заведения могут существенно повлиять на мировоззрение и жизненные приоритеты своих воспитанников. Современный мир с его прагматичными отношениями порождает множество проблем: подмена понятий в морали и нравственности, проблема одиночества, пренебрежение к простому труду, возвеличивание роли денег как показателя успешности в жизни, депрессии и уныние. Мир современного молодого человека переполнен вещами, которые дают множество возможностей получения потоков самой разнообразной, иногда искажённой, информации. Эта информация часто ложится тяжким грузом на неокрепшую душу и психику. Молодому человеку непросто найти ответы на многие нравственные и мировоззренческие вопросы.
Что есть добро и зло? Проблемой современной молодёжи становятся часто ложные авторитеты и идеалы. Куда пойти за помощью и поддержкой. Не всегда семейные отношения строятся на доверии. Поэтому подростки не всегда идут со своими проблемами в семью. Часто они остаются один на один с суровой реальностью жизни. Именно педагоги должны чутко улавливать настроение и жизненный настрой своего ученика. Помочь в трудную минуту добрым советом и поддержкой, закладывать духовно-нравственные основы личности, веру в добро и справедливость.
Что же мы педагоги можем сделать что бы помочь нашим воспитанникам твердо идти по жизни? На мой взгляд многое.
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) делает одним из ведущих принципов государственной политики нашей страны в области образования «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности и патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (Статья 3)
Великий русский педагог К.Ушинский говорил: «Педагогика не наука, а искусство-самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». Своеобразным логическим продолжением этой мысли может служить гуманистическое воспитание.
Гуманистическое и духовно-нравственное воспитание
Гуманизм лежит в основе образовательного процесса. Гуманизация образования предполагает создание условий, направленных на развитие способностей обучающегося и его самореализацию. Это положение основывается на уважении и выражается в целях жизнедеятельности учебного коллектива, в её содержании и в характере взаимодействия внутри коллектива. Поэтому главная задача преподавателя в общем деле гуманизации общества, образования, обучения состоит в создании условий для самореализации студента, свободное развитие его способностей. Нужно не защищать от противоречий жизни, а готовить к жизни в обществе социальных перемен.
«Воспитывать- значит готовить к жизни» говорил русский публицист Д. Писарев. И был абсолютно прав.
В том случае, когда происходит приобщение учащихся к важным общественным проблемам «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и человек» достигается гуманистическая направленность образования.
Так, историческое образование должно дать выпускнику объем знаний по предмету, основы исторического мышления, устойчивый интерес к истории своей страны и других стран и народов. Во всеобщей истории, мировой художественной культуре, интегрируясь в единый курс, позволяют повысить роль образования в адаптации молодежи к окружающей жизни. Но самое главное во всех курсах гуманитарного цикла – это проблема «Человек и человек». Если обучающийся усвоил знания о природе и обществе, но не может разобраться в себе и других, то обсуждение этой проблемы дает возможность учащимся задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысленности своей жизни, он сам формулирует смысл жизни, так как каждый человек самоценен и уникален. Это и есть устойчивая гуманистическую позицию.
«Обществознание» как цикл школьных курсов должно дать учащимся интегрированные знания о человеке и его месте в обществе, способствовать самоопределению личности, становлению человека-гражданина; дать обобщенную картину современного общества, способствовать адаптации учащихся к окружающей среде, заложить основу этико-правовых знаний как условия гармоничной и и стабильной жизни.
Методы реализация идей гуманизации.
- создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся всестороннее и гармоничное развитие личности.
- социализация личности законопослушного гражданина России.
- формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
- становление социально активной жизнестойкой личности;
- формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе; формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
- возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и творчеству.
Гражданское-правовое воспитание.
В современной России перед учебным заведением стоит важная задача – воспитание гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений. Эти знания помогут обучающимся адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, выражать и защищать свои интересы, успешно выполнять свои социальные роли и функции, строить взаимоотношения с окружающим миром. Этого можно добиться при благоприятных условиях для формирования личности гражданина, то есть формирования у обучающимся определенных общественно-политических знаний и норм поведения, определяющих отношение личности к явлениям общественной жизни. В наше время важными гражданскими качествами становятся:способность к самоопределению; уважение к достоинству каждого человека; гражданственность; патриотизм; уважительное отношение к защите родины, а, следовательно, и к армии; уважение к закону; признание прав человека и верховенства права.
Одно из важнейших направлений работы преподавателя гуманитарного цикла - это гражданское и патриотическое, нравственное воспитание учащихся.
Воспитание Гражданина – это формирование гражданских умений, гражданского поведения:
- создание опыта защиты своих личных интересов, интересов своей группы, своего коллектива;
- создание опыта активного социального действия;
- создание опыта участия школьников в коллективной жизнедеятельности – ученическое самоуправление;
- создание опыта законотворчества: выработки школьниками и педагогами общих – групповых, коллективных - правил, норм, законов.
Понятие «патриотизм» можно рассматривать как моральную позицию, выражающуюся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, к готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость и свободу.
Патриотизм может выражаться и в критическом отношении к существующей социально-политической несправедливости, в желании отдать все свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия Отечества. Отечество – это и государственность, и определенное географическое место («малая родина», «большая родина»), и природа, ее ландшафты, растительная жизнь, животная среда. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатство, без чего он не может состояться как личность.
Но главное – это соотечественники, родной народ с его историей и неповторимым этническим своеобразием.
Чтобы патриотическое воспитание было современным, необходимо
использование дискуссионных, проблемных методов.
Проблемность – это идеал не только современного развивающего обучения, но и современного развивающего воспитания.
Фундамент патриотического воспитания – нравственное начало. Нравственное воспитание строится на создании опыта понимания, принятия, общения, взаимопонимания, совместного действия с другими людьми . Другими, иными, непохожими на меня, на нас, с людьми другого пола, культуры, возраста, религии, социального слоя. В современной терминологии это называют «поликультурное воспитание».
Эффективному развитию устойчивых интересов к истории своей страны, других стран и народов, приобщению к мировой культуре, формированию у обучающихся системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях и, как результат этого, - гуманистической направленности личности, служит неразрывная связь уроков истории и обществознания с внеурочной работой.
Внеурочная деятельность
Эта воспитательная работа ведется в целом и в рамках методического объединения учителей истории и обществознания. Воспитание у учащихся высоких нравственных качеств человека и гражданина несет большой положительный заряд. Учащихся по-прежнему волнуют героические страницы истории своей страны и города, с чувством благодарности и уважения они относятся к старшим поколениям. Все эти категории значимы вдвойне, если рядом есть люди, которые передают свой богатый жизненный опыт, рассказывая об исторических событиях нашей страны, героическом прошлом нашего народа, испытаниях Великой Отечественной войны, участниками которых были сами. Тем интереснее рассказ педагога или сотрудника школы, пережившего блокаду Ленинграда. Традиционные встречи с ветеранами на уроках истории, классных часах, на общешкольных праздниках и конференциях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, полному снятию блокады Ленинграда; поздравления и концерты для ветеранов; выступления председателя Совета ветеранов полка перед педагогическим коллективом и учащимися на общешкольных мероприятиях. Выступление с докладами и презентациями на ежегодной экскурсии в музей техникума, посвященной блокаде Ленинграда в Великой Отечественной войне, также расширяет их знания о военных событиях, укрепляет связь между поколениями, воспитывает уважение к старшим, поднимает интерес к исследовательской работе.
Правила для преподавателя (гуманистическая парадигма):
- Демонстрировать доверие воспитанникам
- Помогать осознавать им себя, свои интересы, склонности, способности, потребности.
- Исходить из того, что у обучающегося есть мотивация к обучению.
- Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам
- Обладать способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его таким как он есть
- Быть активным участником группового взаимодействия в учебной и внеучебной работе и общении.
- Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
- Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.
- Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Заключение
Федеральный Закон «Об образовании» и Федеральный государственный стандарт общего образования ставит перед педагогами задачу формирования следующих качеств выпускников XXI столетия:
- Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины
- Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
- Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни
- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достиженияЗ совместного результата
- Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Данные компетенции формируются, в первую очередь, через привитие гуманистического мировоззрения, которое лежит в основе формирования гражданских, духовно-нравственных, патриотических и этико-правовых свойств личности участников образовательного и воспитательного процесса в системе профессионального образования.
Список Интернет-ресурсов
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федеральный государственный стандарт общего образования http://xn--80abucjiibhv9a.xn
Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации http://his.1september.ru/2000/no08.htm
Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.
Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288