Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семинарские занятия как эффективная форма
проведения занятий в средних профессиональных
образовательных организациях

Малышева Ольга Алексеевна,
преподаватель математики
Колледжа туризма Санкт-Петербурга
В апреле 2021 года была утверждена Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, в которой были сформулированы цели и задачи дальнейшего повышения качества образования. На базе Концепции разработана Методика преподавания общеобразовательных дисциплин, в которой конкретизированы для каждой учебной дисциплины цели, задачи и результаты освоения. Документ масштабный, содержательный и, во многом, программный для преподавателя. В частности, много внимания уделено необходимости синхронизации предметных, личностных и метапредметных
результатов с общими и профессиональными компетенциями, о механизмах достижения этих результатов, специфике организации учебных занятий  - применение активных и интерактивных методов обучения и т.д.
         Одним из эффективных инструментов решения многих из поставленных задач в системе СПО может быть проведение занятий в форме семинаров, которые позволяют реализовать стандартные требования к результатам обучения и учитывают психологические, индивидуальные, возрастные особенности студентов.
Я провожу не совсем классический семинар – включаю входной и выходной контроль с целью проверки готовности студентов к восприятию материала, проверки усвоения и возможности студенту осуществить рефлексию, т.е. провести анализ с целью самооценки своих возможностей, спланировать необходимую коррекцию. Входной контроль состоит из заданий, проверяющих базовые знания студентов,  выходной контроль состоит из 4-5 заданий, обязательны 1-2 по выбору студента, (т.к. времени остается немного). Важно, чтобы у студента была возможность выбора, который является, по существу, основой  любого творчества. Данный подход развивает адекватную самооценку студентов, они должны сами определить подходящий им уровень сложности и сделать правильный выбор. Ситуации выбора стимулируют внутреннюю мотивацию обучаемых, ответственность за свои успехи в учебной работе.
         По выбранным вопросам преподаватель может оценить общий уровень усвоения темы.
По утверждению современных психологов, формирование мотивации связано, в частности, с рефлексией, с результатами, которые должны быть измеримыми. Студент должен понять, достиг ли он цели, какие у него проблемы, с чем дальше предстоит работать. Рефлексия должна быть количественной (оценка) и качественной (выводы).
В течение года планируется 8- 9 семинаров с программной тематикой, заканчиваем семинаром «Математические методы решения практических задач». Это семинар – конференция.
         Первый семинар – обучающий, кроме тематического содержания студентам объясняются правила проведения семинара, рекомендации по подготовке выступлений, требования к представлению своей работы, критерии оценки, что и как должны делать слушатели. Следующие  - в основном, с целью систематизации материала при повторении темы или при изучении нового материала.
Семинары ПЗ – практические занятия -  оцениваются обязательно и ставится отметка.
Семинары – изучение нового материала – оцениваются обязательно, но отметка на данном занятии ставится по желанию студента.
Особая роль в проведении семинарских занятий принадлежит преподавателю. Преподаватель заранее определяет тему, цель, задачи семинара,  планирует его проведение, разрабатывает задания,  распределяет задания между студентами с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, консультирует во время подготовки презентаций, докладов, сообщений и рефератов, организует контроль, оценку, рефлексию.
Примерный план семинара:
  1. Вступительное слово преподавателя, обзор ЛСМ или ментальной карты темы, постановка целей
  2. Входной контроль
  3. Выступления студентов, анализ  результатов, выводы
  4. Выходной контроль, проверка
  5. Самооценка
  6. Рефлексия
Деятельность преподавателя при подготовке семинара:
  • Определить темы для обсуждения
  • Назначить выступающих (чаще по желанию, не меньше 2 человек на тему)
  • Организовать консультацию для ведущих тему
  • Подготовить необходимый раздаточный материал (план семинара для студентов, Оценочный лист, задания входного и выходного контроля).
  • Подготовить дополнительные вопросы для обсуждения, углубляющие и расширяющие тему
  • Продумать систему оценки деятельности всех участников семинара.
                 Во время проведения семинара основной задачей преподавателя является обеспечение активного участия всей группы в обсуждении вынесенных на семинар вопросов,  в подведении студентов к необходимым выводам и обобщениям, организация контроля, рефлексии.
Цель заключительного этапа подведения  итогов состоит в том, чтобы сделать объективный анализ и оценить работу обучаемых на занятии, выявить его положительные стороны и недостатки, дать рекомендации по устранению скрытых недостатков.
Важным моментом при подведении итогов семинара является организация рефлексии. Это не только эмоциональная оценка студентом своих ощущений, но и количественная, важно предоставить студенту возможность реально оценить свои знания, умения, навыки  и сформулировать имеющие место проблемы.
                   Как показывает уже 3 –летняя практика систематического проведения занятий-семинаров, у них «светлое будущее» – студентам нравятся семинарские  занятия, каждый выступивший успешно на семинаре (иначе не может быть – ведь готовимся) гордится собой, испытывает удовлетворение от хорошо сделанной работы, с каждым разом качество выступлений и интерес  к ним растет.
                    Семинары – универсальная форма проведения занятий,  успешно они могут проводиться при изучении всех дисциплин, т.к функции  семинара достаточношироки:
- учебно – познавательная:
 закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на занятиях и в ходе самостоятельной работы;
- обучающая:
семинар – это школа публичного выступления, способствует развитию навыков отбора, анализа и обобщения информации;
- побудительная:
побуждение к более активной и целеустремленной работе;
- воспитывающая:
формирование мировоззрения, убеждений, воспитание самостоятельности, смелости научного поиска, состязательности, норм корректного обсуждения проблем;
- контролирующая:
 контроль уровня знаний и качества самостоятельной работы.
Проведение занятий в семинарской форме позволит достичь следующих  результатов:
-  активное повторение, систематизация изученного материала
- формирование и совершенствование навыков планирования самостоятельной работы, поиска и  отбора нужной информации, работы над проектами
- развитие культуры общения в процессе совместной деятельности. корректное ведение дискуссии, умение выслушивать мнения оппонентов
-  правильное формулирование и изложение собственных выводов из изученного материала, 
-   осуществление самоконтроля, объективная самооценка и планирование коррекции своих знаний и умений
-  навыки презентации  результатов своей деятельности, публичных выступлений
- обеспечение преемственности между системой СПО и ВПО. 
Проведение семинаров возможно и  при дистанционном обучении или использовании его элементов (есть положительный опыт).
Проведя занятие в форме семинара, преподавателю полезно тоже провести рефлексию, оценить успехи и неудачи, сделать работу над ошибками.
Статья основана на личном опыте преподавателя. В теоретической части использована
Литература:
1. Жиляев, А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий // Инновации в образовании. - 2004. - №3. – С. 139 – 152.
2. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»