Семинарские занятия как эффективная форма
проведения занятий в средних профессиональных
образовательных организациях
Малышева Ольга Алексеевна,
преподаватель математики
Колледжа туризма Санкт-Петербурга
В апреле 2021 года была утверждена Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, в которой были сформулированы цели и задачи дальнейшего повышения качества образования. На базе Концепции разработана Методика преподавания общеобразовательных дисциплин, в которой конкретизированы для каждой учебной дисциплины цели, задачи и результаты освоения. Документ масштабный, содержательный и, во многом, программный для преподавателя. В частности, много внимания уделено необходимости синхронизации предметных, личностных и метапредметных
преподаватель математики
Колледжа туризма Санкт-Петербурга
результатов с общими и профессиональными компетенциями, о механизмах достижения этих результатов, специфике организации учебных занятий - применение активных и интерактивных методов обучения и т.д.
Одним из эффективных инструментов решения многих из поставленных задач в системе СПО может быть проведение занятий в форме семинаров, которые позволяют реализовать стандартные требования к результатам обучения и учитывают психологические, индивидуальные, возрастные особенности студентов.
Я провожу не совсем классический семинар – включаю входной и выходной контроль с целью проверки готовности студентов к восприятию материала, проверки усвоения и возможности студенту осуществить рефлексию, т.е. провести анализ с целью самооценки своих возможностей, спланировать необходимую коррекцию. Входной контроль состоит из заданий, проверяющих базовые знания студентов, выходной контроль состоит из 4-5 заданий, обязательны 1-2 по выбору студента, (т.к. времени остается немного). Важно, чтобы у студента была возможность выбора, который является, по существу, основой любого творчества. Данный подход развивает адекватную самооценку студентов, они должны сами определить подходящий им уровень сложности и сделать правильный выбор. Ситуации выбора стимулируют внутреннюю мотивацию обучаемых, ответственность за свои успехи в учебной работе.Одним из эффективных инструментов решения многих из поставленных задач в системе СПО может быть проведение занятий в форме семинаров, которые позволяют реализовать стандартные требования к результатам обучения и учитывают психологические, индивидуальные, возрастные особенности студентов.
По выбранным вопросам преподаватель может оценить общий уровень усвоения темы.
По утверждению современных психологов, формирование мотивации связано, в частности, с рефлексией, с результатами, которые должны быть измеримыми. Студент должен понять, достиг ли он цели, какие у него проблемы, с чем дальше предстоит работать. Рефлексия должна быть количественной (оценка) и качественной (выводы).
В течение года планируется 8- 9 семинаров с программной тематикой, заканчиваем семинаром «Математические методы решения практических задач». Это семинар – конференция.
Первый семинар – обучающий, кроме тематического содержания студентам объясняются правила проведения семинара, рекомендации по подготовке выступлений, требования к представлению своей работы, критерии оценки, что и как должны делать слушатели. Следующие - в основном, с целью систематизации материала при повторении темы или при изучении нового материала.
Семинары ПЗ – практические занятия - оцениваются обязательно и ставится отметка.
Семинары – изучение нового материала – оцениваются обязательно, но отметка на данном занятии ставится по желанию студента.
Особая роль в проведении семинарских занятий принадлежит преподавателю. Преподаватель заранее определяет тему, цель, задачи семинара, планирует его проведение, разрабатывает задания, распределяет задания между студентами с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, консультирует во время подготовки презентаций, докладов, сообщений и рефератов, организует контроль, оценку, рефлексию.
Примерный план семинара:
- Вступительное слово преподавателя, обзор ЛСМ или ментальной карты темы, постановка целей
- Входной контроль
- Выступления студентов, анализ результатов, выводы
- Выходной контроль, проверка
- Самооценка
- Рефлексия
- Определить темы для обсуждения
- Назначить выступающих (чаще по желанию, не меньше 2 человек на тему)
- Организовать консультацию для ведущих тему
- Подготовить необходимый раздаточный материал (план семинара для студентов, Оценочный лист, задания входного и выходного контроля).
- Подготовить дополнительные вопросы для обсуждения, углубляющие и расширяющие тему
- Продумать систему оценки деятельности всех участников семинара.
Цель заключительного этапа подведения итогов состоит в том, чтобы сделать объективный анализ и оценить работу обучаемых на занятии, выявить его положительные стороны и недостатки, дать рекомендации по устранению скрытых недостатков.
Важным моментом при подведении итогов семинара является организация рефлексии. Это не только эмоциональная оценка студентом своих ощущений, но и количественная, важно предоставить студенту возможность реально оценить свои знания, умения, навыки и сформулировать имеющие место проблемы.
Как показывает уже 3 –летняя практика систематического проведения занятий-семинаров, у них «светлое будущее» – студентам нравятся семинарские занятия, каждый выступивший успешно на семинаре (иначе не может быть – ведь готовимся) гордится собой, испытывает удовлетворение от хорошо сделанной работы, с каждым разом качество выступлений и интерес к ним растет.
Семинары – универсальная форма проведения занятий, успешно они могут проводиться при изучении всех дисциплин, т.к функции семинара достаточношироки:
- учебно – познавательная:
закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на занятиях и в ходе самостоятельной работы;
- обучающая:
семинар – это школа публичного выступления, способствует развитию навыков отбора, анализа и обобщения информации;
- побудительная:
побуждение к более активной и целеустремленной работе;
- воспитывающая:
формирование мировоззрения, убеждений, воспитание самостоятельности, смелости научного поиска, состязательности, норм корректного обсуждения проблем;
- контролирующая:
контроль уровня знаний и качества самостоятельной работы.
Проведение занятий в семинарской форме позволит достичь следующих результатов:
- активное повторение, систематизация изученного материала
- формирование и совершенствование навыков планирования самостоятельной работы, поиска и отбора нужной информации, работы над проектами
- развитие культуры общения в процессе совместной деятельности. корректное ведение дискуссии, умение выслушивать мнения оппонентов
- правильное формулирование и изложение собственных выводов из изученного материала,
- осуществление самоконтроля, объективная самооценка и планирование коррекции своих знаний и умений
- навыки презентации результатов своей деятельности, публичных выступлений
- обеспечение преемственности между системой СПО и ВПО.
Проведение семинаров возможно и при дистанционном обучении или использовании его элементов (есть положительный опыт).
Проведя занятие в форме семинара, преподавателю полезно тоже провести рефлексию, оценить успехи и неудачи, сделать работу над ошибками.
Статья основана на личном опыте преподавателя. В теоретической части использована
Литература:
1. Жиляев, А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий // Инновации в образовании. - 2004. - №3. – С. 139 – 152.
2. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.