Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы образования в сфере народной культуры

Козлова Надежда Борисовна
          Когда говорится о проблемах образования и воспитания всесторонне развитой личности, человека-патриота, уважающего традиции и любящего Родину, зачастую, вопрос формирования духовных ценностей рассматривается однобоко. Большинство педагогов, в качестве учебно-методического материала, наряду со школьной программой предлагают использовать: углублённое изучение истории, художественную литературу, музыкальные произведения и изобразительное искусство - определённой направленности. Но существует пласт знаний и навыков, являющийся основой национальной идентификации любого народа - это его культура (фольклор). [4]
          Народная культура - целостный комплекс материальных и духовных ценностей, сформировавшийся в течение столетий и вобравший в себя лучшие традиции устного творчества, музыки, танцев, декоративно-прикладного творчества, фольклорного театра и других видов творчества. Если рассматривать фольклор шире, то необходимо учитывать мировоззрение, поведение, традиции, обычаи и обряды этнических групп проживающих на определённой территории или объединённых единым прошлым.
          Изучая фольклор, человек знакомится с истоками национальной культуры, узнаёт, как формировались нравственные ориентиры и представления о добре, зле, морали и чести.
          Сегодня, сохранением, развитием и преподаванием народной культуры занимаются как государственные, так и частные специализированные и общеобразовательные учреждения.
          Наряду с музеями, и кружками художественной самодеятельности организованными при дворцах культуры местных общин, набирает популярность этно-туризм и этно-фестивали на которых демонстрируются предметы быта и произведения прикладного искусства, изготовленные современниками по традиционным технологиям. В региональных центрах народных промыслов возрождаются традиции гончарного мастерства, ткачества, росписи по дереву и металлу, кузнечного и оружейного дела.
          Но развитие и пропаганда народной культуры имеет скорее общепросветительскую, а зачастую туристическую направленность, ориентированную на взрослых людей, со сформировавшимся мировоззрением и духовными ценностями. Участие в фольклорных мероприятиях детей носит, скорее, развлекательный, эпизодический характер. [1]
          Система преподавания народной культуры сегодня представлена в форме самодеятельных ансамблей народной песни и танца, кружков рукоделия, студий художественной росписи, фольклорных театров - функционирующих при муниципальных учреждениях культуры и дополнительного образования. Процесс обучения в данных организациях зачастую не предусматривает всестороннего развития ребёнка. Методика преподавания сконцентрирована на обучении технике промысла или развитии специальных навыков, без всестороннего изучения истоков народных обычаев и причинно-следственных связей развития культурных традиций. И это закономерно, ведь зачастую, кружки и студии, работающие в направлении распространении народной культуры, как части системы воспитания детей и подростков, существуют благодаря неравнодушным гражданам и энтузиазму умельцев воссоздавших традиции предков. [2]
          Задача заключается в интеграции народной культуры в образовательный процесс, как неотъемлемой части системы воспитания человека на этапе дошкольного, общего и профессионального образования. Но для этого необходимо решить ряд актуальных проблем, на государственном и региональном уровнях, среди которых:
• широкая пропаганда народного творчества через федеральные и региональные СМИ;
• государственная поддержка региональных центров и предприятий производителей предметов традиционного быта и прикладного искусства, народной игрушки, посуды, чугунного литья и т.п.
• содействие в распространении народной драматургии в региональной театральной среде, особенно в детско-юношеских и кукольных театрах;
• обязательное включение народных литературных и музыкальных произведений в учебные программы соответствующих предметов;
• создание при образовательных организациях всех уровней, фольклорных студий и кружков, сделав их посещение максимально доступными для детей разных возрастов;
• создание условия для сохранения и преемственности знаний и навыков мастеров и художников, работающих в сфере народных промыслов.
          На уровне образовательного учреждения или организации культуры, необходимо решить ряд менее глобальных, но при этом не менее важных задач, среди которых:
• обеспечение целостности процесса обучения, путём создания образовательной среды, через наглядные пособия, аутентичные предметы народных промыслов, музыкальные инструменты, живопись и т.п.;
•комплексное учебно-методическое обеспечение;
• привлечение профессионально-педагогического состава из числа народных художников и мастеров, а также учителей, прошедших дополнительную подготовку в области народного творчества и декоративно-прикладного искусства;
• вовлечение родителей в педагогический процесс, путём организации совместных походов в музеи, на выставки произведений народных умельцев и фольклорные фестивали, в качестве зрителей или участников.
          Преподавание и распространение народной культуры должно носить системный характер, стать частью формального процесса обучения и воспитания. [3]
          Стоит помнить, что существует альтернативная педагогика - это негативная информация, искажающая ценностные ориентиры, пропагандирующая насилие, культ денег, тщеславие, эгоизм. К сожалению, сегодня разрушающие личность видео и аудио материалы становятся гораздо доступнее. Достаточно сделать несколько кликов на ПК или экране смартфона и ребёнок получает доступ к запрещённому контенту.
          На этом фоне, распространение национальных культурных традиций становится задачей особо актуальной, от решения которой зависит не только общий уровень культуры отдельных членов общества, но и будущее не одного поколения российских граждан.
Список использованной литературы.
1. Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений. - 4-е издание. – М: Флинта: Наука, 2002 -400 с.
2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры М.: "Изобразительное искусство", 2013. - 344 с.
3. Солодухина Т.К. Солодухин В.И. Основные направления воспитания этно-культурной ответственности в национально-культурных центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. - №3 (65) - С. 137-143.
4. Стрельцова Е.Ю. Развитие научных знаний о народном художевенном творчестве в системе художественного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №2 (58) - С. 256-262.
5. Шубин Ю.А. Социально интеграционные функции народного творчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №5. - С. 55-59.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»