Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Готовность к школе – это важно!

Сахарова Елена Эдуардовна

Каждый родитель рано или поздно понимает, что ребёнку пора идти в школу. Помня свои школьные годы, многие родители ждут, что их ребенок будет учиться без проблем, как и они в свое время. Иногда так и происходит, но чаще родители испытывают разочарование, когда ребенок не оправдывает их надежд. Почему необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а ещё лучше – до поступления в школу? Более половины «неготовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, трудности в общении и даже ухудшение состояния здоровья. Все дети период привыкания к новым школьным условиям переживают по- своему. Поэтому родителям нужно иметь представление  о том, как может протекать процесс адаптации к школе и вместе со специалистами разобраться в причинах трудности этого процесса.

Индикатором трудности процесса адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Первоклассники в два раза чаще и дольше болеют.

               Исследования специалистов показали, что большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.  Вторая группа  имеет более длинный период адаптации. Дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Третья группа - дети, у которых период адаптации может длиться до конца учебного года, и связан со значительными трудностями. Дети не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких ребят чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди  этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению.

              На формирование готовности ребенка к школе большое влияние оказывает семья. Первая школа  ребёнка – дом, а родители – первые и самые важные учителя. От них зависит, что он будет считать важным в жизни, какая система ценностей у него сформируется. Причиной неготовности может быть состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а, значит, ребёнок будет очень быстро утомляться, работоспособность будет низкой, учебная нагрузка окажется не по силам. Причиной неготовности  может быть не только сам ребёнок, особенности  развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растёт и развивается.

          Успешность обучения в школе определяется не  те только физическим состоянием здоровья, но и психологической готовностью. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь определённый кругозор, запас  конкретных сведений, понимать общие закономерности, лежащие в основе научных знаний. Не менее важны умения, которыми должен владеть ребёнок. Умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, умение анализировать свои действия, выделять существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от полученного результата. Необходимо развивать тонкую моторику руки: точность произвольных движений, пространственная ориентация, развитие чувства ритма, умение согласовать  темп и ритм движения.

У ребёнка должны быть развиты звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Из-за неправильного звукопроизношения  возникают ошибки в правописании, а невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Самое главное – научить  детей смотреть и видеть, слушать и слышать.

Немаловажна личностная готовность ребёнка. Нужно формировать у ребенка положительное отношение к школе, которое заключается в стремлении стать школьником, понять и принять важность обучения, в уважении к учителям и одноклассникам. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Личностное «хочу» постепенно должно уступить общественно-значимому  «надо».

Причиной некоторых трудностей в обучении  кроются в сфере общения с взрослыми с начала  поступления в школу. Дети иногда не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиться на учебном задании. Это зависит от имеющегося у ребенка опыта общения с взрослыми.

Не следует забывать и о эмоционально-волевой готовности, которая заключается в способности напряженно трудиться, делать то, что требует учёба, режим школьной жизни. Ребенка необходимо учить управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих семилетнему ребенку управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

Рекомендации родителям.

ü      Следите за здоровьем своего ребенка.

ü      Развивайте у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу и выносливость.

ü      Создавайте условия для развития моторики, особенно движений пальцев руки.

ü      В общении с ребенком не искажайте слова и никогда не подделывайтесь под «детский» язык.

ü      Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребенка  рассуждать.

ü      Постоянно обогащайте словарный запас ребенка.

ü      Учите слушать, то есть воспринимать информацию.

ü      Говорите о школе только то, что должно вызывать положительное эмоциональное отношение и интерес  ребенка.

ü      Избегайте критики ребенка наедине, а тем более в присутствии  других людей.

ü      Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

ü      Чаще общайтесь с ребенком, старайтесь выражать ему сочувствие, сопереживание, понимание, хвалите его.

ü      Ставьте перед ребенком такую цель, которую бы он понял и принял.

ü      Направляйте, помогайте в достижении цели.

ü      Приучайте не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

ü      Формируйте организованность: умение поддерживать порядок на  рабочем месте и соблюдать порядок дня.

              Ребенку важна и необходима поддержка родных. Наиболее адаптируются к школе дети, родители которых внимательны, умеренно требовательны, умеют прислушиваться к мнению и чувств

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»