Целевые компетенции в начальной и основной школе
Холодова Мирослава Львовна,
учитель физики ГБОУ СОШ №217 Санкт-Петербурга
В настоящей статье представлена разработка детализации компетенций школьников в соответствии с возрастными ступенями обучения.
Компетентностно-ориентированная траектория образовательного процесса современной школы выстраивается в соответствии с требованиями, в числе которых не только ориентация на личность обучаемого, его интересы и способности, но и обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сочетание интересов государства, общества и личности. Реализация компетентностного подхода отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентноспособной личности, обладающей свободой действий в быстро меняющихся общественно-экономических условиях.
-
Целевые компетенции выпускника начальной школы
К окончанию начальной школы учащийся:
-
уважает свою семью, класс и школу; вежлив, выполняет обещания; знает, что никого нельзя высмеивать, обижать или дразнить; умеет слушать собеседника и идти ему на уступки;
-
желает познавать, радуется новым знаниям и умениям, может учиться самостоятельно и вместе с другими, в паре и в группе, умеет распределять время на учебу, занятия по интересам, домашние обязанности и отдых;
-
знает свою национальную принадлежность и с уважением относится к ней;
-
может настроить себя на осмысление и преодоление задач; умеет составлять план дня и следовать ему;
-
умеет находить и понимать содержащуюся в текстах информацию (в том числе, данные, термины, действующих лиц, события, их время и место) и воспроизводить ее в устной и письменной форме;
-
понимает и использует выученные на иностранном языке повседневные выражения и простые фразы;
-
умеет производить арифметические действия и использовать подходящие для измерения вспомогательные средства и единицы измерения при решении соответствующих возрасту заданий в различных сферах жизни;
-
бережно относится к природе;
-
умеет целенаправленно проводить наблюдения; отмечать и описывать сходства и различия, умеет сопоставлять предметы и явления, группировать их на основании одного–двух признаков, читать простой план, таблицу, диаграмму и карту;
-
умеет пользоваться простыми компьютерными программами, а также техническими средствами, используемыми в школе и быту;
-
уважает родину и Российское государство, знает его символы и соблюдает связанные с ними правила поведения;
-
умеет замечать и ценить красоту; ценит творчество, чувствует радость движения, творческого самовыражения и творческой деятельности;
-
соблюдает чистоту и порядок, заботится о своей внешности и своем здоровье, хочет быть здоровым;
-
умеет избегать опасных ситуаций и обращаться за помощью в случае опасности, соблюдает правила дорожного движении;
-
знает, к кому обращаться с разными проблемами, и готов делать это.
-
Целевые компетенции выпускника основной школы
К окончанию основной школы учащийся:
-
ценит гармоничные человеческие отношения, понимает свою роль как член семьи, друг, товарищ и учащийся; соблюдает договоренности, надежен, отвечает за свои поступки; знаком с общепризнанными нравственными принципами и ценностями, следует им, неравнодушен, если их нарушают, и вмешивается при нарушении по необходимости и по мере своих возможностей;
-
умеет сосредоточенно выполнять учебные задания; в зависимости от характера учебных заданий под руководством учителя пользуется соответствующими возрасту познавательными методами (в том числе приемами работы в паре и группе);
-
ценит свою национальную принадлежность и культуру среди других национальностей и культур, относится к людям непредвзято, признавая различия в людях, взглядах и ситуациях, а также понимает необходимость компромиссов;
-
умеет планировать и оценивать свою деятельность, а также выбирать и применять необходимые для достижения результата приемы, видеть и признавать свои ошибки, а также корректировать свои действия;
-
умеет выражать, обосновывать и отстаивать свое мнение, знает свои сильные и слабые стороны, стремится определить круг собственных интересов;
-
предприимчив, верит в себя, формирует собственные идеалы, ставит перед собой цели и действует во имя их достижения, контролирует и корректирует свое поведение, ответственен в своих действиях;
-
умеет вдумчиво слушать и читать соответствующие возрасту тексты, создавать на соответствующем возрасту уровне корректные в языковом плане и отвечающие ситуации общения устные и письменные тексты, а также понимает устную речь;
-
способен ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации и партнеров по общению, понимает и умеет трактовать различные тексты, знает и соблюдает правила грамматики;
-
в ситуациях, требующих прямого и простого обмена информацией в пределах знакомых бытовых тем, способен общаться на иностранном языке;
-
уверенно производит математические действия и измерения, знает и умеет под руководством учителя применять правила логики при решении задач для разных сфер жизни;
-
умеет ставить естественнонаучные вопросы, обсуждать их, представлять научные точки зрения и делать выводы на основе доказательного материала; умеет вести себя на природе, интересуется природой и ее изучением;
-
умеет пользоваться компьютером и интернетом как средством коммуникации, умеет оформлять на компьютере тексты;
-
знаком с миром техники, использует технику по назначению и по возможности без риска;
-
понимает взаимозависимость человека и окружающей среды, ответственно относится к жизненной среде, живет и действует, не нанося вреда природе и окружающей среде;
-
умеет находить ответы на свои вопросы, черпать необходимую информацию из разных источников, трактовать, использовать и передавать ее; видит разницу между фактом и мнением;
-
осознает себя гражданином страны, следует нормам общественной жизни;
-
способен выражать себя творчески, ценит искусство и культурное наследие;
-
ценит здоровый образ жизни и придерживается его, знает о вредных для здоровья факторах и опасности веществ, вызывающих зависимость; физически активен;
-
нашел для себя подходящее увлечение, имеет общее представление о мире труда;
-
мыслит системно, творчески и критически, стремится к самосовершествованию.
В заключение можно отметить, что в качестве ведущей цели образования может стать мотивация к обучению в течение всей жизни: формирование компетенций, позволяющих каждому ученику выстраивать собственную образовательную и даже жизненную траекторию.