Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Целевые компетенции в начальной и основной школе

 

Холодова Мирослава Львовна,
учитель физики ГБОУ СОШ №217 Санкт-Петербурга

В настоящей статье представлена разработка детализации компетенций школьников в соответствии с возрастными ступенями обучения.

Компетентностно-ориентированная траектория образовательного процесса современной школы выстраивается в соответствии с требованиями, в числе которых не только ориентация на личность обучаемого, его интересы и способности, но и обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сочетание интересов государства, общества и личности. Реализация компетентностного подхода отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентноспособной личности, обладающей свободой действий в быстро меняющихся общественно-экономических условиях.

  1. Целевые компетенции выпускника начальной школы

К окончанию начальной школы учащийся:

  • уважает свою семью, класс и школу; вежлив, выполняет обещания; знает, что никого нельзя высмеивать, обижать или дразнить; умеет слушать собеседника и идти ему на уступки;

  • желает познавать, радуется новым знаниям и умениям, может учиться самостоятельно и вместе с другими, в паре и в группе, умеет распределять время на учебу, занятия по интересам, домашние обязанности и отдых;

  • знает свою национальную принадлежность и с уважением относится к ней;

  • может настроить себя на осмысление и преодоление задач; умеет составлять план дня и следовать ему;

  • умеет находить и понимать содержащуюся в текстах информацию (в том числе, данные, термины, действующих лиц, события, их время и место) и воспроизводить ее в устной и письменной форме;

  • понимает и использует выученные на иностранном языке повседневные выражения и простые фразы;

  • умеет производить арифметические действия и использовать подходящие для измерения вспомогательные средства и единицы измерения при решении соответствующих возрасту заданий в различных сферах жизни;

  • бережно относится к природе;

  • умеет целенаправленно проводить наблюдения; отмечать и описывать сходства и различия, умеет сопоставлять предметы и явления, группировать их на основании одного–двух признаков, читать простой план, таблицу, диаграмму и карту;

  • умеет пользоваться простыми компьютерными программами, а также техническими средствами, используемыми в школе и быту;

  • уважает родину и Российское государство, знает его символы и соблюдает связанные с ними правила поведения;

  • умеет замечать и ценить красоту; ценит творчество, чувствует радость движения, творческого самовыражения и творческой деятельности;

  • соблюдает чистоту и порядок, заботится о своей внешности и своем здоровье, хочет быть здоровым;

  • умеет избегать опасных ситуаций и обращаться за помощью в случае опасности, соблюдает правила дорожного движении;

  • знает, к кому обращаться с разными проблемами, и готов делать это.

     

  • Целевые компетенции выпускника основной школы

К окончанию основной школы учащийся:

  • ценит гармоничные человеческие отношения, понимает свою роль как член семьи, друг, товарищ и учащийся; соблюдает договоренности, надежен, отвечает за свои поступки; знаком с общепризнанными нравственными принципами и ценностями, следует им, неравнодушен, если их нарушают, и вмешивается при нарушении по необходимости и по мере своих возможностей;

  • умеет сосредоточенно выполнять учебные задания; в зависимости от характера учебных заданий под руководством учителя пользуется соответствующими возрасту познавательными методами (в том числе приемами работы в паре и группе);

  • ценит свою национальную принадлежность и культуру среди других национальностей и культур, относится к людям непредвзято, признавая различия в людях, взглядах и ситуациях, а также понимает необходимость компромиссов;

  • умеет планировать и оценивать свою деятельность, а также выбирать и применять необходимые для достижения результата приемы, видеть и признавать свои ошибки, а также корректировать свои действия;

  • умеет выражать, обосновывать и отстаивать свое мнение, знает свои сильные и слабые стороны, стремится определить круг собственных интересов;

  • предприимчив, верит в себя, формирует собственные идеалы, ставит перед собой цели и действует во имя их достижения, контролирует и корректирует свое поведение, ответственен в своих действиях;

  • умеет вдумчиво слушать и читать соответствующие возрасту тексты, создавать на соответствующем возрасту уровне корректные в языковом плане и отвечающие ситуации общения устные и письменные тексты, а также понимает устную речь;

  • способен ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации и партнеров по общению, понимает и умеет трактовать различные тексты, знает и соблюдает правила грамматики;

  • в ситуациях, требующих прямого и простого обмена информацией в пределах знакомых бытовых тем, способен общаться на иностранном языке;

  • уверенно производит математические действия и измерения, знает и умеет под руководством учителя применять правила логики при решении задач для разных сфер жизни;

  • умеет ставить естественнонаучные вопросы, обсуждать их, представлять научные точки зрения и делать выводы на основе доказательного материала; умеет вести себя на природе, интересуется природой и ее изучением;

  • умеет пользоваться компьютером и интернетом как средством коммуникации, умеет оформлять на компьютере тексты;

  • знаком с миром техники, использует технику по назначению и по возможности без риска;

  • понимает взаимозависимость человека и окружающей среды, ответственно относится к жизненной среде, живет и действует, не нанося вреда природе и окружающей среде;

  • умеет находить ответы на свои вопросы, черпать необходимую информацию из разных источников, трактовать, использовать и передавать ее; видит разницу между фактом и мнением;

  • осознает себя гражданином страны, следует нормам общественной жизни;

  • способен выражать себя творчески, ценит искусство и культурное наследие;

  • ценит здоровый образ жизни и придерживается его, знает о вредных для здоровья факторах и опасности веществ, вызывающих зависимость; физически активен;

  • нашел для себя подходящее увлечение, имеет общее представление о мире труда;

  • мыслит системно, творчески и критически, стремится к самосовершествованию.

В заключение можно отметить, что в качестве ведущей цели образования может стать мотивация к обучению в течение всей жизни: формирование компетенций, позволяющих каждому ученику выстраивать собственную образовательную и даже жизненную траекторию.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»