Роль дидактических игр и упражнений
в формировании познавательных
интересов младших школьников
Если спросить любого ученика, собирающегося в школу – хочет ли он учиться, то вы услышите утвердительный ответ и его намерения получать только пятерки. Мамы, бабушки и другие родственники отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня. Чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должно заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Учителю нужно сделать так, чтобы ребенок почувствовал, что учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. На каждом своем уроке надо искать мотив, который вносит в учение «живую искру», желание больше узнать и научиться. Результатом такой учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.
Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат – выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником, он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна пробуждаться такая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, т.е. мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей деятельности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.
Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Например, зачем надо знать правило о переместительном свойстве сложения и умножения? Зачем нужно находить сумму длин сторон прямоугольника? А в III классе на уроке математики дети отвечают: надо узнать, какой длины нужно купить клеенку, чтобы обить ею стены в коридоре квартиры, узнать длину тесьмы, чтобы обшить салфетку и т.д.
Помогая ребенку выделить учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы он сам научился видеть ее в новом материале, который еще только подлежит усвоению. Уделяя этому большое внимание, на каждом уроке ставлю вопрос: «Чему вы учились сегодня на уроке?», «Что нового узнали?». Так постепенно мысль ребенка подводится к выделению учебной задачи в освоенном материале. А, овладев этим умением, он сначала с помощью наводящих вопросов, а затем и самостоятельно начинает выделять учебную задачу и в новом учебном материале. Как же помочь ребенку в выделении учебной задачи и поддержать интерес к учебе?
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок занят важной для него игрой, то он не отвлекаясь, может играть 2, а то и 3 часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисования, конструирования и т.д.). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем ребенок занят. Он не будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему не безразлична или совсем не нравится.
Ребенку надо помочь в организации внимания и памяти. И хотя дети 6-7 лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в уроки элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Память также «схватит» значимые для ребенка события и сведения и сохранит их. Еще в I классе, когда я знакомлю учащихся с задачей и ее составными частями (условие, вопрос, решение и ответ), трудность возникла в запоминании этих частей и их последовательности. Я сделала детям красочные коронки «условие», «вопрос», «решение», «ответ» и повесила их в уголке «Задача». Дети надевали коронки, брали в руки числа для составления условия, решения и ответа и задача оживала перед детьми. Причем учащиеся строго контролировали себя и товарищей, чтобы каждый персонаж сказал только свою часть задачи. Так легко был решен вопрос об усвоении детьми структуры задачи.
Еще К.Д.Ушинский писал: «Внимание – есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит, следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово учителя, иначе оно не попадет в душу ребенка». Внимательно слушая объяснение на уроке, ученик легче воспринимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу по выполнению других заданий, в классе или дома. В своей работе наряду с другими воспитательными задачами, я отвожу внимание воспитанию произвольного внимания. Особенно важно обращать внимание в начале урока, т.к. это во многом определяет весь его дальнейший ход.
Для мобилизации внимания учащихся в начале урока математики я провожу устный счет. На уроке по теме «Изучение нумерации в пределах ста» предлагаю игру «Заметь все». На наборном полотне в один ряд выставляю 7-8 предметных картинок с изображением животных или игрушек. Предлагаю учащимся рассмотреть предметные картинки. Время фиксируется. Затем занавеску закрываю, предлагаю пересчитать предметные картинки, которые запомнили. Можно, например, несколько изменить или дополнить задание.
- Что изменилось? (Изменили местоположение 2-3 предметов).
- Убрали 2-3 картинки или добавили новые.
- Предметные картинки заменяются геометрическими фигурами.
- По мере знакомства с числами первого десятка на наборном полотне выставляются карточки с цифрами 5, 4,……, 1.
После некоторой паузы прошу детей назвать цифры, которые запомнили.
Сколько всего цифр на наборном полотне?
Назовите первую? Последнюю?
Широко использую также называемые ряды чисел.
Например, вывешиваю плакат с цифрами:
2 4 6 8 10 12
4 7 10 13 16 19
1 3 5 7 9 11
Предлагаю внимательно рассмотреть ряды чисел и ответить на вопрос:
Какие числа в 1, 2, 3 ряду?
При выполнении такого задания не все ученики сначала замечают закономерности и просто стараются запомнить числа. Но постепенно, после некоторых повторений, они не только запоминают числа, но и анализируют их последовательность.
Для отработки табличных случаев умножения провожу с детьми счет. Говорим, что считаем «двойками»:
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
«тройками»:
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 и т.д.
При этом счете, стараюсь обыграть упражнение и конкретизацию задания:
- Идем по правой стороне улицы, назовем хором номера домов:
2 4 6 8 ….
- Бежим дистанцию 40 метров – через «4». На каждое четвертое число – хлопок: 4, 8, 12, …
При изучении в I классе состава чисел от 1 до 10 широко использую пособие «домики» (см. приложение). Ребятам нужно быть внимательными в выборе числа для постановки в «Окошко». Это должно быть такое число, которое в сумме с данным даст № этого дома. Всем нравятся красочные дома и их обитатели – числа. Дети проявляют интерес, активность и находчивость и добиваются тем самым усвоения знаний состава чисел.
Внимание учащихся акцентирую и при решении задач. В некоторое из них часто включаю недостающее или лишнее данное. Приведу несколько примеров.
1. Для поливки огорода Миша принес 5 раз по 2 ведра воды и одну лейку. Сколько ведер принес Витя?
2. На кочке сидели 5 лягушек. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
3. На ветке сидело 5 рыбок. К ним прилетело еще 3. Сколько рыб стало?
Обычно такие задачи относятся к разряду Незнайкиных. Ребята стараются помощь незадачливому герою и исправляют его.
И особенно привлекают ребят такие уроки, где как бы подводя итог усвоенного, мы путешествуем по различным станциям. Все задания на таких уроках помогают мне увидеть, как формируются вычислительные навыки и делают учебный процесс более интересным. Вот некоторые из таких заданий:
Станция «Веселая»
- Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур составлены домик, паровозик, котенок. Сколько ты видишь кругов, квадратов, треугольников?
- Первый Назар шел на базар,
Второй Назар с базара.
Какой Назар купил товар,
Какой шел без товара?
Станция «Внимательный»
Дети хором произносят недостающие слва и выполняют движение руками.
Скажу я слово – высоко,
А ты ответишь ….(низко).
Скажу я слово – далеко,
А ты ответишь – близко.
Станция «Загадкино»
- Какое число получим, если 85 уменьшим на 20?
- Что получишь, если к разности прибавить вычитаемое?
- Если к числу прибавить 0, что произойдет с числом?
- Вставь знак «+» или «-»,
Торопись – да не ошибись!
40 * 19 = 21
8 * 8 = 16
Обязательно на уроках я провожу игру «Звук заблудился», которая помогает развитию внимания и умения определять на слух нужный звук. Например, во время урока посвященного изучению буквы Ж, даю детям такое задание:
- Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определи, какой звук заблудился:
Куклу,выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами!
Какой буквой обозначим /Ж/. Составь слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки. Разнообразить эту игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить предложения с данными словами (жук, лук).
Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: «Кто больше?» и «Чей «лучик» быстрее?». При проведении их предлагаю детям составить слово из слогов, расположенных на доске или слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению буквы Т, пишу детям слоги и буквы:
СА НИ С
КИ ТЫ НО
КО ТИ Т
Дети читают, а затем составляют слова: КОТ, КОТЫ, КИНО, НОС, КИТ, КОСА, КИСТИ, КОНИ.
Я считаю, что активизируют детей дидактические игры в форме перфокарт. Суть в том, что Незнайка просит детей вставить в окошечки (перфорации) пропущенные буквы и слоги (см.приложение).
Я широко использую перфокарты при проверке знаний (безударные гласные, падежные окончания существительных, различные приемы сложения, вычитания, умножения и деления). Такие предметные перфокарты не только помогают проверять знания, но и экономят время на уроке, активизируют самостоятельность детей. А вот красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбы, зайчика, цыпленка …) или с напечатанным рисунком животного привлекают с большим интересом работать на уроке. В процессе ученик накладывает перфокарту на листок бумаги и в местах прорезей вписывает ответы. Использую также перфокарты с цифрами. Это готовое пособие на печатной основе. Одна из главных его задач – помочь учителю в формировании вычислительных навыков и умений. Данное пособие служит развитию у детей нестандартного мышления, активности, самостоятельности и формированию познавательного интереса в занимательной игровой форме (см.приложение).
Для того, чтобы повысить интерес детей к новому, побудить желание испытать свои силы и тем самым развивать мышление и наблюдательность, я организую дидактические игры и на математике. Вот некоторые из них:
«Лучший счетчик»
На доске написаны примеры справа и слева, их количество одинаково:
9 + 3 3 + 8 7 + 9 9 + 8 8 + 4 5 + 6 7 + 8
По команде учащиеся записывают или выкладывают из резервных цифр соответствующие ответы, один слева, другой справа. Выигрывают тот, кто первым справится с заданием.
«Проверь себя»
Заготавливаю карточки, на которых записаны результаты умножения чисел – когда получается 18. Учитель показывает карточку, учащиеся записывают соответствующее числовое выражение.
«Точно по курсу»
На доске примеры:
5 – 3 7 + 2 1 + 5
10 – 3 4 + 3 6 – 3
6 + 4 9 – 5 10 – 5
Внизу под номером выставлены бумажные кораблики. Номер, изображенный на корабле, является ответом для данных примеров. Можно предложить такую ситуацию: в море начался шторм, корабли сбились с курса. Надо провести каждый корабль точно по курсу.
На уроке математики дети с большим интересом работают с так называемыми «вычислительными машинами». Уже с I класса при проведении устных вычислений я использую различные схемы таких ЭВМ (см.приложение). Игры из серии «Вычислительные машины» можно с успехом использовать при изучении любой темы. Производя вычисления, дети воображают, что программу выполняют не они, а «машина», и поэтому работают с удовольствием и более продуктивно. После того, как учащиеся освоят работу «машин», реализующих линейные и разветвленные алгоритмы, им можно предложить восстановить число при входе машины по известному результату на выходе. Естественно, что все задания постепенно усложняются. В серии «Вычислительные машины» можно использовать игры, организованные с помощью блок-схем.
Для себя я сделала вывод, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, позволяет удерживать внимание.
Очень часто в качестве дидактических игр и различных упражнений я использую книги из серии «Учимся думать». Сюда входят интересные задания на внимание и мышление, учат логически рассуждать и делать умозаключения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. И задача взрослых – умное руководство детьми, развитие их познавательных способностей. Стараюсь сама подбирать подобные задания для уроков. Считаю, что большое значение имеет подбор таких заданий для занятий, например математикой, которые требовали бы от детей проведения самостоятельных наблюдений, сравнения, описания рассматриваемых явлений, описания выполнения действий. Особое место отвожу головоломкам, задачам на смекалку, арифметическим ребусам. Очень помогает мне в этом материал из программы Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсона. Он ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике (см. приложение). А это в свою очередь является способом положительной мотивации учения младших школьников.
Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действия, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, умение к анализу, сравнению, обобщению, формирование критериев оценок и т.д. Нужно ребенку почувствовать его умелость, значимость и тогда раскроются способности, о наличии которых мы даже не подозреваем, он успешно начнет управляться с тем, что было недоступно ему ранее. Для ребенка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». Формированию положительной мотивации учения у детей своего класса уделяю внимание на всех уроках. Работа начинается уже с первых дней пребывания ребенка в школе. На уроках по обучению грамоте применяла много стихотворного материала – загадки, стихи, сказки о буквах и звуках. Например, «Это буква широка и похожа на жука» (буква Ж). Использовались стихи о буквах и звуках С.Маршака «Азбука в картинках», «Про все на свете», «Забавная азбука», Григоре Виеру «Азбука» и другие. С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки четкой дикции, дыхания, ритма чтения использовала материал из книги «Учите, играя» А.И. Максакова. Вот некоторые строчки:
«Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой».
После упражнений типа «Ша-ша-ша – мама моет малыша» предлагала детям самим закончить фразу. Такие пробы рифмования слов проходили на положительном фоне, со смехом и шутками и большим желанием. Постепенно задания усложнялись: ребята получали такую работу, где требовалось подобрать рифмы к другим словам, и сочиняли свои двустишья и четверостишья. Поощрялось и рекомендовалось пользование словарем. Поддержка способности к рифмования и сочинению стихов способствовала закреплению положительной мотивации к учению, формированию адекватной самооценки детей и развитию их творческих задатков.
А как же поддержать у детей интерес на уроках чтения, сделать так, чтобы каждый ученик на уроке был занят чтением не менее 25-30 минут и читал с удовольствием? Конечно, чтобы воспитать у ребят интерес и любовь к книге нужно, прежде всего, научить их читать и делать это правильно, осознанно и выразительно. На своих уроках чтения я учу детей обращать внимание на средства выразительности: паузы, логические ударения, темп, ритм. На каждом уроке детям дается 5-7 минут для тихого чтения своих любимых книг; ребята готовятся к выразительному чтению понравившихся отрывков. Использование различных видов чтения включаю в каждый урок: и чтение «цепочкой», выборочное, комбинированное и по ролям. Также помогают разнообразить уроки чтения – элементы драматизации. Уже с I класса пробуем ставить небольшие сценки, кукольные спектакли по прочитанным произведениям. Детям очень нравится быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями. Также с большим удовольствием ребята говорят «диафильмы» по прочитанным произведениям. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке «диафильма», пересказывать по рисункам. Все свое творчество в рисунках, стихах и рассказах очень часто прошу оформить в виде книги.
Ребята собирают материал по темам: «Зимушка-зима», «Животные наших лесов», «Что увидел на экскурсии» и т.д. Конечно, поддерживать интерес ребенка к учебе помогут и яркие наглядные пособия, включенные в процесс обучения игры. Приглашаем и мы на урок известных героев детских сказок, веселых человечков. Это Буратино и Незнайка, Гномик и Красная Шапочка, крокодил Гена, Чебурашка и т.д. Они задают детям вопросы, приносят письма с заданиями. Многих героев на урок ребята «приглашают» сами. Это их собственная игрушка, которая вовлекается в игру и учебу. Иногда герой-игрушка негромко разговаривает с ребятами, «шепчет» кому-либо на ухо, появляется незаметно для всех и исчезает. Если героя нет несколько дней, ребята спрашивают, когда он придет снова. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.
Работая над этой методической темой, для себя я сделала вывод, что такие уроки с дидактическими играми и упражнениями нужны. Подобные игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, работа на перспективу, использование природных задатков, развитие памяти, мышления и творческих способностей детей помогают мне поддерживать и формировать у детей интерес к учению. Делаю каждый урок таким, чтобы не было скучающих глаз и грустных лиц.
Очень точно подмечено К.Д. Ушинским: «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены – это несчастный человек».